Работа с детьми дошкольного возраста.
статья по рисованию

Князева Наталья Анатольевна

Изотерапия - как метод психологической коррекции в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Изотерапия – как метод психологической коррекции

в работе с дошкольниками

    Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детское учреждение, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают  морально и физически. Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей.

   Изотерапия, как метод психологической коррекции, помогает сделать более гармоничными эмоции ребенка, адаптирует его к учебному учреждению, способствует развитию творческих способностей. Изотерапия – это направление арттерапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства.

    Все без исключения дети очень любят рисовать. В изотерапии могут использоваться разнообразные материалы для рисования. Даже для самых маленьких детей, которые еще не умеют держать кисточку в руке можно использовать изотерапию. Для этого пригодятся пальчиковые краски и разнообразные мелки. Изотерапия для детей оказывает положительное влияние на их психику. Благодаря рисункам, ребенок выгружает полученную информацию, обрабатывает свой опыт.

     Изотерапия делает акцент на использование творческого потенциала, способствующего развитию правого полушария (интуиции, воображения, ориентации в пространстве).

     Показания для использования изотерапии: эмоциональное напряжение детей, негативизм, страхи, импульсивность эмоциональных реакций, переживание ребенком эмоционального отвержения, ревность, неудовлетворенность семейной ситуацией, эмоциональная депривация детей, низкая дисгармоничная искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений и пр.

Остановимся на некоторых интересных техниках изотерапии

Монотипия

   На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, глянцевой бумаге, пленке – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается листок бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Действия можно проводить до тех пор, пока  процедура будет приносить удовольствие, или же до получения привлекательного результата. При желании возможно «прописать» готовый отпечаток – дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа.

Рисование ладошками

Обведенный контур руки на бумаге напоминает, что-то знакомое, определенные ассоциации. Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно обводят контур ладошки и могут выбрать наиболее интересные расположения на листе бумаги. В одном и том же контурном листе можно увидеть  ладошку в виде птицы, бабочки, рыбки и т.д. Включая фантазию и добавляя, какие-либо детали, можно получить различные изображению.

Граттаж

Процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши. Для процарапывания изображений и штрихов можно использовать любой острый предмет, например деревянные палочки. Суть техники заключается в следующем – на лист картона или плотной бумаги наносят толстый слой воска, который затем покрывают черной тушью. Когда острый предмет процарапывает слой туши, на черном фоне появляется штрих, цвет которого соответствует цвету восковой подложки. Здесь уже могут быть различные вариации, например, для создания черно-белого изображения достаточно просто покрыть белый лист воском и тушью. А чтобы получить эффектный разноцветный рисунок, подложку нужно сделать из нескольких цветов восковых мелков.

Коллаж

    Коллаж от французского collage, что означает «наклеивание» — это такой прием в изобразительном искусстве, который предполагает, что есть основа, на которую наклеиваются любые материалы, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллаж-это произведение, целиком выполненное этим способом.

Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, бумага, природные материалы, предметы, ткани, нитки, крупы, бусы.

Тема для создания коллажа может быть разной подводный мир, летняя поляна, космос, осень и т.д.  Ребенку дается инструкция: подбери картинки для заданной темы и оформи их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается,  дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.

Мандала

Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». В духовных традициях мандала — это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.

Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.

Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными. Таким образом, работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.

Из всего вышесказанного хочется сделать следующие выводы: 

изотерапия позволяет детям самовыразиться, помощью изотерапии они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Список литературы:

1.Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)

2.Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

3.Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.

4.Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. – М..: АРКТИ, 2006. – 88с.

5.Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: «ТЦ Сфера», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Авторская методика работы с детьми дошкольного возраста по приобщению детей среднего дошкольного возраста к культуре чтения посредством использования дидактического пособия «Детский календарь».

laquo;В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы…  внутри страны мы должны формировать среду, в кот...