«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной аппликации»
статья по аппликации, лепке

Велиджанова Зейнеб Адильевна

             Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельностьДанная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа  села Амзя

Выступление на городском методическом объединении

На тему:

 «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной аппликации»

Подготовила: Велиджанова З.А., воспитатель

 первой квалификационной категории

Слайд 1. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность.

Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника. 

Слайд 2. А также:

- умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность. 

- сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами. 

- нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. 

- трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется  затрата физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. 

- эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус. 

Слайд 3. Аппликация может быть: 

- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.). 

- сюжетной, отображающей те или иные события. 

- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Слайд 4,5. Свою работу с использованием нетрадиционных техник аппликации я начала с детьми старшей группы. Данную работу вела как на занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности. При изготовлении изделия аппликации обращала внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.). Занимаясь аппликацией, дети узнавали разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомились с их свойствами, выразительными возможностями, приобретали навыки работы с ними. Дети усваивали также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Для развития творческих способностей и желания заниматься аппликацией в группе был создан уголок художественного труда, где был представлен разнообразный материал (природный материал, ткань, салфетки, крупы, макаронные изделия и др.).

Хочу представить несколько видов нетрадиционных техник аппликации.

Слайд 6. Накладная аппликация. 

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. 

Слайд 7. Аппликация из салфеток 

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива. 

Слайд 8. Аппликация из резанных шерстяных нитей.

Для данной работы понадобятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.

Слайд 9.  Мозаика из яичной скорлупы.

Скорлупки от отварных яиц дети разламывают на мелкие части и откладывают в ёмкость. Затем, на какой-либо участок подготовленного рисунка наносят клей и посыпают скорлупками. После того, как скорлупки приклеились их можно раскрасить.

Слайд 10. Аппликация из засушенных растений. 

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Слайд 11. Аппликация из крупы 

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды. 

Существует еще много видов нетрадиционной аппликации - аппликация из соломы, обрывная аппликация, аппликация из ткани, симметричная аппликация, аппликация из гофрированной бумаги, квиллинг, торцевание, оригами и др.

Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.

Слайд 12. Используя нетрадиционные техники мы сделали вывод, что нетрадиционные техники способствуют:

- накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);

- обогащение изобразительного, эстетического опыта;

- развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании);

- экспериментированию с различными материалами;

- развитию воображения, творчества ребенка;

- развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: 1999.
  3. Дубровская И.В. «Аппликация из гофрированной бумаги» «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009
  4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –  (серия «Вместе с детьми»).
  5. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной работы».

ГофротрубочкиЕсли вы любите заниматься рукоделием из интересных материалов, то гофротрубочки именно то, что нужно. Из них получаются необычные игрушки, аксессуары для дома и подарки самым дорогим и лю...

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник аппликаций.

Предоставлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в работе с детьми среднего возрата....

Доклад:"Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционной аппликации"

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционной аппликации...

Консультация для родителей «Влияние нетрадиционных техник изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на примере аппликации»

Консультация содержит интересный и разнообразный материал  для родителей, который поможет раскрыть творческие способности детей через различные вилы аппликации...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия аппликацией из нетрадиционных материалов».

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности является аппликация — эффективное средство познания действительности....

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования».

в разработке представлены разные виды техник нетрадиционного рисования и примерное планирование для старшего дошкольного возраста...