Мастер- класс
методическая разработка по рисованию

Рожкова Tатьяна Александровна

Песочная Терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_pesochnaya_terapiya_ta_3_wecompress.com_.doc307 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №45 «Ручеек»

(МБДОУ № 45 «Ручеек»)

Мастер-класс для педагогов

«Песочная анимация или сказка на песке»

Воспитатель :Рожкова Т.А.


Мастер-класс

для педагогов «Песочная анимация или сказка на песке»

 Актуальность  мастер-класса заключается в том, что игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Цель: Познакомить с нетрадиционным направлением изобразительной деятельности – техникой рисования песком; способствовать внедрению в практику работы педагогов технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка. Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии и использованием её на коррекционно- развивающих занятиях при работе с детьми ОВЗ.

Задачи:

  • дать определение песочной терапии;
  • познакомить педагогов с играми и упражнениям с песком, используемыми на занятиях, а также в коррекционной работе;
  • познакомить с нетрадиционным направлением –техникой рисования песком;
  • способствовать внедрению в практику работы педагогов школ инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребѐнка школьника с ОВЗ.

Оборудование и материал:

Столы со специальным стеклом оснащенные подсветкой или пластиковые рамки формата А3, песок, кисточки.

Ход мастер-класса

Здравствуйте уважаемые гости! Я рада вас видеть, и хочу познакомить вас с  нетрадиционным направлением изобразительной деятельности – техникой рисования песком.

Сегодня, я расскажу Вам о песочной анимации.

Перенос традиционных педагогических и психологических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Данная методика работы несёт в себе оригинальность и простоту; способствует снятию психоэмоционального напряжения; создает положительный эмоциональный настрой.

Американский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф подала интересную идею педагогам и родителям, как организовать досуг малышей и заняться развитием разнонаправленных навыков одновременно.

Она создала песочный видеоролик . Герои оживали, действовали на светящейся доске . Художница рисовала их пальцами с помощью песка. Идею подхватили другие мультипликаторы. Метод создания образов и сюжета заслужил высокую оценку. Постепенно рисование на специальной доске с песком пришло в жизнь простых обывателей. Педагоги стали практиковать такие занятия с детьми разного возраста. Увлекательный метод педагогической работы изучался с точки зрения психологии, физиологии, дидактики. Практикующие инновации учителя и воспитатели ДОУ заметили следующие полезные свойства подобных занятий:

  1. Рисовать песком на стекле весело и интересно.99% детей получают заряд положительных эмоций во время занятия, развлечения;
  2. У метода нет особых правил. Малыш может рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось;
  3. Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра;
  4. Развивается моторика. Одновременно с моторикой развивается речь;
  5. Совершенствуется графомоторика. Дети развивают способность повторять контур, правильно удерживать ручку, соблюдать ритм движений;
  6. Подходит для любого возраста. Магия сыпучей анимации не оставляет равнодушными почти никого;
  7. Избавление от стресса, дети на занятиях успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях.

Уникальный метод помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.

Если рассматривать методику с точки зрения организации и материальных затрат , выявляются следующие преимущества:

Расходные материалы стоят дешево.

  • Песок не обязательно покупать.  Материалом может служить любой песок. Его нужно просеять через мелкое сито, затем, если это необходимо, промыть. Промыть песок можно в ведре. Одну порцию песка, необходимую для рисования (это примерно 3-5 кг), насыпать в ведро, залить водой до верха. Рукой (ложкой, лопаткой) песок интенсивно помешивают. Пыль и грязь растворятся в воде. Лёгкие частички всплывут. Воду осторожно слить. Процедуру повторять до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Сушить песок можно на противне в духовке (если нужно срочно), просто в комнате, на подоконнике на солнце или на батарее отопления в широкой ёмкости.
  • Сделать планшет для рисования можно своими руками, это может быть обычная пластиковая рамка (без стекла).
  • При длительном рисунке можно рисовать только руками, а можно использовать кисти, палочки и другие предметы, которые сочтёте необходимыми.
  • Для сбора песка после рисования пригодится широкая кисть — вымести песок из уголков стола.

Картины из песка получаются у детей быстро и легко. И ошибки на таких картинах исправляются бесследно, в отличие от рисования краской на бумаге или мелом на асфальте.

Это дает ребенку веру в себя, уверенность в своих возможностях и силах, повышает самооценку. На песке очень охотно и увлеченно рисуют даже те дети, которые не сильны в бумажно-карандашных изображениях.

Рисование песочных картин очень увлекает и, как следствие, развивает усидчивость и помогает сконцентрировать внимание.

Искусство создания анимацией основано на простых приемах рисования.

Подскажите ребенку, как нужно держать руки, высыпать песок, чтобы картинка получалась четкой, яркой и реальной. Используйте следующие техники для начинающих.

Пересыпаем песок из одной ладошки в другую

Отличный вариант начала занятий. Малыши настраиваются на работу, знакомятся с материалом, ощущают его вес, тепло или прохладу, текстуру.

Собираем песок в кулак и рассеиваем

Высыпаем песок струей

Рисуем пальчиками

Отпечатки узоров

Расчески

Зубочистки

Детские грабельки

Фантазируйте, не ограничивайте себя и ребенка в творческом процессе. Предлагаю Вашему вниманию фото пошагового мастер-класса.

Приемы и упражнения.

Сыплем песок из кулачка.

Насыпаем линии. Чем ниже рука, тем точнее и тоньше может быть линия. Попробуем разные варианты (прямые линии, зигзаги, спирали и т. д.) с разной скоростью рисования. Получаем узкие, широкие линии, а также прозрачные и непрозрачные — это зависит от разной толщины слоя песка, насыпанного на стол. Чем выше рука и чем быстрее мы насыпаем линию, тем она прозрачнее и шире.

В зависимости от свойств определённого песка, линии ложатся по-разному — темнее в центре или по краю и т. д.

С помощью только этого приёма можно, например, нарисовать цветы.

Насыпанные линии можно корректировать.

Упражнение «Солнышко».

Из горсти с высоты примерно 20 см сыплем песок, не передвигая руку.
Песчинки из центра будут отскакивать, образуя круг.

        

Иногда он не получается идеально ровным.

В этом случае мы можем поправить его край изнутри пальцем.

Чем выше будет находиться рука над столом, тем больший диаметр круга получится.

Засыпаем фон. Фон можно засыпать разными приёмами — всё зависит от задачи.

Рисуем воду.

Первый вариант — четырьмя (или даже пятью) пальцами проводим волнистые параллельные линии.

Второй вариант — деревянной палочкой  рисуем горизонтальные чёрточки от дальнего плана к переднему.

        Рисуем фактуру различными предметами.

Используя различные предметы, можно получить разную фактуру. Разные кисти дают разную толщину линии и разные отпечатки.

Такой кистью можно рисовать, например, волосы.

Мы с вами потренировались изображать простейшие узоры разными способами, а теперь я вам предлагаю вспомнить сказку «Теремок».

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Я предлагаю вам нарисовать этот отрывок сказки.

В начале, сделаем фон, для этого равномерно распределим песок по столу, чем выше поднимаем руку, тем равномернее песок сыпется.

Теперь, мы будем рисовать сам теремок. В центре светового модуля рисуем квадрат – это контур будущего теремка.

Подушечкой указательного пальца рисуем горизонтальные линии.

        

Досыпаем немного песка в правую часть теремка. Подушечками указательных пальцев слева и справа сдвигаем песок – получаются бревна.

Рисуем окно и крышу.

Чтобы нарисовать елки «веером» сдвигаем песок из одной точки. 

В правой части композиции начинаем рисовать дерево. Подушечкой большого пальца сдвигаем песок снизу вверх. 

Указательным пальцем и мизинцем рисуем более тонкие ветки ( можно и деревянной палочкой)

Оставляем отпечатки пальцев около веточек – так получаются листья.

Рисуем цветы на поляне. Сдвигаем песок по кругу и по периметру оставляем отпечатки указательного пальца.

Рисуем травку, солнце и облака

Рисуем мышку.

  Сказочная картина «Теремок» готова!

Вот и закончилось наше путешествие по сказке. Спасибо большое за активное участие.

В завершение хочется сказать, что занимаясь рисованием песком, ребёнок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

    

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...