Программа кружковой работы по изобразительной деятельности "Город мастеров"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Чикал Тамара Олеговна

Данная программа расчитана на детей средней группы. В ней представлено перспективное планирование работы с детьми на один учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Принята                                                              Утверждена

Решением Педагогического совета                                   приказом от _________ № ___

протокол от ___________№ ____                                      _______________________

                                                                                          подпись руководителя

Программа

кружковой деятельности

с детьми младшей и средней группы

«Город мастеров»

Составила воспитатель высшей

                                                                              квалификационной категории

                                                                   Тамара Олеговна Чикал

Санкт-Петербург,


Содержание

Паспорт программы

Пояснительная записка

Актуальность

Практическая значимость

Педагогическая целесообразность

Цель и задачи

Принципы и подходы к формированию программы

Методы и приемы

Количество проводимых занятий

Ожидаемый результат

Учебно – тематический план работы

Список используемой литературы

Перспективный план работы

1

2

3

3

3

4

4

5-6

7

7

8

9

10

Паспорт программы

  • Наименование программы: Программа кружковой деятельности с детьми средней группы «Город мастеров»
  • Образовательное учреждение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
  • Составил: воспитатель высшей квалификационной категории Чикал Тамара Олеговна
  • Основания для разработки программы – введение в работу ДОУ бесплатной кружковой работы с детьми
  • Целевая аудитория: дети 4-5 лет
  • Цель: формирование и развитие у ребенка личностных качеств на основе художественного творчества.
  • Направление работы: художественное творчество
  • Вид деятельности: ознакомление, практические занятия
  • Срок реализации: 1 год (сентябрь 2019 – май 2020г)

Пояснительная записка

Программа работы кружка воспитателя составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой/, опираясь на общеобразовательную программу государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга и в соответствии с нормативными законодательным актам:

  • ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации17.10.2013 г. № 1155);

В работе с детьми использованы также следующие парциальные программы и технологии:

  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998
  • Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002
  • Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005
  • Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993
  • Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984
  • Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердцу доброту и красоту, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования по ФГОС ДО является воспитание и развитие личности ребенка. Становления художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей действительности. Работа с необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.  Такое направление работы  раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.


Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,  способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Поэтому программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству, как художественному, так и русскому народному. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Так же дети знакомятся с потешками, русскими народными сказками, былинами… На занятиях кружка дети изготавливают подарки, атрибуты к различным русским народным праздникам, разучивают танцы, песни, тем самым знакомясь с культурой русского народа.

 Практическая значимость

Художественное творчество – это настоящее пламя , это толчок к развитию воображения, проявления самостоятельности, инициативы, выражения и индивидуальности.

 Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Педагогическая целесообразность

Стандартных наборов для творчества и способов передачи информации недостаточно для современных  детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных  изотехнологий. Нетрадиционная техника  помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность.


 Цель и задачи

Цель программы: Раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке через освоения нетрадиционных техник изображения и русское народное творчество.

Задачи программы:

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования.  Познакомить с работами русских народных мастеров
  • Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию.
  • Прививать интерес к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как способ выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного и любви к малой родине.
  • Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  • Познакомить с русскими народными традициями и праздниками

 Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

 Принципы и подходы к формированию программы

Программа опирается на принципы построения общей дидактики:

  • Принцип сезонности (построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени)
  • Принцип систематичности и последовательности («От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»)
  • Принцип развивающего характера художественного образования.
  • Принцип постановки задач художественно - творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип интереса (построение с опорой на интересы детей)  Принцип личностно-ориентированного (индивидуальный подхода к каждому ребёнку)
  • Принцип активности, контролируемости (индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному).

 Методы и приемы

В программе используются классификация методов:

  • Информативно – рецептивный ( рассматривание; наблюдение;   образец воспитателя;  показ воспитателя)
  • Репродуктивный - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:  прием повтора;  работа на черновиках;  выполнение формообразующих движений рукой.
  • Исследовательский  – направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Предлагается самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу
  • Эвристический  -  направлен на проявление самостоятельности, в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. предлагается ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
  • Метод проблемного изложения материала (беседа; рассказ, искусствоведческий рассказ; использование образцов педагога;  художественное слово

Формы проведения:

  • Индивидуальная
  • Подгрупповая

Основные средства обучения:

  • Аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка»
  • Видеоматериал: «Природа края», «Мой дом»
  • Ноутбук
  • Компьютер
  • Материалы для нетрадиционного творчества

Работа с родителями: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного сотворчества (родители + дети), анкетирование по вопросам художественного развития детей, ведение рубрики "Наше творчество" в группе ВК.

 Выставки детских работ: соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда. Воспитанники принимают участие во всероссийских, районных  конкурсах детского творчества.

В ходе реализации программы используются следующие техники рисования:

  • Рисование боковой стороной ладони, пальца
  • Пальчиковая живопись
  • Печать от руки
  • Печать листьями
  • Рисование по мокрому
  • Рисование на полиэтиленовой пленке
  • Рисование салфетками
  • Монотипия
  • Способ раскрашивания «бумажная трубочка»
  • Печатание пробкой, штампом, печаткой от картофеля
  • Кляксография
  • Техника набрызг
  • Восковые мелки + акварель
  • Тампонирование
  • Рисование тычком
  • Мозаичная аппликация
  • Пластилинография
  • Обрывная аппликация
  • Пластилиновая мозаика
  • Мятая бумага
  • Бумажная пластика
  • Торцевание салфетками
  • Аппликация из ваты и салфеток


Группа

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий

в год

Длительность занятия

Средняя –

младшая

 (3-5 лет)

1

4

36

15 - 20 мин

Количество проводимых занятий

Ожидаемый результат

  • Воспитанники самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, владеют навыками нетрадиционной техники изобразительного искусства и применяют их;
  • Дети самостоятельно передают композицию, используя нетрадиционные техники
  • Выражают свое отношение к окружающему миру через творчество;
  • Дают мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  •  Проявляют интерес к изобразительной деятельности друг друга;
  • Умеют выразить творческие способности, в изобразительной деятельности используя нетрадиционные техники;
  • У ребенка развивается культура деятельности, сформированы навыки сотрудничества


. Учебно-тематический план работы средней группы (возраст 3-5лет)

Тема

Всего времени

В том числе

теории

практики

1

Младшая группа

15 мин

5 мин

10 мин

2

Средняя группа

20 мин

5 мин

15 мин


Месяц

Неделя

Тема

Содержание темы, цель, задачи

Материал

сентябрь

3

неделя

Знакомство с работой кружка

Первое посещение детьми «Русской избы».

 Знакомство с ее хозяйкой

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Русская изба, хозяйка избы

4

неделя

«Сошью Маше сарафан»

Роспись «тычком»

Украшение сарафана для Маши методом «тычка»

Закрепить умение пользоваться «тычком»

Заготовки сарафана, кукла в русском народном костюме, «тычок» (по 3 штуки на каждого ребенка, гуашь

октябрь

1 неделя

«Дары осени»

Мозаичная аппликация

«Яблочко» мозаичная аппликация

Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними

Заготовки яблочка, мозайки, клей

2

неделя

«Осенние деревья» Ниткография

Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.

 Воспитать у ребенка художественный вкус.

Заготовка дерева без кроны на листе бумаги, нитки, гуашь

3

неделя

«Дары осени»

Аппликация из крупы

.«Грибы из леса» Аппликация из крупы.

Учить детей аккуратно распределять гречневую крупу на шляпках грибов. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображению

Силуэт белого гриба, гречневая крупа, клей

4

неделя

«Красивый букет» Печать листочками

Познакомить с техникой печатания листьев.

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями.

Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение.

 Воспитывать аккуратность

Гуашь, листья с разных деревьев

ноябрь

1

неделя

«Веточка рябины»

Мятая бумага

Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздья рябины

Бумажная тарелочка, бумага красного цвета, клей

2

неделя

«Консервированные огурчики»

Рисование боковой стороной пальца

Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования

Закреплять умение распределять рисунок по всей плоскости листа

Воспитывать аккуратность

Банка из бумаги, гуашь

3

неделя

«Бусы для мамы»

Работа с мятой салфеткой

Формировать умение скатывать небольшие шарики из салфетки, при помощи воды нанизывать их на нитку

Салфетки, вода, нитка

4

неделя

«Цветы для бабушки»

Бумажная пластика

Учить склеивать лепестки из полосок бумаги

Разноцветные полоски бумаги, клей основа для аппликации

декабрь

1

неделя

.«Совушка - сова» (1 занятие) Пластилинография

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу.

Основа совы, пластилин

2

неделя

«Елочка – красавица»

Торцевание салфетками

Познакомить с новой техникой работы с салфетками

Изображение елочки, салфетки

3

неделя

.«Елочка»

Пластилиновая мазайка.

Мозаика из пластилина.

Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне

Заготовка елочки, пластилин

4

неделя

«Шуба для  Дед Мороз) Аппликация из ваты.

Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

Заготовка шубы деда Мороза, вата, клей

январь

1

неделя

«Зимняя сказка»

Коллективная работа

Учить создавать заснеженную картину, используя соль, вату, пенопласт

Дать детям элементарные знания о зимнем празднике Рождество

Большой лист бумаги, пенопласт, соль, вата, клей

2

неделя

«Рисование узоров на окна» Отпечатки кружевами

Учить рисовать кружевами.

Развивать изобразительные навыки, воображение, желание трудиться

Дать элементарные знания о том, как на Руси плели кружево

Подвести детей к истокам русской народной культуры, праздникам и традициям (Колядки)

Лист бумаги черного цвета, кусочек кружева, белая гуашь

февраль

1

Неделя

.«Снегири на ветке» Рисование пальчиком.

Формировать у детей обобщённое представление о птицах;

 Пробуждать интерес к известным птицам;

 Расширять знания о перелётных птицах;

Упражнять в рисовании снегирей.

Лист бумаги с контурным изображением снегиря, гуашь

2

неделя

«Маленький баркас»

Конструирование из овощей

Учить использовать в своей работе подручные материалы (морковь)

Воспитывать фантазию

Половинка моркови, кусок вискозной тряпочки, палочка для суши

3

неделя

«Подарок папе»

«Самолет построим сами»

Воск + акварель

Учить детей сочетать в работе несколько техник рисования

Воспитывать желание порадовать своих пап и дедушек

Лист бумаги с контурным изображением военной техники, восковой мелок, гуашь жидкая, демонстрационный материал

4

неделя

Рыбки в аквариуме»

Рисование на полиэтиленовой пленке

Познакомить детей с новым видом техники нетрадиционного рисования

Воспитывать выдержку, фантазию

март

1

неделя

«Букет для мамы» Рисование ладошками с использованием техники бумагопластика

 Продолжить совершенствовать технику рисования ладошками. Продолжать развивать интерес к рисованию

Закрепить знание техники бумагопластика

Лист бумаги, гуашь, нарезанные полоски разного цвета, клей

2

неделя

«Букет мимозы»

Аппликация салфетками

Продолжать учить скатывать комочки из салфеток

Воспитывать выдержку и аккуратность при работе с клеем

Лист бумаги, салфетки, клей, гуашь желтого цвета

3

неделя

«Масленица дорогая»

Поделки из ниток

Учить делать поделки из ниток

Воспитывать усидчивость

Образец масленицы, нитки, ножницы

4

неделя

«Золотая рыбка»

Бумажная пластика

Учить детей скручивать полоски бумаги в колечко и приклеивать к листку

Закрепить умение работать с контурным изображением

Лист бумаги с изображением рыбки, полоски бумаги, клей

апрель

1

Неделя

«Светит солнышко в окошко»

Пластилинография

Закрепить умение размазывать пластилин, не заходя за контуры

Раскатывать тоненькие колбаски – лучики и прикреплять их

Лист бумаги с изображением контура солнышка, пластилин

2

неделя

«Пасхальное яйцо» Аппликация методом торцевания из гофрированной цветной бумаги.

Учить методу торцевания.

Передать образ, путем прикладывания гофрированной бумаги к основе из пластилина.

Лист с контурным изображением, пластилин, гофрированная бумага

3

неделя

.«Цыпленок»

Из соленого теста

Учить лепить из теста

Закрепить умение лепить целое из частей

Воспитывать аккуратность

Соленое тесто

4

неделя

«Космические дали» Техника граттаж

Учить технике граттаж.

 Создание  картин на космическую тему.

 Воспитывать аккуратность и творчество в работе.

Лист бумаги, цветные карандаши, свеча, черная гуашь, тоненькая палочка

май

1

Неделя

.«Букет к 9 Мая»

Тампонирование поролоном

Учить детей делать букетик гвоздик при помощи тампонирования поролоном

Воспитывать аккуратность

Лист бумаги, кусочек паролона, ленточка, гуашь

2

неделя

«Праздничный салют»

Кляксография

Познакомить детей с техникой рисования кляксография

Учить пользоваться трубочкой для придания формы

Лист бумаги, коктейльная трубочка, гуашь

3

неделя

«Красивая бабочка»

Монотипия

Учить детей рисовать при помощи техники монотипия

Закрепить умение пользоваться гуашью

Воспитывать аккуратность

Лист бумаги с изображением половинки бабочки, гуашь

4

неделя

.«Цветочная поляна» Рисование по мокрому листу

Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять знания цветов; Формировать интерес и положительное отношение к рисованию

Лист бумаги, гуашь

Список используемой литературы

1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М.: Синтез, 2004.

 2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.

 3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.

 4. Королева Н.В. «Занятия по рисованию» – М.: Сфера, 2010г.

5. Казакова Р.Г «Рисование с детьми дошкольного возраста: «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» – М.: Синтез, 2004.

 6. Лыкова И. А. «Цветные ладошки»– М.: Издательский дом «Цветной мир»2014.

 7. Петрова И.М. «Объемная аппликация» – М.: Детство-Пресс, 2002.

 8. Утробина К. К. «Рисованием тычком» – М.: Синтез 2004г

 9. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в д/саду» – М.: Владос, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование кружковой работы по изобразительной деятельности.

подробное планирование кружковой работы по изобразительной деятельности в средней группе....

План кружковой работы по изобразительной деятельности в младшей группе (авторская разработка)

Материал будет интересен тем педагогам, которые занимаются развитием творческих способностей малышей через обучение нетрадиционным техникам ИЗОдеятельности....

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИССКУСТВУ «РАДУГА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Данная программа дополнительного образования разработана на основ программ "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой; "Цветные ладошки" И.А.Лыковой...

Программа кружковой работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать рису...