Методическая разработка цикла конспектов НОД с использованием тестовых рисунков в области художественно- эстетического развития.
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Юлия Викторовна Иванова

Данный цикл  содержит краткие конспекты НОД по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам и приемам композиции с использованием тестовых рисунков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy.odt25.86 КБ
Файл doc4.docx53.98 КБ
Файл doc5.docx52.56 КБ
Файл doc6.docx49.36 КБ

Предварительный просмотр:

Краткие конспекты цикла НОД по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам и приёмам композиции с использованием тестовых рисунков

НОД №1

                «Знакомство с мастерской лесного художника»

Программное содержание. Введение детей в сюжетный контекст последующего цикла занятий. Создание условий для возникновения у детей интереса к главному герою и его деятельности.

Материалы. Изобразительные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисточки, стаканы – непроливайки, бумага). Книга М. Пляцковского «Солнышко на память». Фигурки лягушонка – «лесного художника», медвежонка и зайчонка. Иллюстрации из книги М. Пляцковского, которыми оформлено пространство ИЗО – студии.

                                                Часть 1

Введение

        Воспитатель предлагает ребятам рассесться и послушать сказку М. Пляцковского «Разноцветные зверята». После прочтения сказки с ребятами обсуждаются следующие вопросы[1]: 1) Кто из героев сказки вам понравился и почему? 2) Как вы думаете, что могло бы произойти дальше со всеми героями сказки? 3) Хотели бы вы познакомиться с лягушонком – художником?

                                                Часть 2

                                              Рисование

        Воспитатель: «Ребята, художник лягушонок приглашал нас к себе в гости, в свою мастерскую. Пойдём?.. Только негоже в гости с пустыми руками приходить. Что бы такое нам принести в подарок лягушонку?.. Правильно, лучший подарок для художника – это хороший рисунок. Давайте пофантазируем и нарисуем, как выглядит мастерская лесного художника, как лягушонок в ней работает?».

        Ребята рисуют свои работы. После этого детям предлагается совершить прогулку в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию.

                                                Часть 3

                Организация выставки в мастерской лесного художника

        Ребята приходят в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию. Их встречают Лягушонок, Медвежонок и Зайчонок. Они приветствуют ребят, приглашают показать свои работы, рассказать о них. Дают положительную оценку рисункам детей.

        Далее с ребятами обсуждаются следующие вопросы: 1) для чего художнику нужна мастерская? 2) для чего люди могут приходить в мастерскую художника? 3) хотелось бы вам ещё вернуться сюда и чему – то научиться у лесного художника лягушонка?

        После этого зверята прощаются с детьми до следующей встречи.

НОД №2

        «Первый секрет лесного художника: какой лист правильный?»

Программное содержание. Познакомить детей с возможностями использования формата листа (вертикальный или горизонтальный) для выразительности создаваемого рисунка. Развивать у детей умение создавать сюжетное изображение. Учить детей выделять характерные особенности изображаемого объекта: высокий – низкий, широкий – узкий, короткий – длинный, толстый – тонкий. Обогащать словарь детей терминами, соответствующими теме занятия: «формат листа», «вертикальный», «горизонтальный», «композиция».

Материалы. Письмо от Лягушонка, адресованное детям. Иллюстрации из книги М. Пляцковского, которыми оформлено пространство ИЗО – студии. Изобразительные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисточки, стаканы – непроливайки, клеёнки, бумага различного размера и фактуры). Фигурка лягушонка. Репродукции картин с вертикальной и горизонтальной композицией. Тестовые рисунки серий 1А и 1В. Карточки с изображением предметов.

                                                Часть 1

                                        Введение

                Воспитатель: «Ребята, сегодня утром, придя в группу, я увидела на своем столе большой конверт. На нем был написан адрес нашего детского сада и указано: «Ребятам - «фантазёрам»». Я подумала, что это для нас с вами. Но так как письмо адресовано нам всем, вскрывать его сама я не стала. Решила подождать, пока мы все соберемся в группе, позавтракаем. Но вот момент настал…».

                Воспитатель читает ребятам письмо: в нём приглашение от Лягушонка, прийти в мастерскую лесного художника. После этого дети совершают прогулку в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию.

                                                Часть 2

                                              Рисование

        Ребята приходят в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию. Их встречает Лягушонок. Он приветствует ребят и предлагает сыграть в игру «Каравай».

        После этого лягушонок просит ребят рассесться за столы и предлагает для рассмотрения тестовые рисунки серий 1А и 1В. Во время последующей беседы с ребятами обсуждаются следующие вопросы: 1) какой из рисунков кажется детям более красивым/ нравится им? 2) как ребята думают, если художник хочет нарисовать высокий предмет, как надо повернуть лист, чтобы было красиво? 3)  как ребята думают, если художник хочет нарисовать длинный предмет, как надо повернуть лист, чтобы было красиво? Формулируется «секрет» художника: «Если хочешь нарисовать высокий или узкий предмет, поверни лист вертикально. А если длинный или широкий - горизонтально».

        После обсуждения детям предлагается  вытащить, не глядя, из набора карточек любую. Охарактеризовать изображённый на ней предмет (высокий – низкий, широкий – узкий, короткий – длинный, толстый – тонкий) и, выбрав соответствующий формат листа, нарисовать его.

                                                Часть 3

                                        Анализ детских работ

        Когда ребята закончат рисовать, организуется выставка детских работ. Воспитатель и лесной художник Лягушонок дают положительную оценку рисункам. Ребята рассматривают представленные работы и пытаются ответить на вопрос, кому из них удалось применить «секрет» художника в рисовании. Воспитатель просит говорить ребят о работах других детей.

После этого Лягушонок прощается с детьми до следующей встречи.

НОД №3

«Второй секрет лесного художника: справа, слева вверху, внизу или посередине?»

Программное содержание. Познакомить детей с возможностями группировки изображений в пространстве листа. Развивать у детей умение создавать сюжетное изображение. Обсудить с детьми, как можно «создавать» эффект движения с помощью определённого расположения фигур на листе. Тренировать у детей умение ориентировать в пространстве, в том числе листа. Повторить «секрет» и специальные термины, освоенные детьми на предыдущем занятии.

Материалы. Письмо от Лягушонка, адресованное детям. Иллюстрации из книги М. Пляцковского, которыми оформлено пространство ИЗО – студии. Изобразительные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисточки, стаканы – непроливайки, клеёнки, бумага различного размера и фактуры). Фигурки лягушонка и зайчонка. Тестовые рисунки серий 2А и 2В. Схемы движений для первого этапа игры «Весёлый счёт».

                                                Часть 1

                                        Введение

                Перед началом занятия в группу приносят очередное письмо от Лягушонка. Воспитатель читает ребятам письмо: в нём приглашение от Лягушонка, прийти в мастерскую лесного художника. После этого дети совершают прогулку в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию.

                                                Часть 2

                                              Рисование

        Ребята приходят в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию. Их встречают Лягушонок и Зайчонок. Они приветствуют ребят и предлагают сыграть в игру «Весёлый счёт».

        После этого зверята просят ребят рассесться за столы и предлагают для рассмотрения тестовые рисунки серий 2А и 2В. Во время последующей беседы с ребятами обсуждаются следующие вопросы: 1) какой из рисунков кажется детям более красивым/ нравится им? 2) какие мысли приходят в голову, если предметы на листе нарисованы около правого/ левого/ верхнего/ нижнего края, посередине? Формулируется «секрет» художника: «Чтобы зрителям было лучше видно предметы, художник старается рисовать их не сверху, ни снизу, не справа, ни слева, а посередине».

        После обсуждения детям предлагается  сделать рисунок по собственному замыслу.

                                                Часть 3

                                        Анализ детских работ

        Когда ребята закончат рисовать, организуется выставка детских работ. Воспитатель, лесной художник Лягушонок и Зайчонок дают положительную оценку рисункам. Ребята рассматривают представленные работы и пытаются ответить на вопрос, кому из них удалось применить новый «секрет» художника в рисовании. Кому из ребят удалось воспользоваться сразу двумя «секретами»?

После этого Лягушонок и Зайчонок прощаются с детьми до следующей встречи.

НОД №4

«Третий секрет лесного художника: что такое «горизонт»?»

Программное содержание. Познакомить детей с понятием «линия горизонта», сформулировать её значение для создаваемого изображения. Развивать у детей умение создавать сюжетное изображение. Учить детей изображать линию горизонта, верно использовать её в рисунке. Обогащать словарь детей терминами, соответствующими теме занятия: «линия горизонта», «выше линии горизонта», «ниже линии горизонта». Повторить «секреты» и специальные термины, освоенные детьми на предыдущих занятиях.

Материалы. Письмо от Лягушонка, адресованное детям. Иллюстрации из книги М. Пляцковского, которыми оформлено пространство ИЗО – студии. Изобразительные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисточки, стаканы – непроливайки, клеёнки, бумага различного размера и фактуры). Фигурки лягушонка и медвежонка. Тестовые рисунки серии 3. Мягкий мяч. Карточки с названием предметов и живых существ (примерно по 3 на каждой карточке).

                                                Часть 1

                                        Введение

                Утром пришедший одним из первых ребёнок находит в группе очередное письмо от Лягушонка. В начале занятия воспитатель читает ребятам письмо: в нём приглашение от Лягушонка, прийти в мастерскую лесного художника. После этого дети совершают прогулку в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию.

                                                Часть 2

                                              Рисование

        Ребята приходят в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию. Их встречают Лягушонок и Медвежонок. Они приветствуют ребят и предлагают сыграть в игру «Земля, вода, огонь, воздух».

        После этого зверята просят ребят рассесться за столы и предлагают для рассмотрения тестовые рисунки серии 3. Во время последующей беседы с ребятами обсуждаются следующие вопросы: 1) какой из рисунков кажется детям более красивым/ нравится им? 2) что такое «горизонт»? 3) как ребятам кажется, почему линия горизонта изображается именно так? Формулируется «секрет» художника: «То, что находится в небе, высоко, рисуй в верхней части листа/ над линией горизонта. А то, что на земле, низко – в нижней части листа/ под линией горизонта».

        После обсуждения детям предлагается  вытащить, не глядя, из набора карточек любую и нарисовать сюжетное изображение с объектами на ней названными.

                                                Часть 3

                                        Анализ детских работ

        Когда ребята закончат рисовать, организуется выставка детских работ. Воспитатель, лесной художник Лягушонок и Медвежонок дают положительную оценку рисункам. Ребята рассматривают представленные работы и пытаются ответить на вопрос, кому из них удалось применить новый «секрет» художника в рисовании. Кому из ребят удалось воспользоваться двумя «секретами»? А кому - сразу тремя?

После этого зверята прощаются с детьми до следующей встречи.

НОД №5

«Четвёртый секрет лесного художника: как показать «далеко» или «близко»?»

Программное содержание. Познакомить детей с особенностями пространственного расположения фигур на листе: то, что ближе большего размера, то, что дальше – меньшего. Развивать у детей умение создавать сюжетное изображение. Обогащать словарь детей терминами, соответствующими теме занятия: «первый/ передний план», «второй/ задний план». Повторить «секреты» и специальные термины, освоенные детьми на предыдущих занятиях.

Материалы. Письмо от Лягушонка, адресованное детям. Иллюстрации из книги М. Пляцковского, которыми оформлено пространство ИЗО – студии. Изобразительные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисточки, стаканы – непроливайки, клеёнки, бумага различного размера и фактуры). Фигурки лягушонка, зайчонка и медвежонка. Тестовые рисунки серий 4А и 4В. Карточки с названием предметов и живых существ и описанием их пространственного расположения (примерно по 4 на каждой карточке).

                                                Часть 1

                                        Введение

                Утром пришедший одним из первых ребёнок находит в группе очередное письмо от Лягушонка. В начале занятия воспитатель читает ребятам письмо: в нём приглашение от Лягушонка, прийти в мастерскую лесного художника. После этого дети совершают прогулку в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию.

                                                Часть 2

                                              Рисование

        Ребята приходят в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию. Их встречают Лягушонок, Зайчонок и Медвежонок. Они приветствуют ребят и предлагают сыграть в игру «Тропинка, горка, копна».

        После этого зверята просят ребят рассесться за столы и предлагают для рассмотрения тестовые рисунки серий 4А и 4В. Во время последующей беседы с ребятами обсуждаются следующие вопросы: 1) какой предмет на рисунке находится ближе, а какой - дальше? 2) как дети это поняли?/ на что обращали внимание? Формулируется «секрет» художника: «То, что находится ближе к тебе, пусть будет большим и насыщенным по цвету/ ярким. А то, что находится далеко – маленьким и не очень ярким».

        После обсуждения детям предлагается  вытащить, не глядя, из набора карточек любую и нарисовать сюжетное изображение с объектами на ней описанными.

                                                Часть 3

                                        Анализ детских работ

        Когда ребята закончат рисовать, организуется выставка детских работ. Воспитатель, лесной художник Лягушонок, Зайчонок и Медвежонок дают положительную оценку рисункам. Ребята рассматривают представленные работы и пытаются ответить на вопрос, кому из них удалось применить новый «секрет» художника в рисовании. Кому из ребят удалось воспользоваться двумя «секретами»? Кому из ребят удалось воспользоваться тремя «секретами»? А кому - сразу четырьмя?

После этого зверята прощаются с детьми до следующей встречи.

НОД №6

«Пятый секрет лесного художника: кто на рисунке главный?»

Программное содержание. Познакомить детей с приёмами выделения главного объекта в рисунке. Развивать у детей умение создавать сюжетное изображение. Обогащать словарь детей терминами, соответствующими теме занятия: «цветовая насыщенность». Повторить «секреты» и специальные термины, освоенные детьми на предыдущих занятиях.

Материалы. Письмо от Лягушонка, адресованное детям. Иллюстрации из книги М. Пляцковского, которыми оформлено пространство ИЗО – студии. Изобразительные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисточки, стаканы – непроливайки, клеёнки, бумага различного размера и фактуры). Фигурки лягушат. Тестовые рисунки серий 5А и 5В. Карточки с названием предметов и живых существ и указанием, кто из них главный (примерно по 5 на каждой карточке).

                                                Часть 1

                                        Введение

                Утром пришедший одним из первых ребёнок находит в группе очередное письмо от Лягушонка. В начале занятия воспитатель читает ребятам письмо: в нём приглашение от Лягушонка, прийти в мастерскую лесного художника. После этого дети совершают прогулку в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию.

                                                Часть 2

                                              Рисование

        Ребята приходят в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию. Их встречают Лягушонок и лягушата. Они приветствуют ребят и предлагают сыграть в игру «Море волнуется».

        После этого лягушата просят ребят рассесться за столы и предлагают для рассмотрения тестовые рисунки серий 5А и 5В. Во время последующей беседы с ребятами обсуждаются следующие вопросы: 1) какой предмет на рисунке кажется им главным? 2) как дети это поняли?/ на что обращали внимание? Формулируется «секрет» художника: «То, что на рисунке главное, пусть будет большим и насыщенным по цвету/ ярким. А то, что не очень – маленьким и не очень ярким».

        После обсуждения детям предлагается  вытащить, не глядя, из набора карточек любую и нарисовать сюжетное изображение с объектами на ней описанными.

                                                Часть 3

                                        Анализ детских работ

        Когда ребята закончат рисовать, организуется выставка детских работ. Воспитатель, Лягушонок и лягушата дают положительную оценку рисункам. Ребята рассматривают представленные работы и пытаются ответить на вопрос, кому из них удалось применить новый «секрет» художника в рисовании. Кому из ребят удалось воспользоваться двумя «секретами»? Кому из ребят удалось воспользоваться тремя «секретами»? Кому из ребят - четырьмя? А кому - сразу пятью?

После этого лягушата прощаются с детьми до следующей встречи.

НОД №7[2]

«Конкурс лучшего художника»

Программное содержание. Развивать у детей умение создавать сюжетное изображение. Повторить «секреты» освоенные детьми на предыдущих занятиях. Закрепить использование в речи специальных терминов, освоенных на предыдущих занятиях.

Материалы. Письмо от Лягушонка, адресованное детям. Иллюстрации из книги М. Пляцковского, которыми оформлено пространство ИЗО – студии. Изобразительные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисточки, стаканы – непроливайки, клеёнки, бумага различного размера и фактуры). Фигурки лягушат, зайчонка, медвежонка. Магнитофон, музыкальная запись. Карточки с изображением звёздочек (исходя из расчёта по две на каждого участника). Призы.

                                                Часть 1

                                        Введение

                Воспитатель: «Ребята, сегодня утром, придя в группу, я увидела на своем столе необычный конверт. На нем был написан адрес нашего детского сада и указано: «Ребятам - художникам». Я подумала, что это для нас с вами. Но так как письмо адресовано нам всем, вскрывать его сама я не стала. Решила подождать, пока мы все соберемся в группе, позавтракаем. Но вот момент настал…».

                Воспитатель читает ребятам письмо: в нём приглашение от Лягушонка, принять участие в конкурсе лучшего художника. После этого дети совершают прогулку в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию.

                                                Часть 2

                                              Рисование

        Ребята приходят в мастерскую лесного художника – ИЗО – студию. Их встречают Лягушонок, лягушата, Зайчонок и Медвежонок. Они приветствуют ребят и предлагают принять участие в конкурсе лучшего художника.

        После этого зверята просят ребят рассесться за столы и предлагают послушать музыкальный отрывок. Во время последующей беседы с ребятами обсуждается, про что думал каждый из них, когда слушал музыку.

        После обсуждения детям предлагается  нарисовать того/ то, что они нафантазировали, используя при этом те «секреты» лесного художника, которым они научились.

                                                Часть 3

                                        Анализ детских работ

        Когда ребята закончат рисовать, организуется выставка детских работ. Воспитатель и зверята дают общую положительную оценку рисункам. После этого с ребятами обсуждается, кто из них какие «секреты» в рисунке использовал? Потом проводится голосование: каждому из ребят раздаются по две карточки – звёздочки. Их надо вручить тем детям, чьи работы ребёнку понравились. Трое детей, набравших наибольшее количество звёздочек ,становятся победителями конкурса.

После этого ребятам вручаются призы, и зверята прощаются с детьми.


[1]          Использовать большее количество вопросов кажется нам нецелесообразным, так как это может привести к излишней структуризации информации и блокированию проявлений детской фантазии.

[2]         Итоговое НОД проводит через две недели после первых шести НОД цикла.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Юльчик\Desktop\20141103_192816.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\Юльчик\Desktop\20141103_192941.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\Юльчик\Desktop\20141103_192850.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», аппликация с использованием элементов нетрадиционных техник

Конспект НОД  в старшей группе по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»,  аппликация с использованием элементов нетрадиционных техник...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии «ТРИЗ» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Роза»

Конспект по Рисованию  непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии ТРИЗ.  Целью занятия является научить рисовать розу, используя нетрад...

Методическая разработка совместной деятельности детей и педагога НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей среднего дошкольного возраста. Тема:"Поможем птицам"

Методическая разработка совместной деятельности детей и педагога НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей среднего дошкольного возраста....

Методическое обеспечение рабочей программы: конспекты авторских сценариев праздников и развлечений. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", раздел "Музыка"

Конспекты сценариев праздников и развлечений раздела "Музыка" представлены для разных возрастных групп детей дошкольного возраста....

Методические разработки.Конспект НОД для старшей группы в образовательной области «художественное-эстетическое развитие» по лепке на тему «Зайчонок»

Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей. Значение же лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистичес...

Методическая разработка (план-конспект) для детей средней группы. НОД в области художественно-эстетического развития. Тема:"Арбуз"

НОД в области художественно-зстетического развития, в средней группеЗдравствуйте, дорогие друзья! Давно хотела поделиться с Вами занятием, которое я провела с детьми средней группы. Его также мо...

Методическая разработка НОД во второй младшей группе с использованием технологии ТРИЗ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Божья коровка»

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности о второй младшей группе с исполь зованием технологии ТРИЗ. Цель занятия: научить рисовать выразительный образ Божьи коровки с испол...