Конспект "Синяя сказка"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Михайлова Екатерина Игоревна

Конспект НОД

Художественно – эстетическое развитие

«Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи»

«Синяя сказка»

Программное содержание:

 

Цель: познакомить детей с декоративно – прикладным искусством посредством художественно – эстетического развития через рисование.

 

Задачи:

 

Коррекционно – образовательные:

 

  • Познакомить  детей  с историей возникновения гжельского промысла и традициями гжельских мастеров;
  • Формировать представление детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы;
  • Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.

 

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости;
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса;
  • Развивать речь и мелкую моторику рук детей.

 

Воспитательные:

  • Воспитывать  самостоятельность, творческое воображение.
  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
  • Воспитывать уважение и бережное отношение к труду народных мастеров.

Дидактический наглядный и раздаточный материал:  мультимедийное  оборудование, презентация в Power Point «Синяя сказка», предметы народных промыслов, письмо от бабушки Федоры, бумажные тарелочки, гуашь, кисти, стаканчики с водой, палитра, салфетки, образцы узоров.

Предварительная работа: знакомство с народными промыслами, отгадывание загадок по теме, чтение художественной литературы.

Используемые технологии:

  • Игровые (создание проблемной ситуации, сюрпризные моменты);
  • Личностно – ориентированные (индивидуальный подход к каждому ребенку);
  • Здоровье – сберегающие (динамические паузы, гимнастика);
  • Информационные технологии (презентация);
  • Технология проектной деятельности (работа в группах, беседы);
  • Художественное слово (стихи).

Интеграция образовательных областей:  социализация, коммуникация, развитие речи, художественно – эстетическое развитие.

Ожидаемые результаты:

 

  • Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве,  Гжели.
  • Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinyaya_skazka.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Художественно – эстетическое развитие

«Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи»

«Синяя сказка»

Воспитатель: Михайлова Е.И.

Дата проведения: 5.02.2020г.

Подготовительная разновозрастная группа №3

компенсирующей направленности.

Программное содержание:

Цель: познакомить детей с декоративно – прикладным искусством посредством художественно – эстетического развития через рисование.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Познакомить  детей  с историей возникновения гжельского промысла и традициями гжельских мастеров;
  • Формировать представление детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы;
  • Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости;
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса;
  • Развивать речь и мелкую моторику рук детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать  самостоятельность, творческое воображение.
  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
  • Воспитывать уважение и бережное отношение к труду народных мастеров.

Дидактический наглядный и раздаточный материал:  мультимедийное  оборудование, презентация в Power Point «Синяя сказка», предметы народных промыслов, письмо от бабушки Федоры, бумажные тарелочки, гуашь, кисти, стаканчики с водой, палитра, салфетки, образцы узоров.

Предварительная работа: знакомство с народными промыслами, отгадывание загадок по теме, чтение художественной литературы.

Используемые технологии:

  • Игровые (создание проблемной ситуации, сюрпризные моменты);
  • Личностно – ориентированные (индивидуальный подход к каждому ребенку);
  • Здоровье – сберегающие (динамические паузы, гимнастика);
  • Информационные технологии (презентация);
  • Технология проектной деятельности (работа в группах, беседы);
  • Художественное слово (стихи).

Интеграция образовательных областей:  социализация, коммуникация, развитие речи, художественно – эстетическое развитие.

Ожидаемые результаты:

  • Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве,  Гжели.
  • Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.

Ход НОД.

  1. Организационный момент.

Дети приезжают на поезде, на станцию «Синяя сказка».

Воспитатель:- Добро пожаловать в город мастеров! Ребята, вы любите путешествовать?  Тогда мы отправляемся в мир красоты и добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких, именно, вы попробуете отгадать.

Сюрпризный момент: под платочком предметы народных промыслов (Дымка, Хохлома, Гжель).

  1. Игра «Назови правильно»

- Ребята, посмотрите здесь много разных предметов. Рассмотрите их, и постарайтесь правильно  дать название народным промыслам.

-Как хороша эта девица – душа!

Щечки алые горят, удивительный наряд!

Эта игрушка, каких умельцев? (Дымковских,  дымковская барышня)

-А вот индюк нарядный,

Весь такой он складный,

У красавца индюка

Все расписаны бока!

Это что за роспись?  (дымковская)

Все ложки расписные, деревянные.

Как называется эта роспись?  (хохломская)

-Молодцы, все правильно назвали!

Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нем говорится.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки – быль или не быль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и, терпенье

Русская, звонкая Гжель!

Дети находят предметы гжельской росписи.

  1. Беседа о Гжели.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в прошлое, к народным умельцам! Я всех приглашаю  в синюю сказку! А почему она так называется, вы поймете сами.  

Садитесь по - удобнее, мы начинаем!

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным  - давно жили там смелые, да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую – белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее – синее. Вот и задумали они перенести эту синеву, на белый фарфор.

Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер лепил чайник, другой (показ работ). Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.

-Понравилась вам сказка? Почему она называется синяя? (для росписи мастера использовали синий цвет и его оттенки)

-Каким узором украшают мастера свои изделия?  (широкая и узкая полоска, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)

-Какие изделия изготавливают мастера из глины? (посуду, различные фигурки)

4. Сюрпризный момент. Письмо от бабушки Федоры.

Приходит почтальон, приносит письмо.

- Ребята, подойдите ко мне, давайте вместе прочитаем письмо.

Письмо: - Друзья мои, беда! Мои тарелки разбились, одни осколочки остались. А ко мне едут в гости, мои любимые внуки. Что же делать? Как же быть?

Прошу помощи у Вас, мои дорогие друзья! Срочно пришлите мне красивые тарелочки!

Ваша бабушка Федора.

-Вот такое письмо, ребятки!

-У меня есть тарелочки, но они обычные, белые и без рисунка.  Красивыми их не назовешь. Как помочь Федоре?  (ответы детей).

-Можно их расписать гжельскими узорами, но одной мне не справиться. Вы мне поможете, ребята? С вашей помощью у нас все получиться! Отправляемся в мастерскую, распишем тарелочки гжельскими узорами. И тем самым поможет бедной Федоре.

5. Практическая часть.

Дети проходят в другую комнату, в «мастерскую». Садятся за столы.

-Для того, чтобы у нас получилась красивая посуда, нам нужно размять наши пальчики, сделаем гимнастику.

Пальчиковая гимнастика:

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают

-Мастера, приступаем к работе!

-Ребята, придумайте собственный, ни на что не похожий узор, сохраняя колорит гжельской росписи. Ведь, как говорится, «гжельские мастера большие фантазеры».

Самостоятельная деятельность детей.

По окончании работы воспитатель предлагает детям разместить свои работы на доске, чтобы они просохли, а затем упаковать  их  в подарочную коробку, и отправить бабушке Федоре.

-Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное – вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи. Спасибо вам за помощь!

Самое особенное в гжельской  росписи  - это  «мазок с тенями». Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких.

        В целом каждый  мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...