Конспект образовательной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «Русская матрешка»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Рудская Ирина Николаевна

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрешкой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада

«Русская матрешка»

Воспитатель МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин

Рудская Ирина Николаевна

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрешкой.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей матрешки
  2. Изготовить плоскостную игрушку – матрешку
  3. Развивать интерес детей к народному творчеству
  4. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству
  5. Воспитывать любовь к народному искусству

Материал: сундук, готовые плоскостные силуэту матрешек, пластилин, дощечки, стеки, горох,  зерна кофе, игрушки матрешки.

ТСО (просмотр презентации «Русская матрешка», аудиозапись народной музыки)

Ход занятия:

Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу. Их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице. Садитесь поудобнее, начнем разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?

В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу!

Как вы думаете, детки, что в нем? (предположения детей). А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать ее.

Загадка про матрешку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская …

Дети: Матрешка

Воспитатель: Ребятки, она не одна, а со своими подружками. (раскрывает матрешку). А где же ее подружки?

Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрешке? (рассказы детей)

А хотите поиграть?

Игра «Матрешечка - матрешка»

Ну, ребятки. Не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрешкой!

(Из детей выбирают 3-х матрешек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. дети идут по кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни «Колпачок»)

Эх, матрешечка, матрешка!

Аленький платочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Воспитатель: Молодцы, ребятки!

(Показ презентации)

А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрешки. Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад.

Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам (показ)

Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. И назвали ее старинным русским именем – Матрешей.

Наиболее известны три вида матрешек: Семеновская матрешка, Загорская матрешка и Полхов-Майдайская матрешка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрешек (воспитатель показывает слайды)

В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрешки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - …

Дети: желтый, лимонный, зеленый, малиновый.

Воспитатель: Правильно вы заметили.

Воспитатель: Следующая матрешка из села Загорск – Загорская матрешка. Эти матрешки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове…

Дети: Платок

Воспитатель: А поверх сарафана

Дети: Фартук

Воспитатель: Платок матрешек украшает роспись (показ)

Воспитатель: И третья матрешка из села Полхов – Майдан. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции (воспитатель обращает внимание детей на презентацию)

Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего – все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучию

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрешки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась веселая крестьянская девочка

Воспитатель: Из каких материалов делали и делают эти игрушки? Почему? Какими свойствами обладает дерево? (Показ алгоритма свойств дерева)

Матрешку всегда любили дети. очень интересно собирать и разбирать детали:

«Я с таинственной игрушкой

Заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

То их восемь, то одна»

А хотите и вы, поиграть с матрешкой?

Проводится игра «Собери матрешку»

Воспитатель: А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

И мы с вами, ребята, создадим свою матрешку, непохожую на другие.

(Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрешки). Наши матрешки будут плоскостными, а изготавливать  мы их будем с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. Приступаем к работе. (Звучат русские народные мелодии в записи, дети изготавливают плоскостных матрешек)

Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. (Дети рассказывают о своих матрешках)

Итог занятия.