«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования».
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Зацаринина Ирина Вадимовна

в разработке представлены разные виды техник нетрадиционного рисования и примерное планирование для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_netraditsionnoe_risovanie.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 232»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования».

Автор – составитель: воспитатель Зацаринина И.В.

Введение

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

 Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность темы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью,

раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в

качестве художественных материалов.

Рисование -интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- Внимания и усидчивости;

- Мышления;

- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Основные цели и задачи:

Цель- развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Поставленная цель определила следующие задачи:

- сформировать у детей технические навыки рисования, познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

-научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники;

-формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

-развивать воображение и творческие способности детей;

-обогащать и расширять художественный опыт детей;

-Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:   игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, загадки.

Организуя деятельность по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

 от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

 от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

 от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

 от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

 от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

 от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных

Для развития творческих способностей детей можно  использовать следующие способы нетрадиционного рисования:

Работы в этих техниках получаются яркими, интересными. В работе с детьми можно использовать следующие нетрадиционные техники:

«Монотипия» Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.

 «Печатание листьями» Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.

«Рисование нитками». Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

«Печатание бумагой». Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.

«Рисование кляксами» Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.

 «Клеевая техника(витражи)» Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА) сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.

«Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами» Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.

«Рисование методом тычка (поролоновый тычок)» Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.

 «Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти) Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

«Рисование свечой (проступающий рисунок)» Техника рисования. На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем затонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок нарисованный свечой незатонируется.

 «Рисование жесткой кистью(щетина)» Техника рисования. Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны (опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти. Получается эффект " пушистой шерстки". Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции.

«Рисование скотчем» Техника рисования, предварительно подбирается линейный рисунок с крупным изображением без мелких деталей. Затем небольшими отрезками скотча заполняется изображение. По окончанию работы все мелкие детали проводят маркером.

Планирование работы по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности ДОУ.

При планировании работы по обучению детей рисованию через нетрадиционные техники я учитывала, что ребёнок должен приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, развивать ручную умелость.

Примерное тематическое планирование с детьми старшего дошкольного возраста

Тема

Задачи

Сентябрь

Бабочка

Упражнять в рисовании по-сырому (предметная монотипия). Использование пятна, цвета, горизонтальной симметрии как средств выразительности образа бабочки.

Цветочная полянка

Закрепление приёмов рельефной (полуобъёмной) лепки; знакомство с техникой пластилинографии, показать некоторые способы её выполнения (налеп, растяжка). Выполнение выразительной композиции цветущей полянки на цветном картоне.

Октябрь

Осенний ковер

Украшение квадратной формы в технике рельефной лепки и пластилинографии по мотивам дымковской росписи. Развитие цветовосприятия.

Золотая осень

(коллективная работа)

Познакомить с техникой печатания засушенными листьями - «эстамп». Создание в данной технике картины осеннего пейзажа. Развивать умение выполнять работу сообща, коллективно.

Ноябрь

Волшебная бумага (зеркало)

Знакомство с фольгой и с техникой рисования на ней путём выдавливания рисунка («гравирование», или «чеканка»). Украшение узором рамки зеркала. Развитие чувства ритма, эстетического вкуса.

Золотая рыбка

Знакомство с техникой мозаичного рисования ватными палочками. Учить заполнять контуры рыбки цветными точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики).

Декабрь

Зима пришла

 

Развивать интерес к технике «эстамп»: печатание засушенными листьями лесного пейзажа. Использование белого цвета и темного фона как средств выразительности образа заснеженного леса.

Дорисовка дополнительных деталей кистью.

В лесу родилась ёлочка

(коллективная работа,

Выполнение изображения ели способом объёмной аппликации.

Январь

Морозные узоры

Закреплять умение рисовать свечой и акварелью, использовать простой карандаш для выполнения предварительного наброска. Развивать творческую инициативу.

Снегири прилетели

Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего вида снегирей; вызвать эмоциональный отклик на произведения поэзии, описывающие зимних красавцев.

Рисование снегирей на ветках в технике «батик».

Февраль

Берёзки, опушённые инеем

(ознакомительное; рисование фона)

Рисование неба и снега не только голубым и белым цветом, но и оттенками (розоватым, желтоватым...), смешивая краски на палитре и создавая полутона. Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с наблюдениями за опушёнными инеем деревьями.

Берёзки, опушенные инеем

(рисование берёзки в инее)

Обратить внимание на способы передачи характерных особенностей внешнего вида берёзы (серо-белый ствол, ниспадающие тонкие ветви).

Рисование инея на веточках жёсткой кистью точечным приемом.

Март

Красивые цветы в подарок маме

(планируется в 2 этапа)

 

1. Выполнение композиции различными изосредствами, сочетая рисунок и аппликацию.

Закрепление техники тампонирования губкой по трафарету (цветы).

2. Доведение работы до логического завершения: вырезывание симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (ваза), украшение её узором при помощи цветных карандашей.

Волшебный карандаш 

Познакомить с техникой рисования штрихом. Учить передавать выразительный образ весеннего явления (звонкая капель) зигзагообразной штриховкой. Закреплять навыки рисования карандашом, развивать умение регулировать силу нажима.

Апрель

Лети, ракета, к звёздам!

Передача образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе); рисование ракеты кистью.

Подводный мир

Совершенствовать умение детей рисовать в технике «батик». Изображение различных водорослей, медуз, рыб разной величины. Создание созвучного тона восковому рисунку с помощью акварели.

Май

Праздничный салют Победы

Знакомство с приёмом рисования в технике «граттаж» (процарапывание рисунка заострённой палочкой). Развитие творческой фантазии, самостоятельности.

«Пушистые одуванчики, белые сарафанчики...»

Передача выразительного образа одуванчиков через использование различных изотехник: набрызг по трафарету (пушистые шарики семян), рисование ватными палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью или пастелью (зубчатые листья цветов, травяная лужайка и т. п.).

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативысамостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Список используемой литературы

-Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

-Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).

-«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.

- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. -  96с.

-Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995. - 98 с. 29

 -Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

-Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной работы».

ГофротрубочкиЕсли вы любите заниматься рукоделием из интересных материалов, то гофротрубочки именно то, что нужно. Из них получаются необычные игрушки, аксессуары для дома и подарки самым дорогим и лю...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательскую работу провела в подготовительной группе, в количеством 15 детей..На первый взгляд в этой группе ...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами. С целью изучения механизмов формирования и развития ...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования

Размещен материал об актуальности проблемы и результат проведенного опыта работы с детьми воспитателем...

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной аппликации»

           Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Данная деятельност...