ПРОЕКТ по художественно- эстетической развитии «Истоки способностей- на кончиках пальцев детей»
проект по рисованию (младшая группа)

Ибрагимова Айгуль Рафаэлевна

 Создать условия для развития изобразительной деятельности и развития творчества детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_po_izo_ibragimovoy_a.r.docx207.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-Тюлячинский детский сад №1

Тюлячинского муниципального района РТ

ПРОЕКТ

 по художественно- эстетической развитии

«Истоки способностей- на кончиках пальцев детей» 9c2aa58d6de43af491ff48225add6c69

Составил воспитатель:

Ибрагимова Айгуль Рафаэлевна

Тюлячи,2020

Содержание

Введение

2

Актуальность

2

Гипотеза проекта

4

Новизна

4

Цель проекта

4

Задачи проекта

4

Описание проекта

4

Стратегия реализации проектной идеи.

5

Ожидаемый результат

5

Диагностический инструментарий

6

Список литературы

6

«Творчество, - пишет В.В. Давыдов, - является уделом всех, … оно является нормальным и постоянным спутником детского развития»

Введение

     Проект «Истоки способностей- на кончиках пальцев детей»  направлен на воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование гармонично развитой личности.

В проект включены занятия по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности от простого с ложному.

Занятия  в проекте позволят детям младшего дошкольного возраста обогатить знания и представления о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой. Использовать для изображения салфетки, клей, крупу, пластилин, луковую шелуху, яичную скорлупу, кофе, сухие листья, вату, различную текстуру бумаги и другое.

Актуальность

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможно и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно—продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми  картины, так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра губной помадой или пастой на зеркале, водой   разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусами, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что можно оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё и знакомятся с разными материалами, предметами.

Следует включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктельные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щётку, ватные палочки, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов, а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут  богаче, полнее и ярче.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение,  обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка.

 К сожалению, на занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются очень редко, не учитывается их высокая значимость. Между тем применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой. Использовать для изображения клей, крупу, пластилин; салфетки, кофе, луковую шелуху; яичную скорлупу, сухие листья, вату. Различную текстуру бумаги и другое.

На занятиях с использование нетрадиционных техник изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель). При непосредственном контакте пальцев рук различными материалами (краской, бумагой, пластилином) дети познают их свойства: густоту, твердость, мягкость, текстуру.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. В результате у них развивается интерес, дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Поэтому созданный проект направлен на воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование гармонично развитой личности.

Гипотеза проекта

Использование  нетрадиционных техник рисования в организованной образовательной деятельности ( режимные моменты) будет эффективно, если:

- создаётся подлинно творческая атмосфера в ходе ООД, способствующая свободному проявлению творческого воображения и мышления ребёнка;

- продумана технология применения занятий с использованием нетрадиционных техник рисования;

- используются возможности интеграции видов изобразительной деятельности дошкольников (лепка, рисование, аппликация);

- обеспечивается включение дошкольников в творческую деятельность, в процессе которой решаются задачи по освоению нетрадиционных техник рисования.

Новизна

 В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель проекта

 Создать условия для развития изобразительной деятельности и развития творчества детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения.

Задачи проекта

-образовательные: Познакомить детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними. Учить экспериментировать с красками, пользоваться подручными материалами.

-развивающие: Развивать умения активно и творчески применять усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства

-воспитательные: Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию,устойчивый интерес к изобразительной деятельности, коллективное творчество, стремление действовать согласованно.

-оздоровительные: Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Привлечь родителей к процессу развития художественных способностей детей.

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

Наглядный

Практический

Словесный

Описание проекта

Реализация проекта осуществляется в направлениях:

- От изображения отдельных предметов к изображению сюжетных эпизодов;

- От применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- От использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- От использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- От применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- От индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками.

Формы работы: беседа, совместная деятельность родителей и детей, конкурсы, выставки.

 Участники проекта: дети 2 младшей группы, педагоги, родители.

Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий.

Сроки реализации проекта: 2019- 2020 год

Стратегия реализации проектной идеи.

1 этап. Организационно- подготовительный (август)

2 этап. Основной. Реализация проекта (сентябрь- май)

3 этап. Обобщающий (май)

Организационно- подготовительный этап.

На данном этапе осуществлен выбор темы проекта, определена цель, поставлены задачи. Проводилось изучение теоретических источников, научно-методической литературы, а также проведен выбор диагностического инструментария.

Основной. Реализация проекта.

На основном этапе были реализованы все поставленные задачи: проведена диагностика уровня сформированности навыков изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, выбраны методы развития этих навыков с использование техник нетрадиционного рисования.

Разработан план занятий кружка «Акварельки» с использованием нетрадиционных техник рисования, проведены занятия по этому плану.

Сформирован каталог методик по нетрадиционному рисованию.

Определен план работы с родителями и педагогами по данной теме.

III. Обобщающий (заключительный)

На заключительном этапе будут сформулированы основные выводы и результаты, диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами, оформлен отчет по проведенной работе,  презентация проекта на педсовете и на родительском совещании.

Будет проведена разработка методических рекомендаций, определены возможные варианты развития данного проекта.

Продукт проекта:

выставка-конкурс продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми по изученным нетрадиционным техникам рисования.

Ожидаемый результат

В результате дети научатся использовать разнообразные материалы и технику, разнообразные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа, у них будут развиты эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

Дети будут активно применять усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, научатся видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, появится желание рисовать.

Воспитается стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, сформируются умения замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

 Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности воспитателя по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

 Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Представление проекта на  различных уровнях.

Диагностический инструментарий

При составлении инструментария мониторинга была использована примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, В.В. Комаровой

Детский рисунок довольно часто используется как средство диагностики интеллектуального развития ребенка, уровня его подготовленности к школе. Но изобразительная деятельность сами по себе являются значимыми для развития ребенка. Поэтому для  педагога очень важен уровень их освоения ребенком в той или иной возрастной период как показатель его эстетического и интеллектуального развития. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить уровень сформированности у детей знаний, умений и навыков. Педагог может проводить мониторинг как в небольшой группе, состоящей из 5–6 детей, так и с каждым ребенком индивидуально. Учитывая специфику дошкольного возраста, целесообразнее проводить мониторинг в индивидуальной форме. Оценка результатов проведения мониторинга довольно проста. Каждое задание оценивается отдельно,в соответствии с предложенными критериями (Приложение №3).

После выполнения всех заданий результаты каждого ребенка заносятся в таблицу.

Заключение

Проект направлен на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка —оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

Список литературы

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.А. Васильевой, В.В. Комаровой, Москва,2014г.
  2.  И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2007г.
  3. Материалы интернет- сайтов https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/09/21/proekt_po_izo.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"

Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание»,  «Художественное творчество», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Чтение художестве...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие. Музыка» «Как нашелся воробушек» для детей первой младшей группы

Этот материал может использоваться для проведения развлечения как осенью, так и весной (по Вашему усмотрению). Включает основные виды деятельности детей раннего возраста на музыкальном занятии....

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии творческих способностей детей в ДОУ.

Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог ...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию Рисование На тему: «Осеннее дерево». Детей для детей средней группы.

КонспектНепрерывной образовательной деятельности поХудожественно-эстетическому развитиюРисованиеНа тему: «Осеннее дерево».Детей для  детей средней группы.Цели: Содействовать разв...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию Рисование На тему: «Зимний лес» Детей для детей средней группы.

Цель:Продолжать формировать представления детей о времени года «Зима», развивать творческие способности детей.Продолжать формировать умение изображать пейзаж, используя фон разных цветов и...

Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста

Конспектитоговой интегрированной организованной образовательной деятельностипо речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация)на тему: «Теремок»для де...