Программа кружка по изобразительной деятельности для детей 5-6 лет "Разноцветный мир"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Аркашева Светлана Анатольевна

Программа кружка направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования. Целью программы является

развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества. В работе с детьми используются такие техники отображения как метод тычка, рисование свечой, пальчиковое рисование(ватной палочкой), рисование бумагой, гротаж, рисование манной крупой, монотопия, выдувание, рисование цветными мыльными пузырями, рисование ладошками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Разноцветный мир»

для детей старшей группы

Пояснительная записка.

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Кружок направлен на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Цель Программы:

развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества

Задачи:

  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

  • Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  • Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  • Развивать творчество, фантазию.
  • Активизировать детей при выборе тематики.
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
  • Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Формы проведения:

Творчекая мастерская

Техники отображения:

Метод тычка; рисование свечой; пальчиковое рисование(ватной палочкой); рисование бумагой; гротаж; рисование манной крупой; монотопия; выдувание; рисование цветными мыльными пузырями; рисование ладошками.

Методы и приёмы: 

  • Создание игровой ситуации.
  • Показ воспитателя.
  • Использование движения руки.
  • Сравнение двух техник.
  • Проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

•        доступность отбираемого материала;

•        постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;

•        индивидуальный подход к детям;

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ.

Взаимодействие с родителями:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Посещение родителями творческих мастерских, совместная деятельность детей и родителей.

Консультации на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник отображения окружающей действительности».

Используемая литература:

1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.

2.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.

3.Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.

4.Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.

5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.

6.Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2

7.Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с.

Модель работы кружка

Возраст дет ей

Продолжительность совместной деятельности

График проведения

Количество детей

Количество занятий в год

Старшая  группа 5-6 лет

20-25 минут

1 раз в неделю

10-12 человек

38 занятий

Перспективный план работы кружка

Сентябрь

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Осенний лес»

(Рисование гуашью методом тычка)

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус

Гуашь, кисть щетина

Рассмотреть осенние деревья, предложить отобразить их на листе бумаги

«Красивый букет»

(Печатание растений)

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие).

Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге.

«Осенние листья»

(мятая бумага)

Развивать речь, умение знать и подбирать осенние краски, работать тонкой кистью, ориентироваться на листе, выполнять точные движения по месту.

Воспитывать  интерес к рисованию, чувство красоты от природы.

Эффект состаривания поверхности.

Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.

Первый способ:

Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики. Второй способ:

Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и так далее.

«Синий вечер»

(Линогравюра)

Развивать художественное восприятие, воображение, координацию движений рук.

По 2 листа белой бумаги , на каждого ребенка, синяя гуашь, кусочек поролона, клей, силуэты: дерево, дом, звезда, собака, будка

Чтение стихотворения Фетисова «Синий вечер». Показать, как лучше расположить силуэты. Объяснить последовательность выполнения работы.

Октябрь 

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Осень»

(Мягкая роспись по ткани)

Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Развивать художественное восприятие

Белая ткань, тазик с водой, кисть, гуашь, клеенка.

Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину, на которой изображена осень. Объяснить последовательность работы. В конце сделать выставку.

«Ковер из осенних листьев»

 (печатанье листьями, печать или набрызг по трафарету)

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Листья деревьев, гуашь, кисть щетина

Предложить детям сделать отпечаток осенних листьев на листе бумаги, сделать набрызг поверх листьев.

Бабочки Монотипия

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

краска, кисточка, бумага

Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Нет, это красавица-бабочка!

«Домик» (Печатание)

Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага. гуашь

Лисичке очень нравятся дома, в которых живут люди и ей тоже очень хочется иметь такой же. Дети соглашаются нарисовать домик для лисички. Объяснить способ рисования.

Ноябрь

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Ежик»

(Метод тычка)

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость

Бумага, гуашь, жесткие кисти

Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка портретов.

«Ночной город» (Рисование свечой на тонированной бумаге)

Развивать фантазию, творческие способности, изобразительные усилия и навыки.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Рассмотреть иллюстрации города Омска ночью. Показать как можно его отобразить на бумаге с помощью свечи.

«Лес»

Рисование по сырому с дальнейшим прорисовыванием деталей.

  Развивать чувство композиции, цветовосприятия

Гуашь, кисти, белая бумага

Чтение стихотворения «Лес точно терем расписной». Предложить детям нарисовать лес по мокрой бумаге, прорисовывая основные детали

«Береза в снегу»

(Метод тычка)

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус

Тонированная бумага, белая гуашь, кисть мягкая

Дети любуются заснеженной березой за окном и на иллюстрациях. Чтение стихотворения «Белая береза». На тонированном листе нарисована береза, ей холодно. Воспитатель предлагает укрыть ее снежком.

Декабрь

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

 «Узоры на окнах» (Раздувание капли)

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка

Дети любуются узорами на окне. Стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий». Воспитатель предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска

Изготовление открытки «Снеговик»

Развивать творческие способности, аккуратность.

Клей, цветная бумага, атласная лента, бусины

Беседа о предстоящем празднике, рассмотреть новогодние открытки, предложить изготовить открытку для родителей

«Звездное небо» (Фотокопия)

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча.

Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка.

«Новогодняя ёлка» (Рисование с помощью манки с добавлением краски)

Познакомить детей с новым способом передачи изображения – рисование манкой, продолжать развивать мелкую моторику, глазомер, фантазию, воображение, образное мышление.

Клей, гуашь, манка

Рассмотреть новогоднюю елку. Познакомить с новым способом отображения, рисование манкой.

  

Январь 

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Зимний пейзаж» (Рисование свечой на тонированной бумаге)

Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в живой и неживой природе; отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционную технику. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Чтение стихотворения «Зимняя картина». Предложить детям отобразить пейзаж на листе бумаги.

«Зимний лес»

(граттаж)

Развивать творческое воображение, интерес к рисованию

Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка

Рассмотреть картины русских художников «Зимний пейзаж». Предложить превратиться в художников и создать свою картину.

«Сказочное дерево»

(Рисование акварелью методом выдувания)

Развивать чувство цвета и формы

Краска, бумага, кисти, трубочка

Предложить детям придумать сказочное дерево, отобразить его на листе бумаги с помощью гуаши  и трубочки

 Февраль

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Наша улица» (Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг+ силуэтное рисование)

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей…

Беседа на тему «Моя улица». Предложить нарисовать свою улицу. Дети выбирают необходимый материал для работы. В конце занятия дети показывают друг другу свои работы и рассказывают какими способами они добились таких результатов.

«На что похоже?» (Техника монотипии)

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

Краски загадывают загадки. Они превращаются в самые разные предметы, а дети должны угадать. Показать способ работы.

«Снегопад»

(набрызг)

Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках. Упражнять в изображении состоянии погоды в рисунке (снегопад); развивать чувство композиции, колорита.

Репродукции картин, бумага  голубого и темно-серого цвета, мисочки под белую гуашь, жесткие кисти, кусочки картона для набрызга.

Наблюдение за явлением снегопада. Предложить детям попробовать на листе бумаги отобразить снегопад.

«Сказочные птицы» (Отпечаток ладони)

Развивать фантазию при выборе содержания и способа изображения.

Тонированные листы формата А-4 или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук)

Рассмотреть иллюстрации жар-птицы. Пофантазировать какими могут быть сказочные птицы. Предложить самим создать свою птицу.

 

  Март

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Открытка» (техника теснения)

Развивать мелкую мускулатуру пальцев, ритмичность движений. Активизировать мыслительную деятельность. Показать зеркальное отражение рисунка.

Плотная бумага, пенопласт, иглы от одноразовых шприцев, рисунки-трафареты, копировальная бумага, скрепки.

Показать открытку, рассмотреть ее. После обсуждения детям предлагается сделать открытки к празднику. Объяснить последовательность работы. Работа детей.

 «Облака» (Рисование по сырому фону)

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.

Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков. Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Интересно. Как отражаются облака в озере. Воспитатель показывает способ работы. В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков.

 «Ледоход» (Метод старения)

Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа.

Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета

Затонировать лист бумаги. На что похоже? Покрыть лист клеем. Теперь на что похоже? Когда высохнет клей, надавить пальцем так, чтобы слой клея местами надломился. А теперь на что похоже? Что можно добавить в рисунок?

Морское дно

(граттаж)

способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы

Свечка, цветная гуашь, шампунь, заостренная палочка

возьмем простую белую бумагу. Весь фон полностью натрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист, заготовка готова. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок.

 

Апрель 

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Оранжевая песенка» (Линогравюра)

Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук.

Оранжевая гуашь, силуэты: солнца, людей…, кусочек поролона, листы бумаги

Звучит «Оранжевая песенка». Воспитатель предлагает нарисовать рисунок для песенки. Объяснить последовательность работы. В конце любуются рисунками.

 «Цветик-семицветик» (Освоение цветовой гаммы)

Развивать чувствительность к цвету. Использовать цвет для передачи чувств. Развивать художественное восприятие.

Листы бумаги, гуашь

В гости приходит кукла. Она потеряла цветочек, который похож на цветик – семицветик из мультфильма. Дети успокаивают ее и рисуют для нее цветик- семицветик.

«Космос» (граттаж)

Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук.

        

Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка

возьмем простую белую бумагу. Весь фон полностью натрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист, заготовка готова. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок.

 «Грибная полянка» (Техника акватуши)

Развивать воображение, желание создавать интересные рисунки

Гуашь, черная тушь, тампон для нанесения туши, тазик с водой.

Воспитатель рассказывает сказку о том, как грибочки играли в прятки, как их найти? Давайте польем их водичкой. Грибочки появляются. Воспитатель объясняет последовательность работы. Дети рисуют грибочки и прячут их.

  

Май 

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Сирень»

(Совмещение техник)

Способствовать созданию выразительного образа путем совмещения техник. Развивать художественное восприятие.

Тонированная бумага,

гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев)

Полюбоваться цветущей сиренью. Предложить нарисовать картину на колторой нарисована сирень, чтобы можно было всегда ею любоваться. Дети определяют чем рисовать листья, чем цветы

«Цветы» (Рисование цветными мыльными пузырями)

Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение.

Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем.

Показ воспитателем способа работы. Предложить детям так же попробовать нарисовать.

«Цветоччная поляна»

(Рисование металлическими крышками от бутылок)

Развивать наглядно-образзное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Бумага зеленого цвета, металлические крышки от бутылок, гуашь

Вспомнить наблюдения за цветочной поляной. Хотите, чтобы в группе всегда была красивая цветочная поляна? Объяснить способ работы. Все работы собрать вместе – большая цветочная поляна.

«Одуванчики»

(Рисование мыльными пузырями)

Развивать художественное восприятие, творчество

Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем.

Внимательно рассмотреть одуванчик. Чтение Серова «Носит одуванчик желтый сарафанчик». Предложить нарисовать при помощи мыльных пузырей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по изобразительной деятельности «Радужная палитра» (старший, подготовительный возраст)

Публикация представляет собой  краткое описание программы кружка по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе...

Программа кружка по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» (в группах общеразвивающей направленности детей от 5-6 лет, от 6 до 7 лет)

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

Рабочая программа кружка по изобразительной деятельности «Пчёлка»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса...

Рабочая программа кружка по изобразительной деятельности «Пчёлка»

        Данная программа является модифицированной. За основу взята основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительной деятельности «Наше творчество» для работы с детьми 4-5 лет (2012-2013 уч.год)

Оглавление 1.      Пояснительная записка………………………………………………………………….22.      Цели и задачи программы…………………………………………………………….…33....

Программа кружка по изобразительной деятельности "Волшебная кисточка"

В программе представлены занятия по изобразительной деятельности для кружка (декоративное рисование, пластилинография, тестопластика, декупаж, оригами и другие)...

ПРОГРАММА кружка по изобразительной деятельности для детей 3 - 4 лет «Юные волшебники»

Пояснительная записка.Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка. Стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного ...