Программа дополнительного образования
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Иусова Мария Викторовна

Рабочая программа кружка художествнно- творческой направленности "Волшебные краски" для детей 3-4 лет.

Рисование с помощью нетрадиционных техник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_kraski_kruzhok_3-4_goda_red.docx137.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана

«Центр развития ребёнка - детский сад «Хрусталик»

Рабочая программа кружка художественно-творческой направленности

«Волшебные краски» для детей 3-4 лет (группа «Росинка»)

на 2020- 2021 учебный год.

unnamed.jpg

Воспитатели:

Белкова Виктория Сергеевна,

Иусова Мария Викторовна

Абакан, 2020г.

Содержание

1. Целевой раздел4

1.1 Пояснительная записка4

1.1.1. Цель и задачи программы5

1.1.3. Планируемый результат освоения программы «Волшебные краски» ........................................5

2. Содержательный раздел6

2.1. Основные техники, формы и методы работы с детьми6

2.2.  Перспективный план кружковой работы7

Список использованной литературы………………………………………………………………...12

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми дошкольного возраста более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, способ самовыражения. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте.  При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.

Рисование с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

-изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски» (образовательная область «Художествено- эстетическое развитие»).

  1. Цель и задачи программы

Основная цель программы - способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения по средствам нетрадиционного рисования у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Создание условий для формирования у детей навыка рисования карандашами, акварельными красками, гуашевыми красками, воспитывать интерес к аппликации, лепки.
  • Создание условий для обучения приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
  • Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
  • Создание условий для развития у детей мелкой моторики
  • Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции.

1.1.3. Планируемый результат освоения программы «Волшебные краски»

Программа рассчитана на 9 учебных месяцев, 35 занятий в год.

  • Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
  • Овладение простейшими приемами рисования, лепки, аппликации.
  • Работа с родителями.
  • Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

К концу года дети могут:

        

  • Изображать отдельные предметы, а также простые по композиции и незамысловатые по содержании сюжеты.
  • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
  • Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками.
  • Рисовать самостоятельно, по собственной инициативе, по собственному замыслу.

  1. Содержательный раздел
  1. Основные техники, формы и методы работы с детьми

Техники.

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из овощей: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

Материально- техническая база.

Гуашь; печатки из различных материалов; наборы разнофактурной бумаги.  Ватные палочки; поролоновые печатки, губки; стаканы для воды; подставки под кисти; место для выставки детских работ; демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий; различные игрушки; наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю (Четверг- 15:40).

Общее количество занятий в год -35, время занятий составляет от 15 до 20 мин.

Продолжительность

Периодичность

в неделю

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

15-20 минут

1 раз

1 занятие

35 занятий

Форма проведения кружковой работы.

Групповая  

Группа делится на подгруппы; число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от сложности выполняемой работы и уровня обученности детей; основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровня развития, при этом педагогу в первую очередь важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

  1. Перспективный план кружковой работы

Сентябрь

1неделя

Занятие № 1

Тема: «До свиданья, наше лето!»

«Дождик идет»

(рисование пальчиками)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

2неделя

Занятие № 2

Тема: «Осень -щедрая душа, как же осень хороша!»

«Веселый мухомор»

(рисование пальчиками)

Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги при помощи пальчиков.

3неделя

Занятие № 3

Тема: «Осень красавица»

«Желтые листья летят»

(рисование ладошками)

Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки.

4неделя

Занятие №4

Тема: «Здравствуй, Осень!»

«Осеннее дерево» коллективная работа

(рисование ладошками)

Продолжать знакомить детей  с техникой печатанья ладошками.

Октябрь

1неделя

Занятие № 5

Тема: «Овощи. Фрукты»

«Овощи»

(оттиск печатками картофеля)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования оттиск при помощи овоща (картофель).

2неделя

Занятие №  6

Тема: Овощи. Фрукты»

«Яблочки большие и маленькие»

(оттиск печатками яблоками/ранетками)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования оттиск при помощи фрукта.

3неделя

Занятие № 7

Тема: «Грибы. Ягоды»

«Ягоды на тарелочке»

(рисование пальчиками)

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цвет восприятие и зрительно-двигательную координацию.

4неде ля

Занятие № 8

Тема: «Лес. Деревья»

«Березка»

(рисование пальчиками)

Закрепить знания детей о строении дерева, формировать умениеизображать ствол, веточки, учитывая, что у березы есть тонкие, гибкие веточки, из-за которых березу и называют кудрявой, развивать эстетическое восприятие.

Ноябрь

1 неделя

Занятие № 9

Тема: «Одежда. Обувь»

«Свитер для Мишки»

(рисование ладошкой и пальчиками)

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить   составлять элементарный узор.

2неделя

Занятие № 10

Тема: «Мой город»

«Домик»

(рисование при помощи трафарета и губки)

Продолжать совершенствовать умение детей рисовать при помощи губки; правильно располагать  трафарет на листе.

3неделя

Занятие № 11

Тема: «Мебель»

«Стульчик для куклы Кати»

(рисование тонкой кистью)

Познакомить детей с тонкой кистью; совершенствовать умения рисовать аккуратно.

4неделя

Занятие №12

Тема: «Животные зимой»

«Вот Ежик ни головы, ни ножек..»

(рисование при помощи смятой бумаги и пальчиков)

Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком.

Декабрь

1 неделя

Занятие № 13

Тема: «Зимушка-Зима»

«Снег идет»

(рисование пальчиками)

Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги при помощи пальчиков.

2 неделя

Занятие №14

Тема: «Домашние животные»

«Пушистые котята играют на ковре» коллективная работа

(рисование техникой тычкования)

Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

3 неделя

Занятие № 15

Тема: «Зимующие птицы»

«Птички клюют ягоды»

(рисование пальчиками, оттиск пробкой)

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод  разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать  аккуратность. Развивать чувство композиции.

4 неделя

Занятие № 16

Тема: «Новогодний праздник»

«Маленькой елочке холодно зимой»

(рисование пальчиками)

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.

Январь

2 неделя

Занятие №17

Тема: «Зимние забавы»

«Наш друг снеговик»

(рисование при помощи восковых мелков/свечи)

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования при помощи восковых мелков/свечи. Воспитывать  аккуратность.

3 неделя

Занятие №18

Тема: «В гостях у сказки»

«Колобок румяный бок»

(рисование при помощи толстой кисти)

Формирование у детей опыта рисовать по мотивам народной сказки при помощи толстой кисти. Продолжать формировать умение рисовать кистью и гуашью.

4 неделя

Занятие №19

Тема: «Зоопарк»

«В гостях у жирафа»

(рисование ладошками)

Познакомить детей с животными теплых стран, об особенностях строения их тела, окраске. Способствовать умению рисовать ладошками, нанося краску ровным слоем. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным

Февраль

1 неделя

Занятие №20

Тема: «Профессии»

«Поможем продавцу разукрасить воздушные шарики»

(сочетание разных техник)

Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками.

2 неделя

Занятие № 21

Тема: «Транспорт»

«По морям, по волнам»

(рисование цветной солью)

Познакомить детей с новой техникой рисования при помощи цветной соли. Закреплять умения выполнять работу аккуратно. Вызывать радость от созданного изображения.

3 неделя

Занятие №22

Тема: «23 февраля»

«Праздничный салют для пап к 23 февраля»

(рисование при помощи восковых мелков)

Формировать у детей представление о 23 февраля, как о празднике, когда поздравляют наших защитников Родины, наших пап. Развивать речь, обогащая активный словарь ребенка прилагательными - красный, синий, желтый, зеленый, разноцветный, яркий, сверкающий, красивый. Развивать мелкую моторику, используя нетрадиционные способы рисования: восковые мелки и гуашь.

4 неделя

Занятие №23

Тема: «Волшебные картинки»

«Чудеса на бумаге»

(рисование ладошкой и дорисовывание)

Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать  творческое воображение и чувство композиции.

Март

1 неделя

Занятие №24

Тема: «Мамин день»

«Цветы для мамы»

(рисование ладошками, пальчиками, печатками)

Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.

2 неделя

Занятие №25

Тема: «Весна»

«Ветка мимозы»

(рисование пальчиками)

Продолжить  закреплять умения детей рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

3 неделя

Занятие №26

Тема: «Рыбки»

«Рыбки в аквариуме»

(рисование ладошками, пальчиками)

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

4 неделя

Занятие №27

Тема: «Подводный мир»

«Осьминог»

(рисование ладошками)

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Апрель

1неделя

Занятие №28

Тема: «Перелетные птицы»

«Веселый скворец»

(рисование карандашами)

Продолжать учить детей правильно держать карандаш; аккуратно рисовать.

2неделя

Занятие №29

Тема: «В космос к звездам»

«Ночь и звезды»

(рисование манкой)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

3неделя

Занятие № 30

Тема: «Растения»

«Одуванчик»

(рисование сухой кистью)

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками (сухая кисть).

4неделя

Занятие № 31

Тема: «Продукты питания»

«Виноград»

(рисование пальчиками)

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие

Май

1неделя

Занятие № 32

Тема: «День победы»

«Голубь мира» (рисование губкой при помощи трафарета)

Формировать у детей представление о Дне Победы, как о празднике, когда поздравляют наших защитников Родины. Воспитывать у детей доброе отношение к празднику. Закрепить умение предавать в  рисунке впечатления о празднике.

2неделя

Занятие № 33

Тема: «Насекомые»

«Божья коровка»

(рисование пальчиками)

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).

3неделя

Занятие № 34

Тема: «Насекомые»

«Бабочка»

(рисование ватными палочками, тампонирование)

. Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

4неделя

Занятие № 35

Тема: «Лето»

«Рисуем, что хотим»

(сочетание разных техник)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Выставка работ «Галерея творчества».

Подведение итогов года.

Оформление папок с работами детей, демонстрация родителям.

 

 

Список использованной литературы

  1. “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
  2. Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
  3. И.А.Лыкова Цветные ладошки
  4. Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  5. Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  6. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]
  7. Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
  8. Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...