Методическая разработка "Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)

Семиренко Светлана Августиновна

Методическая разработка по развитию творческого воображения дошкольников может быть полезна воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Развитие творческого воображения  у детей дошкольного возраста»

Семиренко Светлана Августиновна

воспитатель

МБДОУ  «Детский сад«Берёзка»

г. Новый Уренгой

        

«Изобразительное творчество детей –

один из самых ранних видов художественной деятельности,

в которой ребенок активно отражает реальный мир

и проявляет свое отношение к нему».

А. С. Макаренко

Актуальность 

Развитие современного общества предполагает наличие сформированной творчески активной личности, которая будет обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные вопросы и проблемы. В связи с этим перед педагогами дошкольных образовательных организаций становится важная задача в развитии творческого потенциала подрастающего поколения.

Проблема развития воображения дошкольников является актуальной тем, что данный психический процесс считается важным компонентом любой формы деятельности ребенка и его поведения в целом. В последнее время часто ставится вопрос о роли воображения в общем умственном развитии ребенка, а так же об определении сущности механизмов воображения. Изобразительная деятельность при этом занимает важное место в развитии воображения детей дошкольного возраста.

Современные дошкольные организации на данный момент занимаются вопросами поиска новых гуманистических, личностно-ориентированных подходов к образованию. И одним из самых популярных направлений на сегодняшний день в дошкольном воспитании считается изобразительная деятельность. Рассматривая ее с точки зрения педагогической значимости,  следует учитывать ее универсальность, природу и социальную направленность, не забывая также и о коррекционных возможностях нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Нетрадиционные изобразительные техники позволяют нам обеспечить ребенку опыт творчества на основе разнообразия, доступности и постоянного обновления материалов. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску. Дает возможность решить множество педагогических задач, которые касаются формированию выразительности речи ребенка, развитию его воображения, способствует интеллектуальному и художественно-эстетическому воспитанию.

Психологи настаивают на том, что творческое воображение особенное. Это активный процесс познания. Воображение может работать даже во сне, порождая истории, одну невероятнее другой. Но в этом случае характер процесса пассивен. Воображение также может быть воссоздающим, помогая представить уже знакомый предмет, явление или событие. Названные виды к творчеству имеют малое отношение.

Творческое воображение отличается новизной и оригинальностью результата. Известные схемы и готовые описания при этом используются частично, или вовсе не применяются.

Воображение дошкольника, как и все познавательные процессы в этом возрасте, чаще действует непроизвольно. Об особых замыслах и целях, характерных безграничному полёту мысли, говорить еще не уместно. Но активное фантазирование и стремление многое опробовать на собственном опыте свидетельствует о начале развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Отчетливо проявляются признаки творчества.

Современная система дошкольного образования направлена на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя, опираясь на имеющийся природный потенциал, и подготовиться к непрерывному развитию своих способностей.

Современному обществу необходим качественно новый путь развития, который требует от каждого: быть творческими, способными нестандартно мыслить, оригинально решать поставленные задачи, преобразовывать окружающую действительность.

Решающим фактором, способным изменить общество, является образование. В числе приоритетных стратегий модернизации образования является развитие творческого потенциала личности дошкольников. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, в ней наиболее полно проявляются разные стороны развития ребенка.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Использование нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие положительных эмоций; даёт возможность использования в качестве изобразительных материалов часто неожиданных предметов, удивляя малышей оригинальностью и непредсказуемостью. Знания, умения, педагогический такт дают возможность ребёнку сотворить собственную картину мира, а нетрадиционные методы рисования сделать рисунок красивым, понятным, привлекают его и заинтересовывают.

Идея педагогического опыта – развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.

Цель данной методической разработки: Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  1. Сформировать у детей технические навыки рисования.
  2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  3. Способствовать развитию творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
  4. Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках, используя различные техники рисования.
  5. Привлекать детей к работе с различными материалами, упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков, подготавливающих руку к письму.

Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста

Известно, что творческая деятельность невозможная без воображения, используемого дошкольниками при выполнении разных действий, в частности во время игры, рассказывания сказок или рисования и т.п.

Посредством воображения дошкольник может успешно адаптироваться в социуме и обращаться наравне со взрослым человеком. Зачастую, ребенок с полным доверием относится к образам своего воображения.

Определяя понятие воображения, следует указать, что оно представляет собой процесс создания человеком представлений, которые в действительности им не воспринимались.

Воображение ребенка развивается постепенно, зависит от приобретенного им опыта. Л.С. Выготский говорил о том, что все образы воображения человека основаны на представлениях и впечатлениях, которые он получал в реальной жизни. Поэтому воображение ребенка зачастую является более богатым, чем у взрослого. Часто ребенок, не имея достаточного опыта, может по-своему объяснять те или иные жизненные явления, воспринимаемые взрослым человеком как неожиданные и оригинальные открытия, посредством своего воображения.

В процессе получения опыта, а так же с развитием мышления, на протяжении дошкольного возраста в развитии воображения можно увидеть значительные изменения. Такие изменения не имеют ограничением совершенствования непроизвольного и воспроизводительного воображения. Важным новообразованием данного периода является появление качественного новых видов воображения – творческое и произвольное.

В период дошкольного детства воображение ребенка имеет особую подвижность, которая способствует процессу познания той или иной деятельности или явления.

Отмечается, что дошкольник может представлять значительно меньше, чем более взрослые дети, так как имеет небольшой запас знаний, которые способствуют созданию новых образов.

Что касается особенностей детского воображения, то среди них следует выделить следующие:

  • Неточность образов, искажение или гиперболизация действительности;
  • Доверие к образам воображения, неумение отличать реальное от выдуманного;
  • Тесная взаимосвязь с эмоциями, вымышленными или реальными»
  • Необычайная яркость и перевоплощения в образы воображения, зачастую в персонажей из мультфильмов или сказок;
  • Недостаточная обобщенность образов воображения.

Особенностью воображения ребенка дошкольного возраста, по мнению исследователей, является то, что оно имеет физиологическую основу. Другими словами, воображение связано с доминированием первой сигнальной системы в высшей нервной деятельности. При этом, доверчивость к воображаемым представлениям и не различение воображаемого и действительного, обуславливается недостаточно зрелыми процессами коркового торможения, а так же развитием регулирующей функции второй сигнальной системы. Важно, что чем младше ребенок, тем более ярче проявляются указанные особенности его представлений.

Одной из главных функций воображения является защита личности, проявляющаяся как компенсация ее негативных переживаний. Так, творческое воображение способствует изживанию негативных эмоций, который могут возникать в том или ином случае. Важным моментом является то, что воображение как психический процесс может проявляться только при условии полноценного сознания. Поэтому психологи утверждают, что воображение у ребенка начинает созревать к 3 годам, и отмечают, что важным фактором для развития воображения является развитая речь дошкольника. Именно развитая речь выступает для ребенка в помощь для лучшего представления предмета, который он видит впервые, дает возможность размышлять над этим новым образом и т.д. Развитая речь дает возможность освободить ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы. Таким образом, речь способствует построению более адекватных образов окружающей действительности. Именно поэтому задержки в развитии речи так же являются причиной задержек в развитии воображения.

В психологии условно выделяют этапы развития творческого воображения дошкольников.

Начальная ступень проявляется, когда дети, уже зная назначение предмета, применяют его в новом качестве. Появляется замещение, но на роль «заместителя»назначается только чем-то похожий объект (формой, цветом...). Например, имитируя измерение температуры, дошкольник  возьмет палочку в качестве градусника, а протягивая сверстнику оранжевый мячик, станет говорить об апельсине.

В этот возрастной период полезно показывать ребёнку, как можно находить новое применение обычным материалам. К примеру, можно продемонстрировать ему разные способы рисования - кистью, карандашом, углем, мелком и т.д. В этом возрасте еще важно расширять кругозор малыша, чтобы у него сформировался запас знаний, на который он и будет опираться в своём творчестве.

На следующем этапе, в 4-5 лет, происходит совершенствование ранее усвоенных навыков. Фантазирование всё ещё основывается на представлении о реальном предмете, а образы появляются непреднамеренно.

Это время так же определяется снижением частоты возникновения устойчивых страхов. Это объясняется тем, что с развитием сознания происходит уменьшение эффектов искаженного восприятия окружающей действительности.

На данном этапе аффективное воображение у здорового ребенка может возникать посредством переживания реальной травмы, а устойчивые внутренние конфликты проявляются в придумывании замещающих ситуаций. Младшие дошкольники могут выполнить определённые действия, а потом рассказать, что происходит в их игре или занятии. Это означает, что замысел формируется после действия. В подобных ситуациях также имеет место творческое воображение. Но его уровень только начальный.

Что касается познавательного воображения, то в этот период времени, оно тесно связано с ростом творческих проявлений в процессе их деятельности, которые в первую очередь касаются  игры, рассказывания, пересказа и разных продуктивных видов деятельности дошкольника, в частности, рисование, лепка, конструирование и т.п.  Начиная с 5 лет, у ребенка появляются мечты о будущем, которые зачастую являются ситуативными, нередко неустойчивыми, в основном обусловленные событиями, которые вызвали у ребенка эмоциональный отклик.

Дети 6-7 лет уже могут проявить самостоятельную творческую активность. Они способны выбирать цель, формулировать творческий замысел и стремиться к воплощению задуманного. Воображение детей в старшем дошкольном возрасте отличается способностью включить любой мелкий элемент в общую композицию и представить предполагаемый результат до того, как он появится.

На этом этапе увлекает сам процесс фантазирования. Родители нередко замечают, что их ребёнок придумывает «на ходу». Особенно ярко это умение проявляется в сочинении историй старшими дошкольниками. Значительный рывок происходит благодаря общему развитию познавательной сферы ребёнка и обогащению речи. В этот период времени дети осваивают основные образцы поведения, при этом получая свободу в оперировании ими. Так, ребенок может отходить от тех или иных стандартов, комбинировать их, пользуясь этими стандартами для построения продуктов воображения.

Следует заметить, что дети дошкольного возраста не создают ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. В этом случае характеристика новизны тех или иных образов имеет важное значение для самого ребенка, отмечая то, было ли что-либо подобное в его собственном опыте или это продукт воображения.

В этот период времени ребенку важна иллюстрация, которая наглядно изображает те действий или взаимоотношения героев, ярко отражающие их внутренние особенности и черты характера.

При этом исследователи отмечают, что дошкольник отрывается в своем воображении от конкретной ситуации, и у него возникает чувство свободы и независимости от нее. Таким образом он поднимается над ситуацией и видит ее глазами разных людей, а так же животных или предметом.

Важно, что рост произвольности воображения находит проявление у ребенка дошкольного возраста в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

Таким образом, воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление.

Итак, воображение – это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте. Особенности формирования воображения в детском возрасте состоят в том, что оно не развивается само по себе. Для активизации мозговой активности детей педагоги ДОУ применяют специальные приемы. Кроме того, развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста зависит от образа жизни малыша, его увлечений, навыков, подхода родителей к воспитанию.

Таким образом, в период дошкольного возраста у детей происходит возникновение и формирование одного из важных психических процессов – воображения, которое заключается в способности создавать, основываясь на прошлый опыт, новые представления, дающие возможность планировать будущие действия. Важно понимать, что воображение не является отражением действительности, а выступает как проявление внутреннего субъективного состояния ребенка, его впечатлений или желаний. Так, воображение является своеобразным творческим отражением действительности.

Для развития воображения важно накапливать соответствующий опыт и вырабатывать умение мысленно соединять образы в новые сочетания и комбинации, при этом важно развивать умения представлять возможные изменения действительности. Всему этому способствует процесс театрализованной деятельности дошкольников, начиная с раннего возраста и далее, постепенно преобразуясь и приобретая более сложные формы своего развития.

При этом, указанные умения складываются постепенно, проходя в своем формировании несколько этапов и изменений. Так, зачатки воображения начинают появляться у ребенка еще в преддошкольном возрасте. Его развитие уже в дошкольном возрасте в первую очередь связано с появлением более сложных форм общения ребенка со взрослыми, а так же с переходом дошкольников от элементарных форм деятельности к более сложным.

Под влиянием словесного общения со взрослым у ребенка возникает потребность на основе слов взрослого представить себе то, что выходит за пределы его непосредственного восприятия, например при слушании сказок, рассказов и т. п. Кроме этого, переход дошкольника к некоторым видам продуктивной деятельности – рисованию, конструированию, а также к театрализованной игре – требует планирования предстоящей деятельности, выработки предварительного замысла.

Развитие творческих способностей требует стимулирования и системного подхода. Для того, чтобы воображение дошкольника отличалось оригинальностью и смелостью идей, необходимо расширять приёмы и тот запас понятий, которые ребёнок смог бы использовать в фантазировании.

Необходимо помогать детям накапливать впечатления и побуждать у них интерес к искусству. Важно:

  • не ограничивать спонтанность творческого выражения
  • направлять в поиске творческих решений
  • приветствовать самостоятельность ребёнка
  • показывать ему новые доступные материалы для творчества

Какие же виды деятельности наиболее эффективно стимулируют развитие воображения на данном возрастном этапе?

Игровая деятельность

Использование дидактических материалов предоставляет широкие возможности развития воображения дошкольника. Фантазию и творчество можно развивать, предлагая детям различные картинки (небылицы, части образа) или вовлекая детей в игры с предметами, или предлагая словесные формы заданий (придумай, как...;  заверши историю).

Дидактические игры ценны тем, что они подталкивают к фантазированию и формируют произвольность творческого процесса. Игра создаёт условия, в которых ребёнок сможет посмотреть по-новому на привычный предмет. Задания побуждают его подумать там, чем он сам недостаточно заинтересовался.

Конструирование

Работа с конструкторами помогает дошкольникам понять, как создаются новые образы, как скомбинировать детали иным, необычным способом.

Конструирование особенно полезно тем, что дети проверяют свои идеи немедленно: как только промелькнули в воображении некие очертания, тут же пытаются смастерить представленный образ.

Конструирование подразумевает использование не только определённого набора деталей.

Лепка 

Образы можно вылепить из пластилина или глины. Лепка стимулирует развитие

творческого воображения, позволяя экспериментировать с формой, размерами. Конечно, ребёнок не сразу справится со сложным заданием, например, вылепить сказочное животное. Здесь важна роль взрослого, который будет подбирать задания, доступные для дошкольника, постепенно усложняя их.

Музыка 

Особым условием для развития творческого воображения является музыка, поскольку при умелом использовании совершенствует и обогащает слуховое восприятие дошкольника. Сначала, с подачи взрослого дети в звучании нот пытаются уловить то капли дождя, то звук шагов, то шелест листвы.

При систематических занятиях у дошкольника постепенно формируется навык прислушиваться к наполняющим пространство звукам. Музыка как средство активизации творческого воображения дошкольников даёт дополнительный материал, который будет окрашивать фантазии детей и будет способствовать более яркому их выражению.

Изобразительная деятельность

Рисование становится полем для творческого самовыражения ребёнка раньше, чем другие виды деятельности. Уже в раннем дошкольном возрасте дети рисуют кружочки и другие простейшие фигуры. С каждым годом увеличивается наполняемость детского рисунка деталями. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Но бывают ситуации, когда недостаточное владение изобразительными навыками отвращает ребёнка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, не соответствующим замыслу или реальному объекту, который он хотел изобразить. Использование же нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие положительных эмоций; даёт возможность использования в качестве изобразительных материалов часто неожиданных предметов, удивляя малышей оригинальностью и непредсказуемостью.

Виды нетрадиционных художественных техник и их использование для развития творческих способностей детей.

Нетрадиционные художественные техники соответствуют одному из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразию и вариативности работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую художественную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Возможность использовать различные материалы и техники развивают творчество дошкольников, обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы в деятельности дети не только применяли усвоенные знания и умения, но и могли искать новые решения и творческие подходы. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность, а также материалы, с которыми работают дети, тем интенсивнее станут развиваться их художественные способности. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нетрадиционные художественные техники способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения, окружающем мире, развивают творческий потенциал, воображение, способствуют интеллектуальному развитию, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников, учат мыслить смело и свободно, дают возможность удивиться и порадоваться миру.

Нетрадиционные художественные техники в изобразительном искусстве - это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по выполнению.

Т.С. Комарова утверждает, что определение художественной техники, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Следовательно, понимать художественную технику и в детском творчестве следует широко, включая сюда технику исполнения, манеру ведения работы, способы использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши, темперы, масляных красок и пр.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Для каждого возраста нужно придерживаться разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже  ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки  и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Метод волшебного рисунка.

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Метод ниткографии.

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод  монотипии.

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Объемная аппликация.

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства в образовательной деятельности

Средняя группа

Тема

занятия

Нетрадиционные техники

Программное

содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Астры в вазе

Рисование

методом тычка

Продолжать учить рисовать метом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг.

Альбомный лист с карандашным контуром вазы и трех небольших кругов, гуашь, две кисти, изображение астр.

2.

Гриб –

боровик.

Рисование

методом тычка.

Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Расширять знания детей о грибах и их видах.

Альбомный лист с контурным изображением грибов, образец, гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрации и муляжи грибов.

Октябрь

1.

Осеннее

дерево.

Рисование пальчиками, ладошкой.

Учить рисовать деревья приемом пальчикового рисования и ладошкой. Совершенствовать умения делать отпечатки ладони - крона дерева, пальчиками – листочки. Развивать цветовосприятие, творчество.

Листы бумаги с нарисованными стволами и ветками, гуашь желтого, красного цветов, салфетки, иллюстрации, образцы.

2..

 Яблочко

наливное

Рисование

методом тычка.

Продолжать рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете, заполнять контур несколькими цветами.

Листы бумаги с изображенным контуром яблока, две кисточки, гуашь желтого. красного, зеленого цветов, образец.

Ноябрь

1.

Нарисуй шарфик.

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Познакомить с печать по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции и творчество.

Шарфики, вырезанные из ткани, гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки.

2.

Гусь

Рисование

методом тычка.

Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о домашних птицах.

Зеленый лист с контурным изображением гуся, гуашь белого, красного цвета, две кисти (жесткая и беличья), принадлежности для рисования, образец

Декабрь

1.

Зимний лес.

Печать по трафарету, рисование пальцами.

Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья пальчиками. развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Альбомный лист, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя – белым, зеленая гуашь в мисочке, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны.

2.

Укрась елочку

бусами.

Рисование пальчиками,

оттиск пробкой.

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой, развивать чувство ритма.

Можно использовать готовые елки из цветной бумаги, гуашь, пробка, елочные бусы.

Январь

1.

Снеговик

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинки со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать творческое воображение.

Тонированный лист бумаги, салфетка целая и половина (белого цвета), клей в блюдце, гуашь, кисть, игрушка снеговик.

2.

Добрый доктор

Айболит

Восковые мелки + акварель + маркеры.

Учить рисовать человека восковыми мелками или маркером, дополнять детали (чемоданчик, градусник и т. д.), тонировать лист. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие, творчество.

Листы бумаги разного формата, восковые мелки, маркеры, иллюстрации, принадлежности для рисования.

Февраль

1.

Портрет

зимы

Восковые мелки + акварель + маркеры

Закреплять умение рисовать человека или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист бумаги в цвет зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие, творчество.

Лист бумаги разного формата, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисти, иллюстрации, принадлежности для рисования.

2.

Нарисуй и укрась вазу для цветов.

Знакомая форма- новый образ (оттиск отпечатками).

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалов, развивать воображение, чувство композиции и ритма.

Листы тонированной бумаги, гуашь в мисочках, печатки, формы для обведения (овальные, круглые)

Март

1.

Ветка

мимозы.

Рисование пальчиками

Закреплять умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах.

Светло – зеленый лист,  гуашь зеленого и желтого цвета, кисть, образец или иллюстрация, принадлежности для рисования.

2.

Кто живет в стеклян-ном доме.

Восковые мелки + акварель.

Упражнять детей в рисовании овальной формы, тонировать листы разными цветами акварели. Развивать творчество.

Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы.

Апрель

1.

Грачи

приле-тели

Рисование

методом тычка.

Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о перелетных птицах.

Листы с контуром грача, черная и белая гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрация.

2.

Два петушка ссорятся.

Рисование

ладошками.

Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

Тонированные листы бумаги, гуашь в мисочках, петушок - игрушка, принадлежности для рисования.

Старшая группа

Тема

занятия

Нетрадиционные  техники

Программное

содержание

оборудование

Сентябрь

1.

Утята

 в пруду.

Рисование

тычком.

Учить рисовать утят, плавающих в воде, совершенствовать технику рисования тычком. Формировать познавательный интерес к природе, воспитывать творчество.

Альбомный лист, гуашь, кисточки (щетинистая и беличья), пробные листы для проверки цвета, принадлежности для рисования.

2.

Бабочки,

которых я

видел

летом.

Монотипия, обведение ладони и кулака.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулак – маленькое). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Развивать пространственное мышление.

Силуэты симметричных, ассиметричных предметов, листы бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.

Октябрь

1.

Осенние

листья

Отпечаток листьев, набрызг.

Познакомить с техникой печатания листьев. Закреплять умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампонах при печати.

Тонированные листья, гуашь, поролоновые тампоны, трафареты, щетки, принадлежности для рисования.

2.

Ветка

рябины

(с натуры)

Рисование тампонами и пальцами.

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки, особенности. Закрепить умение рисовать пальцами, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции.

Ветка рябины, листы А- 4, гуашь, кисти, принадлежности для рисования.

Ноябрь

1.

Мое

любимое платье (свитер).

Оттиск печатками, рисование пальцами.

Закреплять умения украшать платье или свитер простым узором, используя листья в центре, а по вороту мелкий узор в полосе. Развитие творчества, фантазии.

Шаблоны (платье и свитер), разные листья, рисунки одежды, принадлежности для рисования.

2.

Загадоч-ный лес.

Техника выдувания,  монотипия.

Учить изображать деревья способом выдувания, тонировать бумагу приемом монотипия. Развивать чувство композиции. Воспитывать эстетическое восприятие.

Пейзажи, гуашь, набор кистей, трубочки для выдувания, принадлежности для рисования.

Декабрь

1.

Животные, которые я сам себе придумал.

Кляксография.

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии, дополнять пятно до образа. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество.

Черная и цветная тушь, листы бумаги, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2.

Маски и короны для новогод-него праздника.

Монотипия.

Закреплять умение тонировать бумагу способом монотипии. Дополнять рисунок узором. Используя различные приемы и материалы.

Шаблоны масок и корон, гуашь, кисти, восковые мелки, маркеры.

Январь

1.

Снежная семья

Рисование способом тычка.

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

Листы бумаги, гуашь, кисти (щетинистая и беличья), пробный листочек для проверки цвета, принадлежности для рисования.

2.

Снегопад.

Печать по трафарету, набрызг.

Закреплять умение печатать по трафарету, дополнять рисунок выразительными деталями (рисовать снегопад приемом набрызг). Воспитывать эстетическое восприятие.

Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, трафареты, зубные щетки, иллюстрации.

Февраль

1.

Кто живет на льдине.

Пластилиновая живопись.

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, рисовать животных, используя такие средства выразительности, как линия, штрих. Развивать композиционные умения. Воспитывать любознательность.

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, салфетки, иллюстрации.

2.

Улицы нашего

города.

Рисование

картоном

Учить рисовать полосками картона, использовать образцы; составлять сюжет; учить набирать краску на картон и изображать предметы.

Полоски картона (ширина от 0,5 до 1,5 см, длина 3 – 5 см), гуашь, листы бумаги.

Март

1.

Цветы для мамы.

Кляксография.

Продолжать учить детей рисовать в технике кляксографии. Дополнять рисунок выразительными деталями. Развивать воображение, творчество.

Листы бумаги, гуашь, кисти, восковые мелки, иллюстрации с изображением букетов в вазах.

2.

Кто живет в стеклянном доме?

Цветной граттаж, обведение ладони (всей кисти руки), восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой.

Закреплять умение рисовать различными техниками (граттаж, восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой); воспитывать эстетическое отношение; развивать чувство композиции и фантазию.

Листы бумаги, полукартон, свеча, мыло, восковые мелки, акварель, кисти, заостренные палочки, трубочки, иллюстрации, эскизы.

Апрель

1.

Таинственный космос.

Восковые мелки + акварель

Закреплять умение выполнять рисунок восковыми мелками, тонировать лист акварельными красками. Расширять кругозор, знания детей о космосе. Развивать творчество, воображение.

Листы бумаги, кисти, акварель, восковые мелки, иллюстрации по теме «Космос».

2.

Волшебные облака.

Кляксография,  рисование пальчиками.

Закреплять умение рисовать пальчиками, способом кляксо-графии. Развивать абстрактно – образное мышление, учить видеть в пятне образ.

Тонированные листы бумаги, белая гуашь, иллюстрации.

Подготовительная группа

Тема

 

Нетрадиционные

техники

Программное

содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Золотая осень.

Рисование

способом тычка.

Уточнять и расширять представления об осени. Продолжать закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Листы бумаги, гуашь, кисти (щетинистая и беличья), пробный листок для проверки цвета, принадлежности для рисования.

2.

Осенние фантазии.

Техника рисования по – сырому.

Учить рисовать по сырому листу, наносить цветовые пятна. Дополнять рисунок масляной пастелью и восковыми мелками. Воспитывать эстетическое восприятие. Развивать творчество, фантазию.

Листы бумаги, акварель, кисти, масляная пастель, восковые мелки, осенние листья, иллюстрации.

Октябрь

1.

Гроздья рябины.

Пластилиновая живопись.

Развивать умение планировать расположение отдельных пред-метов на плоскости. Упражнять в передаче характерных особенностей рябины: сложный лист из расположенных попарно листочков, овальные грозди.

Набор пластилина, основа, доска, стеки.

2.

Совушка – сова.

Пластилиновая живопись.

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, по трафарету рисовать контур совы, упражнять в передаче выразительности образа птицы через нанесение штрихов.

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, трафареты, иллюстрации.

Ноябрь

1.

Белая

береза.

Рисование

манкой.

Учить рисовать деревья, используя прием рисования манкой. Передавать харак-терные особенности строения ствола, веток березы. Развивать навыки построения композиции. Воспитывать эстетическое восприятие.

Листы бумаги, краски, кисти для рисования и клея, клей ПВА, иллюстрации.

2.

Загадочный,

сказочный лес.

Черно–белый граттаж.

Развивать творчество, фантазию в рисовании нетрадиционными техниками, передавать выразительность образа леса. Развивать чувство композиции, колорита. Воспитыватьлюбовь к природе.

Листы А- 4, А- 3, белый картон для граттажа, палочки для процарапывания, свеча, гуашь, мыло, жесткая и мягкая кисти, трафареты.

Декабрь

1.

Волшебный сосуд.

Черно-белый граттаж.

Продолжать учить рисовать в технике черно-белого граттажа. Оформлять сосуд различными узорами (растительным, геометрическим, линиями). Развивать стремление быть оригинальным в создании формы сосуда. Воспитывать творческую активность.

Листы плотной бумаги разных форм и форматов, палочки для процарапывания, свеча, тушь, мыло, жесткая и мягкая кисти.

2.

Елочка

нарядная.

Рисование по ткани.

Познакомить с техникой рисования простой батик. Учить смешивать краски прямо на ткани. Обводить эскиз простым карандашом и раскрашивать его.

Закрепленная ткань, простой карандаш, гуашь, принадлежности для рисования.

Январь

1.

Снегири на ветке.

Рисование

способом  тычка.

Формировать у детей обобщенное представление о птицах; расширять знания о перелетных птицах. Упражнять в рисовании снегирей. Закреплять умение рисовать методом тычка.

Листы бумаги, гуашь, кисти (жесткая и беличья), пробный листок для проверки цвета, принадлежности для рисования.

2.

Зимний лес.

Монотипия.

Учить рисовать зимний лес гуашью с мылом по панелькам, учить переносить рисунок на мокрый фон с плитки, делать дорисовки. Развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

Плитка ПВХ, кисти, гуашь, мыло, альбомный лист,  губка для смачивания водой поверхности листа.

Февраль

1.

Путешествуем на воздушном шаре.

Витражная

живопись.

Учить рисовать витражи, переносить рисунок на пленку, заполнять контуры краской, подбирать сочетание цветов. Развивать творческую активность.

Прозрачная пленка,  карандашный набросок, витражные краски,  эскизы.

2.

На льдине в Антарктиде.

Черно – белый граттаж.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно - белого граттажа; учить передавать образ животного,  используя такие средства выразительности, как линия, штрих.

Полукартон, свеча, гуашь, мыло, кисть, заостренная палочка, эскизы.

Март

1.

Салфетка в подарок бабушке.

Рисование по ткани.

Продолжать учить рисовать в технике простой батик. Развивать чувство ритма и стиля, подбирать гармоничную цветовую гамму. Воспитывать эстетический вкус.

Закрепленная ткань, гуашь, кисти, эскизы.

2.

Ранняя весна.

Монотипия.

Учить передавать характерные признаки весны, используя способ  «монотипия». Рисовать пейзаж на плитке гуашью с мылом, переносить на мокрый фон с панельки, делать дорисовки.  Воспитывать эстетическое восприятие.

Плитка ПВХ, гуашь, кисти, мыло, альбомный лист, губка для смачивания водой поверхности листа.

Апрель

1.

Таинственный космос.

Цветной граттаж.

Продолжать знакомить  техникой  «цветной граттаж». Учить выполнять подмалевок, готовить лист для граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Расширять кругозор, знания детей о космосе. Развивать творческую активность и фантазию.

Полукартон, гуашь, кисти, свеча, мыло, заостренная палочка, иллюстрации, эскизы.

2.

Рыбка.

Рисование

гелевой ручкой.

Учить приемам рисования гелевой ручкой. Создавать выразительный образ, используя линии, точки. Развивать творческую активность.

Листы бумаги, гелевая ручка, эскизы, иллюстрации.

Заключение

Таким образом, можно утверждать, что занимаясь изобразительным искусством нетрадиционными техниками, дети могут не только овладеть практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществить свои творческие замыслы, но и расширить кругозор, приобрести способность находить красоту в обыденном, развить зрительную память и воображение, приучаются анализировать и творчески мыслить. Они приобретают опыт эстетического восприятия. Создавая каждый раз что-то новое, оригинальное, они проявляют фантазию, реализовывают свой замысел, и самостоятельно ищут средства для его воплощения. Рисунки становятся интереснее, содержательнее. Дети приобретают уверенность в себе и ощущают  себя маленькими художниками.

Ведь руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир. Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты.

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. У детей увлечение рисованием, к сожалению, проходит к подростковому возрасту, и верными изобразительной деятельности остаются лишь единицы.

Но чтобы этого не случилось, чтобы не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развить и укрепить в каждом ребенке качества творца, художника, которые пригодятся ему на любом жизненном поприще. Художник в широком смысле слова – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота окружающего мира, гармония и совершенство природы и искусства. И задача взрослых – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Литература:

  1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М., 2011. – 276 с.
  2. Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»., М., «Прогресс», 1978г
  3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.
  4. Кравцова Е.Е. Развитие воображения дошкольника. // Дошк. воспит. –1989,№2
  5. Развитие воображения у старших дошкольников [Электронный ресурс].
  6. Режим доступа: http: //gendocs.ru/v383/ особенности_ развития_ воображения _ дошкольника
  7. Развитие воображения у старших дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //dskvp2301. mskobr.ru/base/gruppy _dou/ articles/ voobrazhenie/
  8. Страунинг А.М. «Развитие творческого воображения на ИЗО», для работы с детьми дошкольного возраста.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы ...

Консультация для родителей «Использование цветной непряденой шерсти в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов развития ребёнка. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проход...

Методические рекомендации к практической деятельности по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста

         Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений или идей на основе уже имеющихся. Данный процесс выражается в построении образ...