рабочая программа по ознакомлению детей с народно- прикладным искусством "Русский колорит"
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая группа)

Кызылова Евгения Юрьевна

В данном материале представлен опыт работы по декоративному рисованию на основе декоративно- прикладного искусства народов России. Материал состоит из рабочей программы, расщитанной на два года работы и планирования к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская   Федерация  

Ханты- Мансийскийавтономный округ, Октябрьский район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Гномик» п.Карымкары.


ПРОГРАММА КРУЖКА

по декоративному рисованию в детском саду

«Русский колорит»

(программа рассчитана на 2 года обучения) 

                                                                               

Составитель модифицированной программы:

                                                                                Воспитатель: Кызылова Евгения Юрьевна

                                                                     2017год.

Пояснительная записка.

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных. В теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Необходимость данной программы существует, так как  мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.  Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества. Познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Разработанная программа развития творческих способностей  через восприятие народного искусства рассчитана на два года обучения и является попыткой обновления содержания изобразительной деятельности по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

Новизной и отличительной особенностью программы «Русский колорит» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла. Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Цель программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы:

1. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях  собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

2.  Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;

3.  Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;

4.  Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

5. Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);

6. На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.

Список детей:

Иванова Настя

Капаев Слава

Куранов Вова

Мудрецова Юля

Тимофеева Маша

Ткаченко Диана

Самочерных Алиса

Программа включает в себя ряд блоков:

- Филимоновская роспись

- Дымковская роспись

- Городецкая роспись

- Гжельская роспись

- Хохломская роспись

- Каргопольская роспись

- Жостово

- Русские матрешки

Структура проведения занятия

по декоративно-прикладному искусству

        

        

                

Организация обучения:

Программа рассчитана на два года обучения:

Первый год обучения (4-5 лет) - 1 раз в неделю, в год 32 занятия

Второй год обучения (5-6 лет) - 1 раз в неделю, в год 32 занятия.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно - прикладным искусством:

  • Беседы;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;
  • Дидактические  игры по декоративному рисованию
  • Использование силуэтного моделирования
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
  • Заучивание песен, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
  • Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
  • Использование физминуток;

Формами подведения итогов реализации программы являются

  • выставки детских работ;
  • открытые занятия для родителей;
  • участие в мероприятиях разного уровня.

Материалы и оборудование:

  • Гуашь разных цветов
  • Кисти  №3, №4. (Белка)
  • Тычки  разных размеров
  • Бумага разной формы и величины
  • Салфетки
  • Баночки с водой
  • Предметы и иллюстрации разных промыслов

Ожидаемые результаты:
К концу реализации программы дети:

  • Эмоционально воспринимают содержание произведения.
  • Запоминают и узнают знакомые народные игрушки и росписи.
  • Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).
  • С помощью средств выразительности создают образ  композиции.
  • Оценивают то, что получилось.
  • Отмечают выразительность формы, линий, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.
  • У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

(Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование, наблюдение).

                       Ожидаемые результаты 4-5 лет.

1.        Иметь представление о народных промыслах, узнавать их (дымковская, филимоновская росписи).

2.         Выделять элементы узора и составлять из них композицию.

3.      Самостоятельно определять последовательность выполнения росписи.

4.      Подбирать и передавать колорит нужной росписи.

 5.      Пользоваться несколькими способами рисования (Концом кисти, всем ворсом, тычок).

6.      Самостоятельно и творчески применять умения и навыки полученные на занятиях.

7.      Правильно пользоваться кистью при рисовании.

                    Ожидаемые результаты 5-6 лет.

1.        Иметь представление о народных промыслах, узнавать их (городецкая, дымковская, филимоновская росписи).

2.         Выделять элементы узора и составлять из них композицию.

3.      Самостоятельно определять последовательность выполнения росписи.

4.      Подбирать и передавать колорит нужной росписи.

 5.      Пользоваться несколькими способами рисования (Концом кисти, всем ворсом, тычок,

          примакивание, прикладывание).    

6.      Самостоятельно и творчески применять умения и навыки полученные на занятиях.

Диагностические критерии оценки знаний и детских  работ по декоративно-прикладному искусству:

  • Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
  • Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
  • Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
  • Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
  • Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
  • Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
  • Использует декоративные элементы в работе;
  • Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
  • Оригинальность.

Диагностические критерии технических навыков и

 умений оценки детских работ по декоративно-прикладному искусству:

Оценка работы осуществлялась по 4-х балльной системе:

3 — высокий уровень развития;

2 — средний уровень развития;

1 — низкий уровень развития;

0 — нулевой уровень развития.

Характеристика уровней эстетического развития детей

Нулевой уровень (от 0 до 8 баллов).

Ребенок не дифференцирует виды росписи. Затрудня¬ется в описании предмета. Не может сравнить по признакам сходства и различия. Затрудняется в выражении своего от-ношения. Узор рисунка не соответствует стилю росписи. Копирует роспись изделия без детализации. Низкий техни¬ческий уровень исполнения. Работа часто бывает не завер¬шена.

Низкий уровень (от 9 до 16 баллов).

Называет один вид росписи. Описание неполное, толь¬ко одного изделия. В сравнении изделия затрудняется. Вы¬ражает положительное отношение к изделию, но не обосно¬вывает его. Часто полностью копирует росписи. Технические навыки средние, работа бывает завершенной на 2/3.

Средний уровень (от 17 до 24 баллов).

Ребенок называет оба вида росписи. Описывая изделие, называет характерные признаки

(1-2). Указывает сходство и различие по одному признаку. Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане. При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. Может вносить небольшие изменения в цвет и элементы узора. Работа бывает завершена почти полностью (на 2/3). Достаточно высокая техника исполнения.

Высокий уровень (от 25 до 32 баллов).

Называет оба вида росписи. Описывает изделие подробно, выделяя характерные признаки (не менее 3). При сравнении указывает сходство и различие не менее чем по двум   признакам.  Дает детальную,   обоснованную  оценку  своего отношения к изделию. Наблюдаем ярко выраженное положительное отношение к изделию. При выполнении узора четко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Работа полностью завершена, техника исполнения

План работы кружка «Русский колорит» 2017-2018 учебный год

(первый год работы)

№ занятия

Цель

Формы работы

Сентябрь 2017год.

Занятие

№ 1,2

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе.

Наблюдения, опрос, рисование.

Занятие

№ 3,4

“Путешествие по народным промыслам”

Расширять представление детей о многообразии изделий народного декоративно – прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка.

Октябрь 2017 год.

Занятие

№ 1,2

“Узор в полосе”

Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров. Закрепить умение составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывными движения руки всем ворсом.

Дымковские игрушки, картинки, иллюстрации, рисование, пальчиковая гимнастика.

Занятие

№ 3,4

 Украсить узорами юбку дымковской барыни 

Продолжать учить рассматривать дымковских барынь, выделять узоры на одежде: чередование вертикальных и горизонтальных полос, кругов, точек. Закреплять умение рисовать красками прямые линии в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре; воспитывать интерес к народному прикладному искусству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дымковские игрушки, физкультминутка, рисование, дидак. игра.

Ноябрь 2017 год.

Занятие

№ 1,2

 Весёлый хоровод ” (коллективная работа)

 Продолжать закреплять знания детей о дымковской игрушке, её цветовой гамме, элементах узоров, способах их рисования. Закрепить умение украшать наряд дымковской барыни красивым узором; умение детей рисовать знакомые элементы. Развивать творческую активность, самостоятельность.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Занятие

№ 3,4

Филимоновский           заборчик”

Продолжать знакомить детей с основными цветами филимоновской росписи (жёлтым, красным, зелёным) и основным элементом росписи – полоской. Закрепить умение детей рисовать узор «заборчик» состоящий из вертикальных полос ритмично располагая их на полосе бумаги, чередуя цвета. Учить детей контролировать положение руки при ведении кисточки сверху вниз. Развивать эстетическое восприятие и интерес к народному искусству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Декабрь 2017 год.

         Занятие

          № 1,2

“Филимоновские дорожки ”

Закрепить основные цвета росписи и основной элемент полоску. Закрепить умение детей рисовать дорожки всем ворсом кисточки, ритмично располагать на полоске бумаги чередуя цвета, контролировать положение руки при ведении кисточки слева на право. Продолжать развивать интерес к фолимоновской росписи.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физминутка, подвижная игра.

Занятие

№ 3,4

«Филимоновская ярмарка» (коллективная работа)

Дать детям возможность проявить своё творчество при выборе и росписи филиминовской игрушки. Учить проявлять желание расписывать силуэты животных и людей филимоновскими узорами. Воспитывать любовь к русской народной игрушки.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование.

Январь 2018 год.

Занятие

№ 1

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь.

Наблюдения, опрос, лепка.

Занятие

№ 2,3

“Весёлый Городец”

Рассказ об истории промысла. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, её характерные  признаки. Воспитывать уважение  к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок физкультминутка, подвижная игра.

Февраль 2018 год.

Занятие

№ 1,2

 Рисование бутона ”

Познакомить детей с историей городецкого промысла. Рассказать о разнообразии изделий, элементах узоров (цветы, листья, птицы, кони) и сочетаниях цветов. Учить рисовать голубой бутон «купавку», смешивая гуашь с белилами, синим и белым цветом оживляя цветок и листья. Развивать художественный вкус и прививать любовь к народному творчеству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Занятие

№ 3,4

 Узор в полосе по мотивам городецкой росписи ”

Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Закреплять умение рисовать «купавку», познакомить с новым элементом —«ромашкой». Учить рисовать узор в по­лосе, чередуя «купавки» и «ромашки», выбирать цвета, составлять оттенки, оживлять цветы и листья.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Март 2018 год.

Занятие

№ 1,2

 Роспись доски городецким узором ”

 Продолжать знакомство с росписью Городца, закреплять знания детей об основных элементах, колорите, закономерностях построения узора. Познакомить с новым цветком — «розаном» и способом его рисования. Учить создавать свою композицию при украшении доски, красиво располагая узор в форме. Развивать эстетические чувства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народным промыслам.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование,  чтение стихотворения;

 « В Городце»              О.Хренова

Занятие

№ 3,4

“ Пасхальные яйца ”

Учить детей  красиво располагать разные элементы городецкой росписи на двух листах бумаге в форме «пасхальных яиц». Закреплять умение рисовать концом кисти. Закреплять умение рисовать  узоры по мотивам Городецкой росписи. Закреплять технические навыки и умения. Развивать эстетическое восприятие, творчество, чувство цвета, желание создавать красивый узор. Воспитывать активность и самостоятельность.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Апрель 2018 год.

Занятие

№ 1,2

“Ух! Узор. Мой! Узор! ”

( итоговое занятие по Городецкой росписи)

Закреплять знания детей о городецкой росписи, ее цветовой гамме, способах выполнения эле­ментов «ромашка», «купавка», «розан». Развивать творческую активность, интерес к народно-прикладному искусству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физминутка.

Занятие

№ 3,4

“ Дидактическая игра «Выставка»”.

Закреплять знания детей о городецкой росписи, дымковских, филимоновских узорах. Развивать интерес к народно-прикладному искусству.

Беседа, рассматривание иллюстраций,  физкультминутка.

Май 2018 год.

Занятие

№ 1,2

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май.

Наблюдения, опрос, рисование.

Занятие

№ 3-4

“В нашей мастерской» (итоговое

занятие)

Закрепить умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Развивать умение выделять элементы городецкой росписи.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

План работы кружка «Русский колорит» на 2018-2019 учебный год (второй год обучения)

№ занятия/тема

цель

материалы

Октябрь 2018год.

№1

Возобновление работы кружка  «Русский колорит».

Ознакомить детей с особенностями и планом работы кружка «Русский колорит». Учить организовывать свое рабочее место. Познакомить с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.      

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№2

Путешествие по народным промыслам        

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№3

Путешествие  в страну «Дымка». «Барышня»

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№4-5

Рисование  конструирование.

«Барышни-франтихи».

Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре.  Сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими;  формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей  (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус)

Учить правильно рисовать узоры на платье.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Ноябрь 2018год

№6

«Филимоновские свистульки. Рассказ об истории промысла»

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно- прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№7-8

Лепка «Филимоновские олени и коровки»

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№9

Рисование «Филимоновский табунок».

З а к р е п л я т ь представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Декабрь 2018год

№10

Каргопольские легенды.

Рассказ об истории промысла. Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№11

Рисование «Сказочная птица».

Р а з в и в а т ь у д е т е й з а м ы с е л, самостоятельно выбирать элементы р о с п и с и и ц в е т о в ую г а м м у. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т. д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№12

Знакомство с Гжельской росписью

Познакомить детей с изделиями мастеров Гжели, их назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора – колорит, композиция.

Расширять знания детей о художественном промысле, воспитывать уважение к народным мастерам, традициям в росписи.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№13

«Блюдце»

Декоративное рисование

Продолжать знакомить с гжельской росписью. Упражнять в рисовании простейших видов растительных орнаментов. Учить выделять кайму и середину силуэта, совершенствовать навыки расположения узора в соответствии с круглой формой. Развивать творчество, фантазию.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Январь 2019год

№14

«Букет для Снегурочки»

(коллективная работа)

Декоративное рисование + аппликация

Продолжать учить детей работать коллективно, договариваться друг с другом и решать общую задачу.

Упражнять в выполнении цветов по мотивам гжельской росписи из цветной бумаги и составлять из них композицию.

Развивать творчество, художественный вкус при составлении букета.

При рисовании вазы - продолжать учить рисовать всей кистью и ее концом, использовать ранее накопленный опыт рисования элементов гжельской росписи.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки

Материалы для художественного творчества

№15

«Золотая Хохлома»

Рассказ об истории промысла. Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№16

Рисование «Шарфики для козлят»

Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком».

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Февраль 2019год.

№17

«Хохломское блюдо»

Аппликация        

Продолжать знакомить с хохломскими предметами. Учить детей вырезать из цветной бумаги не сложные элементы хохломской росписи и составлять из них узор на овальной форме. Учить выбирать цвет бумаги для элементов узора и фона в соответствии с традициями хохломской росписи.

Совершенствовать умения пользоваться ножницами, клеем.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№ 18-19

Панно

«Золотые травы Хохломы»

(кол. работа)

Декоративное рисование + аппликация

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность, торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№20

Рассказ о Городце

«Городецкая сказка»

Ознакомление с городецкой росписью и беседа о её красоте.

Продолжать знакомить детей с изделиями мастеров городецкой росписи. Учить выделять элементы цветочного узора, украшать силуэты изделий городецкой росписью. Развивать восприятие цвета, умение выделять характерные особенности городецкой росписи (на тёплом золотистом фоне красные, розовые, голубые и синие цветы, тёмно-зелёные листья).

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Март 2019год

№21-22

«Городецкая кубышка»

Конструирование + декоративное рисование

Продолжать знакомить с разными видами декоративно-прикладного искусства: городецкой, хохломской росписью. Это деревянные предметы быта: посуда, мебель, декоративные панно. Показать связь формы предмета с его назначением и украшением. Выделить

ха¬рактерные особенности городецкой росписи: растительные элементы: цветы, листья (сочетание цвета и оттенка, коло¬рит росписи). Учить составлять узор на полосе и круге, чередуя цветы и листья, используя цвет и оттенок, украшая их «оживками».

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№ 23-24

Панно

«Городецкие птицы»

(коллективная работа)

Декоративное рисование + аппликация

Познакомить детей с традиционным мотивом городецкой росписи – «птицей». Предложить детям использовать этот элемент в составлении коллективного панно.

Упражнять в выполнении городецких цветов и птиц из цветной бумаги и составлении из них композиции. Дополнять аппликацию рисованием недостающих мелких деталей для более точной передачи особенностей городецкой росписи.

Развивать в детях стремление к творчеству.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№ 25

Рисование

«Русские красавицы всем нам очень нравятся»

(роспись 2-х сторонних матрёшек).

Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу, использовать нетрадиционную технику. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Таблицы с элементами росписей матрешек (семеновской, полхов-майданской, загорской), модели двусторонних матрешек, краска гуашь, ватные палочки, кисти, «тычок», трафареты,

Апрель 2019 год

№26

Знакомство с русским народным костюмом.

Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно- прикладного искусства.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

№27

Рисование «Оденем Ваню и Маню в русский костюм»

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№28

Искусство Жостова. Рассказ о промысле

Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№29

Рисование «Жостовские подносы»

Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края - кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т. д.). Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Май 2019год

№30

Знакомство с тряпичными и нитяными куклами

Познакомить с историей и видами народных тряпичных и нитяных кукол. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№31

Изготовление из ниток куколок-талисманов

Учить мастерить куклу из шерстяных ниток, самостоятельно конструировать модель из 2-х частей: «руки» и «туловище», развивать технические умения завязывать узелки.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№32

«Ярмарка»

Итоговое

Закрепить знания детей о разных видах народного декоративно – прикладного искусства, уметь раз¬личать характерные особенности каждого вида росписи — хохлому, городец, гжель, дымковскую, филимоновскую игрушку и др.

Расписать силуэты предметов, самостоятельно выбрать вид, узор, компо¬зицию.

Развивать в детях стремление к творчеству.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Литература.

  1.  «От Свистопляски до свистульки». Н.Алексахин. Д/в №10-2004
  2.  «Знакомство с особенностями декоративно - прикладного искусства в процессе дидактических игр». Н.Вершинина, О.Горбова. Д/в№6-2004
  3.  «Игра и изобразительное творчество».Т Комарова. Д/в №4-2005
  4.  «Городецкая роспись душу веселит». Д/в №1-1999
  5. .«Чуть прикоснуться к подлинно народному искусству». Д/в №4-1993
  6.  «Знакомство детей 6-7 лет с искусством гжельских мастеров». Д/в №4-1994
  7.  «Элементы кистевой росписи». Н.Алексахин. Д/в №8-1994
  8.  «От побасёнок и прибауток до Золотой хохломы». Н.Криницина. Д/в №10-1994
  9.  «Знакомство с чудесной Дымкой». О.Сидоркина. Д/в №4-1995
  10.  «Гжельская роспись». Н.Алексахин. Д/в №3-1993
  11. Книжки-раскраски для детей дошкольного и младшего школьного возраста по декоративно-прикладному искусству. Под ред. С.Вохринцевой.
  12. О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  13. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
  14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  15. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  16. Интернет ресурсы

                                     



Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДСОВ «Гномик»

План работы кружка «Русский колорит»

по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством в старшей группе

на 2018-2019 учебный год

Картинки по запросу народно прикладное рисование

Воспитатель: Кызылова Е.Ю

П.Карымкары

План работы кружка «Русский колорит» на 2018-2019 учебный год

№ занятия/тема

цель

материалы

Октябрь 2018год.

№1

Возобновление работы кружка  «Русский колорит».

Ознакомить детей с особенностями и планом работы кружка «Русский колорит». Учить организовывать свое рабочее место. Познакомить с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.      

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№2

Путешествие по народным промыслам        

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№3

Путешествие  в страну «Дымка». «Барышня»

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№4-5

Рисование  конструирование.

«Барышни-франтихи».

Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре.  Сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими;  формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей  (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус)

Учить правильно рисовать узоры на платье.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Ноябрь 2018год

№6

«Филимоновские свистульки. Рассказ об истории промысла»

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно- прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№7-8

Лепка «Филимоновские олени и коровки»

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№9

Рисование «Филимоновский табунок».

З а к р е п л я т ь представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Декабрь 2018год

№10

Каргопольские легенды.

Рассказ об истории промысла. Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№11

Рисование «Сказочная птица».

Р а з в и в а т ь у д е т е й з а м ы с е л, самостоятельно выбирать элементы р о с п и с и и ц в е т о в ую г а м м у. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т. д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№12

Знакомство с Гжельской росписью

Познакомить детей с изделиями мастеров Гжели, их назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора – колорит, композиция.

Расширять знания детей о художественном промысле, воспитывать уважение к народным мастерам, традициям в росписи.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№13

«Блюдце»

Декоративное рисование

Продолжать знакомить с гжельской росписью. Упражнять в рисовании простейших видов растительных орнаментов. Учить выделять кайму и середину силуэта, совершенствовать навыки расположения узора в соответствии с круглой формой. Развивать творчество, фантазию.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Январь 2019год

№14

«Букет для Снегурочки»

(коллективная работа)

Декоративное рисование + аппликация

Продолжать учить детей работать коллективно, договариваться друг с другом и решать общую задачу.

Упражнять в выполнении цветов по мотивам гжельской росписи из цветной бумаги и составлять из них композицию.

Развивать творчество, художественный вкус при составлении букета.

При рисовании вазы - продолжать учить рисовать всей кистью и ее концом, использовать ранее накопленный опыт рисования элементов гжельской росписи.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки

Материалы для художественного творчества

№15

«Золотая Хохлома»

Рассказ об истории промысла. Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№16

Рисование «Шарфики для козлят»

Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком».

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Февраль 2019год.

№17

«Хохломское блюдо»

Аппликация        

Продолжать знакомить с хохломскими предметами. Учить детей вырезать из цветной бумаги не сложные элементы хохломской росписи и составлять из них узор на овальной форме. Учить выбирать цвет бумаги для элементов узора и фона в соответствии с традициями хохломской росписи.

Совершенствовать умения пользоваться ножницами, клеем.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№ 18-19

Панно

«Золотые травы Хохломы»

(кол. работа)

Декоративное рисование + аппликация

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность, торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№20

Рассказ о Городце

«Городецкая сказка»

Ознакомление с городецкой росписью и беседа о её красоте.

Продолжать знакомить детей с изделиями мастеров городецкой росписи. Учить выделять элементы цветочного узора, украшать силуэты изделий городецкой росписью. Развивать восприятие цвета, умение выделять характерные особенности городецкой росписи (на тёплом золотистом фоне красные, розовые, голубые и синие цветы, тёмно-зелёные листья).

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Март 2019год

№21-22

«Городецкая кубышка»

Конструирование + декоративное рисование

Продолжать знакомить с разными видами декоративно-прикладного искусства: городецкой, хохломской росписью. Это деревянные предметы быта: посуда, мебель, декоративные панно. Показать связь формы предмета с его назначением и украшением. Выделить

ха¬рактерные особенности городецкой росписи: растительные элементы: цветы, листья (сочетание цвета и оттенка, коло¬рит росписи). Учить составлять узор на полосе и круге, чередуя цветы и листья, используя цвет и оттенок, украшая их «оживками».

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№ 23-24

Панно

«Городецкие птицы»

(коллективная работа)

Декоративное рисование + аппликация

Познакомить детей с традиционным мотивом городецкой росписи – «птицей». Предложить детям использовать этот элемент в составлении коллективного панно.

Упражнять в выполнении городецких цветов и птиц из цветной бумаги и составлении из них композиции. Дополнять аппликацию рисованием недостающих мелких деталей для более точной передачи особенностей городецкой росписи.

Развивать в детях стремление к творчеству.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№ 25

Рисование

«Русские красавицы всем нам очень нравятся»

(роспись 2-х сторонних матрёшек).

Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу, использовать нетрадиционную технику. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Таблицы с элементами росписей матрешек (семеновской, полхов-майданской, загорской), модели двусторонних матрешек, краска гуашь, ватные палочки, кисти, «тычок», трафареты,

Апрель 2019 год

№26

Знакомство с русским народным костюмом.

Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно- прикладного искусства.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

№27

Рисование «Оденем Ваню и Маню в русский костюм»

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№28

Искусство Жостова. Рассказ о промысле

Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№29

Рисование «Жостовские подносы»

Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края - кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т. д.). Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

Май 2019год

№30

Знакомство с тряпичными и нитяными куклами куклами

Познакомить с историей и видами народных тряпичных и нитяных кукол. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№31

Изготовление из ниток куколок-талисманов

Учить мастерить куклу из шерстяных ниток, самостоятельно конструировать модель из 2-х частей: «руки» и «туловище», развивать технические умения завязывать узелки.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества

№32

«Ярмарка»

Итоговое

Закрепить знания детей о разных видах народного декоративно – прикладного искусства, уметь раз¬личать характерные особенности каждого вида росписи — хохлому, городец, гжель, дымковскую, филимоновскую игрушку и др.

Расписать силуэты предметов, самостоятельно выбрать вид, узор, компо¬зицию.

Развивать в детях стремление к творчеству.

Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки.

Материалы для художественного творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная»

знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством....

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года

"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....

Приобщение детей к национальным, культурным традициям посредством ознакомления детей с народно-прикладным искусством

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....

рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным творчеством

рабочая программа  по ознакомлению детей с русским народным творчеством...