Занятие по теме "Весенний пейзаж".
методическая разработка по рисованию

Задачи: учить рассматривать пейзажную картину, правильно понимать её содержание. Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе. Развивать умение поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения. Формировать художественно-творческие способности. Воспитывать любовь к природе, интерес к произведениям искусства (живописи, классической музыке, поэзии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_vesenniy_peyzazh.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по теме «Весенний пейзаж».

Задачи: учить рассматривать пейзажную картину, правильно понимать её содержание (И.И. Левитан «Весна – большая вода»). Показать детям пробуждение природы весной, своеобразную её красоту, выраженную в живописи. Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, день прибывает, появляются трава и цветы). Развивать умение поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения. Упражнять в выразительном чтении стихотворений о весне.

Учить передавать в рисунке картинки весенней природы; упражнять в расположении изображений по всему листу (ближе к краю и дальше от него); закрепить умение использовать для выразительного решения темы разные изобразительные материалы. Формировать художественно-творческие способности. Формировать певческие навыки.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность во время рисования. Воспитывать любовь к природе, интерес к произведениям искусства (живописи, классической музыке, поэзии).

Активизировать слова: пейзаж, половодье.

Предшествующая работа: Знакомство с творчеством И.И. Левитана и его пейзажами: «Осенний пейзаж», «Золотая осень», с картиной А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», слушание музыки Чайковского «Весна», заучивание стихотворений о весне. Наблюдение за изменениями в природе во время прогулок и экскурсий. Экскурсия в лес и наблюдение за деревьями в солнечную погоду.

Материал: Репродукция картины Левитана «Весна – большая вода», аудиозапись: музыкальное произведение Чайковского «Весна».

Ход.

Воспитатель загадывает загадку:

Тает снежок

Зеленеет лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

Под музыку заходит дед Мазай.

Дед Мазай:

Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются с дедом.

Воспитатель:

Интересно, кто это может быть?

Дед Мазай:

Ну как, вы меня узнали?

Воспитатель:

Кто Вы будете, милый дедушка?!

Дед Мазай:

Угадайте, кто я! Я охотник и был знаком со многими известными людьми: поэтами, музыкантами, художниками. Я часто ходил с ними на охоту. Я был знаком с русским поэтом Н.А. Некрасовым, и он написал про меня стихотворение.

Воспитатель:

Какое стихотворение? А не про зайцев ли?! Ребята, мы с вами недавно прочитали стихотворение Некрасова про одного заядлого охотника и как он в половодье спас зайцев. Как же его зовут? (Дед Мазай) Так Вы и есть дед Мазай?!

Дед Мазай:

Совершенно верно, я дед Мазай! Я слышал, что вы очень любите природу, много наблюдаете, зимой в лесу вешаете кормушки для голодных птиц. Это мне рассказали снегири, которые из ваших мест через наши края пролетали на север. И я решил познакомиться с вами. Ну, сейчас я узнаю, действительно ли вы знаете и любите природу. Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года? А какие приметы ранней весны вы знаете?

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним и перечислим приметы весны (солнце начинает припекать, тает снег, на речках начинается ледоход, постепенно вода прибывает (половодье), день увеличивается, птицы возвращаются с юга, они поют и вьют гнезда, прорастает первая зелень и цветы). А ещё наши дети выучили стихотворение о весне, мы хотим их Вам прочитать.

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Дед Мазай:

Молодцы! Вы действительно очень наблюдательны и отлично читаете стихотворения. Вот у меня был друг, известный русский художник – пейзажист Исаак Ильич Левитан. Кто скажет, что такое пейзаж?

Ответы детей.

Дед Мазай:

А вы знаете картины И.И. Левитана?!

Ответы детей.

Воспитатель:

Давайте мы с вами вспомним, какие его картины нам известны. Мы их рассматривали и беседовали по ним. («Осенний пейзаж», «Золотая осень»).

Дед Мазай:

Молодцы! Мне нравится, что вы знаете картины Левитана. Он тоже очень любил природу. Исаак Ильич часто бывал в наших краях, подолгу пропадал на лугах, на полях и делал зарисовки к будущим картинам.

Воспитатель:

А вот в одной картине он как-будто изобразил те места, где Вы, дед Мазай, спасали зайцев. Дед Мазай, а вам знакома такая картина?

Дед Мазай:

Что-то я не припомню эту картину.

Воспитатель:

У нас есть репродукция этой картины. Вы хотите на неё взглянуть?

Дед Мазай:

Мне не терпится посмотреть на неё.

На доску вывешивается репродукция картины И.И. Левитана «Весна – большая вода».

Дед Мазай:

У меня плохо видят глаза. А вы мне расскажите про эту картину.

Воспитатель даёт детям время рассмотреть картину.

Воспитатель:

Ребята, скажите пожалуйста, как можно назвать эту картину? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель:

Вы придумали очень интересные названия. Ну а художник назвал её: «Весна – большая вода». Как вы думаете, почему автор так её назвал?

Ответы детей.

Воспитатель:

Вы все правильно сказали, ребята. В картине это означает половодье. Что такое половодье?

Ответы детей.

Воспитатель:

Половодье – это разлив реки, тает снег на полях, на лугах и вода стекает в реки. Вода в реке поднимается и затапливает ближайшие луга и поля, а иногда и деревни. На картине мы видим затопленную березовую рощу, затопленную деревню.

Дед Мазай:

Интересно, что ещё вы можете рассказать о картине?

Вопросы воспитателя к детям:

В какое время года бывает половодье? По каким признакам мы видим что это весна? А кто скажет, почему вода голубого цвета? (Небо отражается в ней). Ещё что отражается в воде? (Деревья). Какие деревья художник изобразил в картине? Какой день художник изобразил в картине: солнечный или ненастный? Посмотрите как переливаются солнечные лучи на тонких ветках берез. Какими цветами они переливаются? Каким цветом художник изобразил землю? Почему?  (На берегу видна прошлогодняя трава художник изобразил её жёлтым цветом). Все краски, которые использовал художник, светлые и яркие. Какие краски вы заметили? (Голубой, жёлтый, синий, оттенки зелёного).

Дед Мазай:

Что вы видите на берегу реки? (Лодка). А вёсла там есть? Что за тёмные полоски я вижу на берегу реки? Где ещё вы видите тени? А где островок, где сидели зайцы? (Островок ушёл под воду).

Воспитатель:

Что такое островок? (Это маленький кусочек земли, окруженный водой).

Воспитатель:

Ребята, вам понравилась картина? Чем она вам понравилась? Какое настроение она у вас вызвала?

Ответы детей.

Воспитатель:

Действительно, хочется постоянно смотреть на этот пейзаж, любоваться им, и на душе становится легко, значит, всё будет хорошо. В этом заключается основная мысль картины.

Дед Мазай:

Спасибо вам, ребята, за интересный рассказ. Хоть я и плохо вижу, но по вашим рассказам понял всё, о чём говорится в картине. Как бы мне хотелось купить эту картину.

Воспитатель:

Извините пожалуйста, дед Мазай, репродукция у нас одна. Мы хотим повесить её в групповую комнату.

Воспитатель детям:

Ребята, нужно что-то придумать, дед Мазай может обидеться.

Ответы детей.

Воспитатель:

Вы правильно думаете, ребята, давайте для деда Мазая нарисуем картину на тему: «Весенний пейзаж». Продумайте композицию рисунка. Как расположить лист бумаги и изображения на нём? Что можно изобразить? (Деревья, ручьи, солнце, птиц и их гнезда). Подумайте какой изобразительный материал вы хотите для этого использовать?

Дети рисуют. Во время самостоятельной работы звучит произведение Чайковского «Времена года». По окончании работы дети дарят свои рисунки деду Мазаю и рассказывают ему, что изображено на рисунке.

Занятие заканчивается исполнением песни – заклички «Веснянка».

Стало ясно солнышко

Припекать, припекать

Землю словно золотом

Заливать, заливать.

Громче стали голуби

Ворковать, ворковать.

Журавли вернулись

К нам опять, к нам опять.

Ох ты ясно солнышко

Посвяти, посвяти,

Хлеба, земля-матушка,

Уроди, уроди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Зимние пейзажи».

Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....

Конспект занятия НОД "Зимний пейзаж" в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники изображения "акварель + соль"

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования “акварель + соль”; закрепить понятие “пейзаж”, “передний, задний план”; развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество; воспитыват...

Занятие к теме "Пейзаж""Две осени"

"Унылая пора.Очей очарованье!..."(А.С.Пушкин)даже несмотря на то,что осень-пора увяданья и засыпающей природы,она дарит нам много положительных моментов и эмоций:золотые рощи,листья в вальсе с ветром,...

Конспект занятия по аппликации "Пейзаж "Весна"

Конспект занятия по аппликации "Пейзаж "Весна"...

Цикл занятий "Рисуем музыку. Пейзаж."

Если видишь на картинеНарисована рекаИли ель и белый инейИли сад и облакаИли снежная равнинаИли поле и шалашОбязательно картинаНазывается пейзаж....

Видеоурок. Графический редактор Paint. Занятие 2. Горный пейзаж

Изучаем функции : изогнутая линия, кисточка - балончик...