НОД "Сказка о художнике и весенних птицах"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Зинаида Ивановна Насонова

Это сказка. Сказка об искусстве, где выдумка тесно переплетается с реальной историей и помогает ребенку легко запомнить необходимые термины, факты, а главное - сами картины знаменитых русских мастеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 19 «Золушка»

КОНСПЕКТ ООД                                 

ТЕМА:

«СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ВЕСЕННИХ ПТИЦАХ»

в группе детей возраста от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности.  

Образовательная область: «Познавательное развитие»

                                                                                                                                                        Подготовил:   воспитатель                                                                                               1квалификационной категории                                                        Насонова Зинаида Ивановна                                        

.

Моршанск

2020г.

Цель: формирование у детей эмоционально-ценностного опыта отношения к природе и ее изображению в художественных картинах.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту; знакомить с пейзажем как жанром живописи.

Развивающие:

-развивать эмоциональную, чувственную сферу детей; воображение и ассоциативное мышление;

Воспитывающие:

-воспитывать потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника. Воспитывать любовь к родному краю, к природе.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, музыкально - эстетическая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская.

Методы и приемы: наглядные, словесные, методы развивающего обучения, творческие задания.

Словарная работа: искусство,         пейзаж,         художники-пейзажисты; насупленный, хлюпает, неказистые, тоска, растрепанные, безжизненное, заплутаемся,

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за весенними проявлениями природы; экскурсии в парк; рисование весенних деревьев; рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами; разучивание стихов, песен о весне.

Оборудование и материалы: проектор, экран; имитация весеннего сельского пейзажа: березы, церквушка, дома, весеннее небо, грачи. Репродукция картины «Грачи прилетели» А.Саврасова, репродукция картины «Портрет художника А.Саврасова» В. Перова; стеклышко.  Музыка из альбома П.И.Чайковского «Времена года», фонограмма «Крики грачей».

Ход образовательной деятельности.

Приветствие.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу.

Улыбки подарим гостям.

К занятию готовы?

Тогда за работу!

Удачи желаю всем нам!

        Ребята, мы с вами часто путешествовали и узнавали много интересного, удивительного, увлекательного и занимательного. А сегодня я приготовила для вас сказку-путешествие об искусстве и приглашаю  отправиться в далекое прошлое города Москвы, чтобы познакомиться с художником-пейзажистом Алексеем Саврасовым, а главное с его картинами. Готовы?

Если палочкой волшебной

Я взмахну четыре раза,

В мире прошлого далекого непременно

Мы окажемся все сразу.

Считаем: раз, два, три, четыре

Вот мы и в прошлом далеком мире!

        Итак, было это давным-давно.  Жил в Москве художник,  и звали его Алексей Саврасов. (На экране портрет художника). Посмотрите, был он большущий, как медведь, спина широкая, глаза черные, на голове грива черных волос, вид почти всегда насупленный. Но на самом деле он был просто стеснительным. А когда улыбался - сразу становился похож на доброго доктора.

        Больше всего любил Саврасов цветы, деревья, реки, леса - все то, что называют природой. И на картинах своих природу изображал. Такие картины называются «пейзажами», а Саврасов, выходит, был художником -пейзажистом.

        Вот наступил  весенний месяц март. Все уже заждались солнца и тепла, а их все не было. И пошел художник Саврасов в лес, за город, посмотреть, где же весна задержалась. Ребята, давайте и мы вместе  «пойдем» за художником (звучит запись произведения П.И.Чайковского «Времена года», а на экране меняющиеся  изображения природы).

        Идет по дороге художник, по сторонам посматривает. Как же все некрасиво вокруг! Грязный мокрый снег под ногами хлюпает, земля в проталинах черная, безжизненная. Небо серое, неприветливое. Деревья голые стоят, все какие-то кривые. Дома маленькие, неказистые. На церквушке вся краска облезла. Тоска! Что же делать? Задумался…. Очнулся от громкого птичьего крика (звучит фонограмма крика грачей). Да это грачи прилетели!

Пластический этюд «Облака и птицы»

        Ребята, давайте попробуем пластически передать движение облаков и птиц. Для этого разделимся на две группы: одни дети - это облака, другие – птицы. Нужно передать тяжелые серые облака и порывистость, шустрость птиц. Молодцы!

          «Что же это у них там случилось? ( на экране грачи дерутся между собой) Всегда такие  важные, а сейчас растрепанные и дерутся»: подумал Саврасов. Видит, летит самый старый грач, а в клюве у него что-то сверкает. А за ним двое молодых грачей кинулись, напали на него, и началась драка. Вдруг художник видит: летит что-то сверху. Еле успел руку протянуть - и вот лежит на ладони стеклышко. Лежит и тихо светится, то желтый лучик из него сверкнет, то голубой. И сразу, будто теплее стало. И тут все три грача на него набросились, стараются стеклышко из руки выбить, в глаза крыльями бьют. Рассердился Саврасов, взял в руки палку, да как закричит: «А ну, прочь разбойники! Вот я вам перья повыдергаю! Будете знать, как себя с человеком вести!» Отстали грачи, сели на ветку, «покаркали» и вдруг самый старый грач заговорил человеческим голосом: «Мил-человек, отдай наше стеклышко! Не простое оно, и трудно нам без него жить. Мы каждый год улетаем на зиму далеко. А весной возвращаемся домой, на родину. Но Россия большая страна и без стеклышка мы заплутаемся. Ведь оно волшебное. Посмотри в него». Поднес Саврасов стеклышко к глазам, глянул в него, да так и сел на мокрый снег. Что же это случилось? На сердце стало тепло-тепло. Вроде и ветер утих, и ноги сразу согрелись. А главное все вокруг изменилось. Все стало таким удивительно красивым, что невозможно глаз отвести! Голубоватый воздух, словно тихо светится. Березки стоят тоненькие, юные, купают ноги в весенних лужицах. И церквушка показалась такой милой, словно лицо старого родного человека. И тут как - будто шепнули на ухо художнику, что если сумеет он так написать свою картину, то это поймут и другие. Ему не нужны для нее яркие блестящие краски. Главное, чтобы дохнуло от нее теплом.

        Ребята, давайте, и мы посмотрим в это стеклышко. Расскажите, что же вы увидели (ответы детей).

        Сжал Саврасов стеклышко в кулаке, к груди его крепко прижал: «Простите меня, птицы весенние! Не могу  его вам сейчас отдать. С ним я свою родину сумею как следует увидеть, и другим людям помогу это сделать. Я ведь художник. А осенью я его верну. А за то, что вы мне помогли, я вас на своей картине нарисую. И это будет самая лучшая моя картина, и назову ее «Грачи прилетели». Улетели грачи, договорившись встретиться в сентябре.

Физкультминутка.

        Написал Саврасов картину, каких не было раньше в России. Посмотрит на нее любой человек – и его словно солнышко лучом согрело. Вроде и нет ничего особенного – а все свое, милое сердцу. Одним словом – Родина! А как наступил сентябрь, да стали деревья золотыми, отдал Саврасов стеклышко старому грачу, пожелал весенним птицам счастливого пути и счастливого возвращения домой, на родину.

        Ребята, посмотрите на картину «Грачи прилетели» художника Саврасова. Почувствуйте и подышите неповторимым воздухом картины и послушайте стихотворение, которое написал поэт В.Плотников:

Тает снег, везде журчат ручьи,

Там где раньше пела песни вьюга.

Черные, крикливые грачи,

Первыми из птиц вернулись с юга.

Разместились на ветвях берез,

Рядом с монастырскою оградой.

Там еще видны остатки гнезд,

Часть пруда с водою и прохладой.

За оградой храма купола,

Впился в небо шпиль у колокольни.

Кажется, звонят колокола,

Через все распахнутые бойни.

За монастырем – простор полей,

Перелесков чернь среди равнины.

Нет для сердца русского милей,

Этой не придуманной картины.

Небеса все в тучах, неясны,

Но я слышу звонкий звук капели,

Чувствую дыхание весны,

Ведь грачи недаром прилетели.

        Ребята, сегодня вы будете художниками-пейзажистами. Каждый нарисует свой весенний пейзаж. Подумайте, как расположите деревья на листе, грачей (музыка тихо звучит во время рисования детьми пейзажей). Анализ рисунков.

        А нам пора возвращаться в детский сад.

Если палочкой волшебной

Я взмахну четыре раза,

В детский садик непременно

Дети все вернуться сразу.

Считаем: раз, два, три, четыре

Вот мы и в своем настоящем мире!

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Расскажите о своих впечатлениях, чувствах (ответы детей). А у меня для вас подарок – это репродукция картины художника  А.Саврасова «Грачи прилетели».   Мы ее поместим в нашу мини-галерею в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии и лепке из пластилина «Весенние птицы»

Конспект интегрированного занятия по экологии и лепке из пластилина «Весенние птицы» Программное содержаниеЗадачи:Образовательные:·         Закрепить ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке в старшей логопедической группе "Весенняя птица"

На данном занятии в качестве материала для лепки используется солёное тесто....

Экологическая викторина "Весенние птицы"

Экологическая викторина" Весенние птицы" старшая группа....

Конспект музыкальной деятельности «Весенние птицы»

Интегрированное занятие познавательного характера....

Музыкальное занятие. Весенние птицы.

Музыкальное занятие. Весенние птицы.Задачи. Объяснить, что композиторы изображают явление и одно­временно выражают свое отношение к тому, о чем сочиняют; развивать память, речь, обогащать музыкаль...