Конспект занятия по рисованию в средней группе «Роспись силуэтов дымковских игрушек»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Пахомова Наталья Георгиевна

Приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_zanyatiya.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия (игры): приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.

Задачи:

Обучающая (дидактическая) задача:

- расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;

- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки),

вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Развивающая (игровая задача):

- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.

- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности, внимания;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать чувство цвета, эстетические чувства;

- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать воображение.

 Воспитательная:

- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

- воспитывать самостоятельность, активность.

Планируемый результат:

-пополнят знания о народных промыслах и истории игрушек;

-познакомятся с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой;

-научатся выполнению традиционных элементов дымковской росписи,

- научатся приемам рисования: тычком, мазком, линией.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование:

 презентация дымковских игрушек; иллюстрации с изображением дымковских игрушек; силуэты дымковских игрушек; гуашь; кисточки; ватные палочки; салфетки (по количеству детей); королева-кисточка; элементы росписи дымковской игрушки; образцы, украшенных росписью силуэтов игрушек.

Ход занятия (игры).

Этапы деятельности

Время в минутах

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Вводно-организационный

1

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Сегодня, я приглашаю вас на галерею рисунков игрушек. Посмотрите как здесь красиво. Давайте мы их рассмотрим. Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее!

Дети самостоятельно рассматривают игрушки и иллюстрации, расписанные в стиле Дымки

2. Мотивационно-побудительный

2

Славилась Россия чудо - мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Мастера для всех ребят

Налепили жеребят,

Всадников, цыплят,

Посадили их в ушат.

Посадили, подсушили, побелили

Краской яркой нарядили

Разложили всё в лоток,

В изукрашенный платок

И скорее продавать

Всех игрушкой развлекать

Пышные, нарядные,

До того, приятные.

Ребята, а как называются эти игрушки?

Рассматривание игрушек на слайдах презентации.

3. Организационно-поисковый

5

Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково.

Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас.

И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Вставь словечко» Словесная игра

«...Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое … (Дымково) назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-… (сказки),

И лепили там из … (глины)

Все игрушки не простые,

А волшебно-… (расписные),

Белоснежны, как березки (Кружочки, клеточки, полоски )   - воспитатель показывает соответствующие узоры, а так же изображения животных и людей на иллюстрациях

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор»,

Из глины … (козлик) в яблоках,

Собою хорош, очень пригож.

А вот … (олень) на стройных ногах,

Вся краса у оленя в … (рогах).

А вот дымковские … (барыни):

У них руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Сюрпризный момент

Звучит мелодия Королевы-кисточки. Ребята, а теперь Королева-кисточка приглашает вас подойти к столам.

Игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет». Королева-кисточка напоминает нам, что дымковские игрушки всегда бывают только белыми. А мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой). Воспитатель:

Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?

Как, одним словом можно сказать про эти цвета?

Ребята, Королева-кисточка спрашивает, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки?

А что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья), а затем найти и показать эти элементы на изображениях игрушек.

У дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Дети слушают и рассматривают иллюстрации и игрушки.

Играют.

Ответы детей

Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка.

4. Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа)

10

Королева- кисточка предлагает вам попробовать самим стать народными умельцами.

Королева-кисточка приготовила для вас силуэты дымковских игрушек, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать силуэты игрушек.

Давайте вспомним, как будем расписывать ее. А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза разомнем пальчики и приступим к рисованию.

Пальчиковая гимнастика:

Прежде, чем рисовать.

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера, за работу всем пора.

Воспитатель: Когда у мастеров игрушки были готовы, их относили на ярмарку. А теперь давайте мы тоже отнесём эти прекрасные игрушки на ярмарку.
Ярмарка! Праздник! Внимание! Внимание! Веселое гуляние!
Приходи, скорей народ!
Разевай по шире рот,
Добрым людям здесь почет,
Всех нас ярмарка зовет.
Ребята, а что такое ярмарка?
Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто- то продает, а кто- то покупает. Но не только продают товар, но и выставляют на показ всем -гордятся люди своим мастерством. На ярмарке люди не только покупали, продавали, но и играли.

Играют.

Дети подходят к столам.

Рисуют.

Ответы детей

5.Заключительный этап. Рефлексия

2

Воспитатель: А давайте ребята поиграем с вами в одну игру! Игра называется «У Маланьи у старушки».

У Маланьи у старухи

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей-все без бровей.

С такими глазами, с такими ушами,

С такими носами, с такими усами,

С такой головой, с такой бородой.

Ничего не ели, на неё глядели.

Делали вот так.

Как? (По считалке выбирают водящего – «Маланью», ставят в центр круга. Все остальные ходят и поют. На слова «с такими глазами» дети останавливаются и изображают то, о чем поется: показывают огромные глаза», «длинный нос» и т. д. После слов «делали вот так» «Маланья» показывает какое – нибудь движение. Кто его лучше всех повторил, того «Маланья» выбирает и ставит в центр круга на своё место).

Вопросы к детям: Что интересного узнали?

Понравилась ли вам дымковская игрушка?

Какая игрушка понравилась вам больше всего и почему?

Ответы детей

Играют.

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе "Роспись Дымковской Игрушки"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать учить детей составлять узор на геометрической форме, из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски)Закреплять уменияконцом кисти наносить т...

План-конспект занятия по рисованию в средней группе "Дымковский конь"

План-конспект занятия по рисованию в средней группе "Дымковский конь"...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Роспись барельефов дымковским узором»

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Роспись барельефов дымковским узором"...

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему: ”Украшение силуэта платья”

Учить детей украшать силуэт платья для куклы Кати ( техника примакивания, располагая пятна на заданном силуэте, рисуем линии сначала сверху вниз, а затем слева направо)....

Конспект занятия по рисованию в средней группе , «Украсим платочек» — декоративное рисование по мотивам дымковских росписей.

Тема: «Украсим платочек» — декоративное рисование по мотивам дымковских росписей.Цель:  расширить представления детей о различных способах изображения цветовых пятен: позна...

«Раскрась платочек для куклы Кати дымковской росписью». Конспект занятия по рисованию в средней группе Цель: познакомить детей с особенностями дымковской росписи. Задачи: Образовательные: – формировать умение распределять и составлять узор из элементов ды

laquo;Раскрась платочек для куклы Кати дымковской росписью». Конспект занятия по рисованию в средней группеЦель: познакомить детей с особенностями дымковской росписи.Задачи:Образовательные...