Золотая хохлома
творческая работа учащихся по рисованию

«Золотая Хохлома»

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Задачи: Художественное творчество:  Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, выполнять узор в определённой последовательности. Познание: Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи. Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.

Коммуникация: Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.

Социализация: Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Предварительная работа: Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.  Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.  Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

Материал и оборудование:  Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.) жёлтого цвета; кисти, банки с водой, салфетки.

Ход: Здравствуйте, ребята!

Всех вас видеть очень рада я!

Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

 Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!

В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды. И чего здесь только нет:

Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши. Вы разглядите, не спешите. Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые. Дети рассматривают выставку.

Актуализация опорных знаний  Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.).

Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.  Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы). Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!  Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный). Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, кустики, листочки , ягодки). А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).Молодцы, ребята!  

 Ребята, а давайте откроем свой художественный салон. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эту посуду хохломским узором. На стенде выставлены силуэты различной посуды. Вы согласны? (Да). Посмотрите, здесь и миски, и ложки и вазы. У них золотой жёлтый фон. Выберите любой понравившийся силуэт и пойдите в нашу художественную мастерскую. Дети выбирают силуэт посуды, проходят на свои места, садятся.

Закрепление опорных знаний. Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность. С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т. д.). Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть). Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный). Молодцы, ребята, всё знаете! А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Продуктивная деятельность детей. Теперь, можете смело приступать к работе!  Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

 Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор.  Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!  А что больше всего понравилось вам, и почему?

2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников.  А дети наши довольны? (Да). А что больше всего вам понравилось и почему? (Дети высказываются). Отлично! Наш художественный салон закрывается. Всем спасибо! До свидания!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....

Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...

Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"

Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...

Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"

Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....