Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: Рисование в технике Эбру «Волшебные цветы»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Замятина Светлана Александровна

Конспект НОД по ИЗО. Рисование в технике "ЭБРУ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: Рисование в технике Эбру «Волшебные цветы»

Цель: создать оригинальный рисунок с помощью рисования в технике Эбру.

Задачи:

Обучающие: 

- закрепление умения применять способы нетрадиционной техники в изобразительной деятельности.

- помочь в овладение различными техническими навыками при работе с красками Эбру;

Развивающие:

способствовать развитию

- художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

-  воображения, фантазии детей;

- мелкой моторики, пластичности и гибкости рук;

- желанию экспериментировать в рисовании.

Воспитывающие:

- способствовать формированию доброжелательного отношения друг к другу;

- воспитание творческой самореализации и индивидуальности;

- воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие;

художественно-эстетическое развитие,

познавательное развитие;

речевое развитие;

физическое развитие.

Предварительная работа: знакомство детей с техникой Эбру, рисование «Волшебные узоры» в технике Эбру, беседа о весне, рассматривание иллюстраций по теме «Цветы».

Материалы и оборудование: 4 лотка с водой, вода с загустителем, краски «эбру», листы бумаги , салфетки, металлические спицы с тупыми концами, видеоролик «Эбру», фоновая музыка.

Ожидаемый результат:

1. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники.

2. Находят нестандартные способы художественного изображения.

3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.

1. Вводная часть

Организационный момент.

Воспитатель:

- Ребята, к нам пришли гости, давайте и с ними поздороваемся. Здравствуйте.

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро"

- Доброе утро и солнцу, и птицам.

- Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!»

Доброе утро, ребята.

Воспитатель:

- Я хочу вам загадать загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает… весной.

Заходит Весна (ребенок в костюме Весна):

- Здравствуйте, ребята. Вот только у меня утро не совсем доброе, представляете, меня, на день рождения пригласила Фея цветов, а я не могу идти без подарка. Как вы думаете, что в качестве подарка, ей хотелось бы получить? Ответы детей, кто – то из детей отвечает «цветы». Останавливаемся на этом ответе.

Воспитатель: Ребята а где же мы с вами возьмем цветы? (ответы детей, звучит ответ – нарисовать). Наводящими вопросами подвожу детей к ответу (на улице сейчас очень много воды, потому что тает снег, а мы с ребятами умеем рисовать на воде. И мы сможем нарисовать «танцующие цветы» на воде).

Весна:

-Как же вы сможете нарисовать на воде, ведь краска растворяется в воде?

Воспитатаель:

- Весна, мы с ребятами научились рисовать в технике, которая называется «Эбру». Мастера с помощью объединения цветов на воде создают целые шедевры.

Весна:

- Очень, интересно, я тоже хотела бы узнать об этой технике рисования.

Воспитатель: 

- Сейчас мы тебе покажем и расскажем, как это делается.

2. Основная часть

Воспитатель:

- Сейчас Андрей расскажет подробнее об ЭБРУ.

Андрей: 

- Эбру – рисование на воде. В далекой стране Турции зародилась и передавалась из поколения в поколение техника эбру. Каждый народ Востока по-своему переводит слово «эбру» - это «Облачный», «Волнообразный», «Искусство облаков»…

Показ видеоролика «Эбру»

Весна:

- Красиво. Научите меня рисовать эти необыкновенные «танцующие цветы»

Воспитатель:

 - Я знала, что вам будет интересно и приготовила все необходимое для работы.

Но прежде мы отдохнем и проведем

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

Физ.минутка

«Весна пришла»

Солнце, солнце высоко

(На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло

(Легкие поглаживания руками по лицу).

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей,

Вы за ручейком бегите,

(Бег по кругу).

Лужи все перешагните,

(Ходьба по кругу).

 Практическая часть.

Воспитатель: - Отдохнули? Сейчас я вас приглашаю в мастерскую. Мы вспомним какие материалы используются в технике эбру и как ими работать.

Воспитатель: 1 шаг С чего начинается рисование?

Ответы детей.Рисование Эбру начинается с подготовки воды. Вода должна быть не простая , которая течет из-под крана, в нее добавлен специальный загуститель, он сделан из растения, горной колючки, которое растет только в Турции или на Кавказе, называется оно гевен.

Воспитатель: 2 шаг. Подготовка красок

Ответы детей. Для рисования берем специальные жидкие краски.

Воспитатель: 3 шаг. Какие инструменты используем?

Ответы детей. Металлические палочки, кисти, салфетки.

Воспитатель: 4 шаг. Рисование.

Ответы детей. Берем емкость с подготовленной водой и палочку. На кончик палочки набираем краску и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности). Палочку каждый раз надо вытирать сухой салфеткой, чтобы краски не смешивались. Далее рисуем фон, цветы.

Воспитатель: 5шаг. Перенос рисунка на бумагу

Ответы детей. Берем лист бумаги, аккуратно кладем его на поверхность и ждем несколько секунд, края начнут подниматься. Берем за края листа и поднимаем его. Даем рисунку высохнуть.

Воспитатель: А сейчас предлагаю, порисовать вам, но прежде, чем приступить к рисованию, что нам нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их).

Стучат всё громче дятлы,(одна рука в щепоть, стучит о другую ладононь)

Синички стали петь.( руки в щепоть, открываем и зыкрываем)

Встаёт пораньше солнце

Чтоб землю нашу греть. (ссжимаем, разжимаем кулачки, пальцы

растопырены)

Бегут ручьи под горку,(пальцами бежим по воздуху)

Растаял весь снежок,(гладим тыльную сторону ладоней)

А из под старой травки Уже глядит цветок.

 (боковые стороны рук соединены, поднимаются, ладони раскрываются, пальцы раскрыты, полусогнуты)

Раскрылся колокольчик (ладони в чашечке, соединяются, разъединяются)

Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна.

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").

Весна:

Я, предлагаю вам, превратится в волшебников.

«Будем чудо в гости звать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Палочкой взмахну своей,         

К волшебству спешим скорей!»

Воспитатель: Но пока вы только начинаете свою работу волшебников, я вам предлагаю облачиться в специальные защитные фартуки.

Рисовать будем парами. Разбейтесь на пары.

Игра Ленточки. Нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивает ленточку, потом судя по цветам дети расходятся за столы. 

Воспитатель: Итак, вы полностью готовы к чудесным превращениям созданию цветов на воде. Сейчас мы будем фантазировать, творить, а музыка поможет нам создавать прекрасные рисунки.

Выполнение работ детьми Дети становятся к столам и начинают рисовать. Звучит спокойная музыка.

Воспитатель:Чтобы «достать» волшебные узоры из воды, нужна бумага. Давайте накроем ею получившиеся картины и оставим их так на некоторое время, чтобы узоры «Эбру»  смогли на ней отпечататься. (Дети аккуратно накрывают свои картины листами бумаги). Вам интересно посмотреть, что же получилось? Дети: Да! Посмотрите, какие необычные яркие картины у нас получились.

3. Заключительная часть. 

Итог занятия.

Воспитатель:

Вопросы детям:

- Что понравилось на занятии? (ответы детей)

-Что было трудным? (ответы детей)

-Как называется эта техника? (ЭБРУ)

- Почему не тонут краски? (Специальные натуральные  краски)

- На чем вы рисовали? (на воде, в которую  добавляется загуститель, изготовленный из гевен. )

- Что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился? (нужно перенести его на бумагу).

Воспитатель: - Научившись этой технике, можно рисовать даже пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на бумагу, но и на ткань, дерево и стекло.

Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки. Воспитатель с детьми рассматривают продукты совместной деятельности каждой группы.

Воспитатель:-Я предлагаю вам выбрать понравившуюся картину и посадить на нее бабочку.

Воспитатель: - Как мне нравятся ваши работы, настоящие произведения искусства!

Весна: Я рада, что вы ооткрыли для меня необычный способ рисования, он мне очень понравился. Теперь я сама смогу научить своих друзей так рисовать. Спасибо вам за помощь, я бы одна не справилась! Я уверена, что «танцующие цветы» порадуют нашу именинницу. А сейчас мне пора. И вам пора возвращаться обратно в детский сад. Скажем вместе:

«Вокруг себя повернись,

Друг-другу улыбнись,

Из волшебников в детей превратись»

До свидания!

Воспитатель: Вот мы и в детском саду, всем спасибо. Вы были большие молодцы! 

Самоанализ занятия Уважаемые коллеги, вашему вниманию была представлена непосредственно - образовательная деятельность художественно-эстетического цикла, которая была разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, в ходе которой произведена интеграция образовательных областей: художественно-эстетического , познавательного, речевого и физического развития.

Тема: рисование в технике эбру «Волшебные цветы»

Занятие проводила с детьми  подготовительной группы, присутствовало 6 детей. Содержание НОД соответствует развитию и возрасту детей, а также соответствует теме календарного плана.

Мною соблюдалась инструкция охраны жизни и здоровья воспитанников,

Выполнялись санитарно-гигиенические и психолого-педагогические требования к организации всей деятельности: проветрено помещение, проведена влажная уборка; одежда детей соответствует температурному режиму; мебель соответствует росту детей.

Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные  и психические индивидуальные  особенности детей подготовительной группы.

Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель занятия: создать оригинальный рисунок с помощью рисования в технике Эбру.

В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи 

Обучающие:

Закрепить умение применять способы нетрадиционной техники в изобразительной деятельности.

Помочь в овладение различными техническими навыками при работе с красками Эбру.

Развивающие:

Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное.

Развивать воображение, фантазию.

Развивать мелкую моторику, пластичность и гибкость рук.

Развивать желание экспериментировать в рисовании.

Воспитывающие 

Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

Воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия.

Воспитание аккуратности.

В соответствии с требованиями ФГОС использовала виды деятельности: игровую, познавательную, продуктивную, двигательную.

Методы и приемы: Методические приёмы: игровая мотивация, беседа - диалог, загадывание загадки, демонстрация и объяснение приёмов рисования, самостоятельная работа, анализ детских работ, поощрение. методы здоровье сбережения, сохранения и укрепления здоровья (упражнение для глаз, пальчиковая гимнастика, физминутка)

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующее

Предварительная работа: знакомство детей с техникой Эбру, рисование «Волшебные узоры» в технике Эбру, беседа о весне, рассматривание иллюстраций по теме «Цветы».

Материалы и оборудование: 4 лотка с водой, вода с загустителем, краски «эбру», листы бумаги , салфетки, металлические спицы с тупыми концами, видеоролик «Эбру», фоновая музыка.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.

1. Вводная часть. 

Способствовали созданию психологической комфортности. Настроили детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дали психоэмоциональную разрядку, создали заинтересованность предстоящей деятельностью. Приход персонажа Весны повысил интерес к занятию и обозначил проблемную ситуацию (какой подарить подарок). Я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Определение цели темы (рисование цветов на воде)

2. Основная часть.

Направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образовательной ситуации. В данной части образовательной деятельности использовалось сочетание игровой мотивации, наглядных, словесных и практических методов.

- Рассказ ребенком о технике Эбру.

- Просмотр Видеоролика Эбру.

-Пошаговое объяснение назначения инструментов и способов рисования

- Были проведены физкультминутка, пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз.

- Самостоятельная продуктивная деятельность.

- Использование спокойной музыки помогло детям расслабиться и снять напряжение.

3. Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД.

Все этапы были взаимосвязаны, подчинены заданной теме и целями образовательной деятельности. Смена видов деятельности на каждом этапе   позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другой.

Дети были отзывчивы, доброжелательны и с большим удовольствием включались в деятельность. Индивидуальное общение с детьми позволяло раскрыть такие качества, как эмоциональную отзывчивость и взаимопонимание.

Вывод:

Что дает мне в работе использование нетрадиционных техник рисования? - Необычность рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать. В своей работе использую такие техники рисования: граттаж, пуантилизм(рисование точками), пластилинография, отпечаток листьями, овощами, рисование на мокром листе, монотипия. В данном случае выбрала технику ЭБРУ –это медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Поэтому я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР на тему: «НАШЕ ОТЕЧЕСТВО»

Цель: Формирование монологической связной речи. Обучение пересказыванию по лексической теме: "Наше Отечество"...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «На улицах нашего города»

С помощью различных видов деятельности и игр закрепляются правила дорожного движения для пешеходов, названия транспорта, развиваются слуховое внимание, общая и мелкая моторика, связная речь....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности c ЗПР на тему: «Знакомство детей с родным городом»

Конспект данного занятия поможет воспитателям познакомить детей с родным краем. Глубже узнать историю города Балашихи Московской области(гимн, герб, флаг), вызвать интерес к изучению исторических мест...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме "Звук С. Незнайка покупает посуду."

Занятие направлено на закрепление произношения звука С в слогах, словах, словосочетаниях. На совершенствование звукового анализа слов....