«Осенний пейзаж» (нетрадиционная техника рисования "оттиск листьями")
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Демидова Елена Геннадьевна

Рисование "Осенний пейзаж" с применением нетрадиционной техники рисования "оттиск листьями". Очень простое и интересное занятие. Используемая презентация "Осенний вернисаж", подготовленная мною для этого занятия,  размещена на моей страничке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_peyzazh.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №64 Приморского района Санкт-Петербурга

«Осенний пейзаж»

(нетрадиционная техника рисования «оттиск листьями»)

Воспитатель ГБДОУ детский сад №64

Демидова Елена Геннадьевна

Санкт-Петербург

Цель:  

  • Продолжать работу по воспитанию экологической культуры и интереса детей к объектам природы

Задачи: 

образовательные

  • Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени;
  • Знакомство с жанром изобразительного искусства – пейзажем;
  • Ознакомить с новым видом нетрадиционной изобразительной техники «печать листьями». Учить создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенной техники.

воспитательные

  • Воспитывать эстетическое чутье в определении характера произведений живописи, музыки, поэзии;
  •  Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания чувства. 

развивающие 

  • Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы;
  • Развивать чувство композиции, цветовосприятия;
  • Способствовать развитию социально-коммуникативной компетентности.

 

 Предварительная работа:

  • наблюдения за осенней природой во время прогулок,
  • сбор листьев с разных пород деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске,
  • разучивание стихотворений об осени,
  • беседа о приметах осени,
  • рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, знакомство с творчеством И.И.Левитана.

 Материалы к занятию:

  1. Листья разных пород деревьев (4-5 видов);
  2. 2 альбомных листа, размер А4;
  3. Набор гуашевых красок;
  4. Широкая кисть;
  5. Стаканчик с водой;
  6. Салфетка;
  7. Видео-презентация «Осенний вернисаж» под музыку;
  8. Телевизор;
  9. Коробка и корзинка для сбора листьев.

ЭТАПЫ

ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ

Подготовительный

Презентация

Физкультминутка

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

"Вот художник, как художник!

Все леса позолотил

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот? "

Воспитатель: "Правильно, дети, осень! Осень замечательный художник!

Какие жанры живописи мы с вами знаем?

А как вы думаете, что рисует осень? Правильно, ребята, пейзажи. Она раскрашивает всё кругом, а художники в своих картинах-пейзажах отражают её роспись.

Я вам предлагаю посетить интерактивный «Осенний вернисаж»

Показ видео-презентации «Осенний вернисаж» с изображениями осенних пейзажей известными художниками (И.И. Левитан, А.Саврасов, И.И. Бродский, С.Ю. Жуковский, Г.Мясоедов, Н.В.Нестеров, П.И.Петровичев, И.И.Шишкин) под музыку П.И. Чайковского «Осень.Октябрь»

Ребята, обратите внимание, как по-разному художники видят природу осенью. У каждого пейзажа своё настроение, ведь осень разной бывает: хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение… Давайте передадим друг другу доброе настроение и настроимся на совместную творческую работу! Передадим улыбку по кругу….

Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда листья падают?

Верно. А почему дерево сбрасывает листья осенью?

Да, дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – с водой и воздухом в листья попадают разные вещества, не всегда полезные для дерева, дерево могло бы себя ими отравить и заболеть, поэтому, сбрасывая листья, дерево освобождается от вредных веществ.

Также еще, зимой вода в почве замерзает и до веточек и листьев не доходит. Ну и листья падают потому, чтобы защитить ветки дерева от тяжести выпавшего снега.

Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам, паркам. На следующий год на дереве появляются новые листочки.

Давайте встанем на ножки и послушаем стихотворение

«Как обидно» (И.Михайлова)      

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!..

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!

А теперь мы с вами тоже полетаем вместе с листиками и ветерком.

Мы листики осенние,                                   

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели

                   

И на землю тихо сели.                          

Ветер снова набежал                            

И листочки все поднял.

Закружились, полетели                        

И на землю снова сели.                        

Дети сидят на стульчиках полукругом

Дети здороваются

Ответ детей: осень

Дети отвечают: портрет, натюрморт, пейзаж.

Осенний пейзаж.

Просмотр презентации

Дети передают по кругу осенние листочки, передавая друг другу доброе настроение

Ответы детей

Ответы детей: потому что становится холодно, зимой веточкам дерева будет тяжело держать мокрые листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает

Дети встают полукругом

Дети покачивают листиками в руках над головой.

 Бег в разных направлениях

Приседают

Встают, поднимают руки с листочками вверх, покачивают ими.

Бег в разных направлениях

Возвращаются на свои места.        

                                                                   

Основной

Игра

Подойдите все к волшебной осенней корзинке. В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них: думаю, что вы вряд ли найдете два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем-то отличается от другого.

Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилочки – веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок – палочку, с помощью которой листики держатся на веточках. Черенок напоминает ствол.

Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

Садитесь на свои места.

Прежде, чем приступить к рисованию, нам нужно размять наши пальчики: возьмем в руки кисточку, поздороваемся кисточкой «Здравствуйте!»

Представим, что рука, свободная от кисти – это листочек, который мы будем раскрашивать. Проводим кисточкой по ладошке от центра к краям, делаем это нежно, ласково, не спеша.

Теперь наши кисточки готовы к творчеству.

Выберите любой понравившийся листик, покройте его краской (желтой, красной, оранжевой, коричневой, бордовой) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать мы это будем на листе бумаги. Затем окрашенной стороной кладем листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижимаем его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет неровным, смазанным. Можно помочь салфеткой, положив ее сверху листочка. Затем берем листок за черенок и осторожно снимаем его с поверхности бумаги. Берем другой лист, покрываем его другой краской и делаем то же самое. Листик можно покрыть не одним цветом, а двумя или тремя разными цветами. Затем кистью можно дорисовать стволы деревьев.

Пока наши пейзажи подсохнут, мы с вами поиграем в игру:  Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок», которая сопровождается словами:

   

Осень в гости к нам пришла,                                

Дождь и ветер принесла.                                                                            

Ветер дует, задувает,                                              

С веточек листву сдувает                                      

                                                                                 

Листья по ветру кружатся                                      

И под ноги нам ложатся                                        

Ну а мы гулять пойдем                                            

И листочки соберем.

Дети рассматривают листья и выбирают себе понравившиеся

Дети садятся за парты. Дети берут в руку кисточку, держа её тремя пальцами, делают взмах кистью руки сверху вниз.

Дети кисточкой делают поглаживающие движения по свободной ладони от центра к краю.

Дети  выбирают понравившийся листок, раскрашивают его гуашью с тыльной стороны. Прикладывают на лист бумаги, прижимают салфеткой. Повторяют действия по желанию с разными листьями.

Оформляют работу при помощи тонкой кисти (прорисовывают стволы и ветки деревьев). По окончании рисования оставляют рисунок подсохнуть на столе

Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит

« Кленовый листок, лети в мой кузовок (березовый, дубовый, липовый и т.д.). Дети, у которых в руках названные листочки, выходят на середину и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину.

Дети берутся за руки и идут по кругу

Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.

Разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают.

 Опять собираются в хоровод

Заключительный

Ребята, вот и закончилось наше время на игру. Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили?

Какие картины рассматривали?

Каким способом рисовали?

Листья с каких деревьев вы помните?

Я считаю, что у нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листики-отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование в средней группе "Осенний ковер". Нетрадиционная техника рисования "Печать листьями".

Рисование в средней группе «Осенний ковёр»Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»Программное содержание:- познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями»;- разви...

НОД по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник (печать листьями) «Осень на опушке краски разводила»

Непосредственно образовательная деятельность по  художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник (печать листьями)«Осень на опушке краски разводила» Задачи:1. Воспитыв...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему «Осенний пейзаж». (Нетрадиционная техника)

Материал содержит конспект занятия по рисованию в старшей группе нетрадиционным методом - печатание листьями. Занятие направлено на развитие творческих способностей и фантазии детей....

Конспект занятия в старшей группе "Осенний пейзаж" Нетрадиционная техника Рисования

Осень-длиной тонкой кистьюперекрашивает листьякрасный,желтый,золотойКак хорош ты листцветной.Осень прекрасная пора для сбора разноцветных листьев. Во время занятия дети научились создавать с помощью л...

Занятие «Осенний лес». (нетрадиционная техника рисования «отпечаток осенними листьями»)

Занятие «Осенний лес». (нетрадиционная техника рисования «отпечаток осенними листьями») Программное содержание: Образовательные: уточнить и обобщить знания детей об осени, познакомить с нетрадицио...

Конспект НОД по рисованию "Осенний пейзаж"(нетрадиционная техника "отпечаток сухими листьями")

Программное содержание:Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стро...