ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по рисованию

Волкова Светлана Михайловна

Выбор нами нетрадиционных техник обусловлен рядом противоречий: с одной стороны дошкольный возраст это период когда основным новообразованием является воображение, а с другой стороны дошкольники склонны к копированию образца.

 Кроме того, это период становления познавательного интереса, когда ребенок задает множество вопросов, тяготеет к новому и в то же время все новое вызывает страх и неуверенность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                               В.А.Сухомлинский

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной  общеобразовательной программы говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, умеющие  преобразовывать способы решения, отличающиеся творческим отношением к окружающей действительности.

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Дошкольный возраст – это сенситивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

Выбор нами нетрадиционных техник обусловлен рядом противоречий: с одной стороны дошкольный возраст это период когда основным новообразованием является воображение, а с другой стороны дошкольники склонны к копированию образца.

 Кроме того, это период становления познавательного интереса, когда ребенок задает множество вопросов, тяготеет к новому и в то же время все новое вызывает страх и неуверенность.

Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования, значение которых обозначены в следующем: развитие творчества, использование коллективных форм творчества, развитие уровня зрительно – моторной координации, развитие мелкой моторики пальцев рук, снятие страха перед процессом рисования, стимулирование положительной мотивации ребёнка.

Учитывая значимость данного вида работы, мы поставили следующие цель и задачи. Цель -  развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Задачи:

1. Развивать ассоциативное, образное мышление средствами нетрадиционной техники рисования.

2. Формировать изобразительные умения и  навыки

3. Развивать умения творчески применять усвоенные способы изображения

4. Обогащать сенсорный опыт детей

5. Познакомить с нетрадиционными приемами рисования

Всю нашу работу можно разделить на этапы:

  1. Создание условий в группе, необходимых для самостоятельного изобразительного творчества детей
  2. Организация работы с детьми, разработка комплексно- тематического планирования, отбор нетрадиционных техник в соответствии с возрастом детей
  3. Взаимодействие  с родителями
  4. Распространение опыта работы

Уголок изобразительной деятельности в группе можно назвать творческой мастерской, где ребята могут найти все необходимое для рисования и изготовления своих авторских работ. Весь представленный материал можно систематизировать: изобразительный материал, бросовый материал, природный материал, незаконченные рисунки, модели, схемы изготовления поделок, рисунков, альбомы  с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам, рассказам.

Проанализировав разнообразие нетрадиционных изобразительных техник, мы провели их отбор и систематизацию в соответствии с возрастом детей.

Младший и средний дошкольный возраст: «Пальчиковая живопись», тампонирование, рисование свечой, трафарет, рисование ладошкой, монотипия, рисование на камнях .

Старший дошкольный возраст: рисование крупой, рисование свечой, детализация детского рисунка бросовым материалом, пушистый рисунок, набрызг, рисование на  мокрой бумаге, размытый рисунок, рисование по модульной сетке

Мы используем разнообразные формы работы с детьми.

Совместная деятельность с ребенком осуществляется:

  • в рамках непосредственно образовательной деятельности и кружковой работы.
  • на платной основе - это изобразительная студия

Представление достижений детей осуществляется в разных формах: организация персональных выставок, оформление холлов детского сада, участие в конкурсах детского рисунка.

Образовательная деятельность в режимных моментах затрагивает такие виды детской деятельности как экспериментирование с изобразительным материалом, наблюдения за природными объектами и явлениями.

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание альбомов, работа со схемами, помощь друг другу в рисовании, обмен впечатлениями.

Использование нетрадиционных техник рисования как нельзя лучше решает задачи интеграции образовательных областей с учетом современных требований, например:

«Познание»- игры – экспериментирования с изобразительным материалом, знакомство со свойствами предметов, явлений

 «Социализация» взаимодействие со взрослым, детей между собой при изготовлении коллажей, подборе изобразительного материала

 «Труд» порядок на рабочем месте, бережное отношение к изобразительному материалу, своим работам, работам детей группы.

Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы работы.

Разнообразие форм взаимодействия формирует интерес к изобразительной деятельности как детей так и родителей, повышает их компетентность в вопросах значимости рисования для развития ребенка, в вопросах  подбора   изобразительного материала. Кроме того, это дало и общие положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов и родителей, родителей и детей. Стал накапливаться опыт семейного воспитания.

Проводя мониторинг развития изобразительной деятельности, можно сделать вывод о положительной динамики формирования не только навыков изобразительной деятельности, но и таких интегративных качеств как:

  • Любознательность, активность;
  • Эмоциональная отзывчивость;
  • Овладение средствами общения;
  • Способность творчески решать  интеллектуальные задачи.

Призвание педагога - помогать ребенку открывать мир, а это, значит, зная особенности детского мышления, не только вооружать его знаниями, но и раскрывать  творческий потенциал каждого воспитанника. 

В перспективе мы планируем:

1. Находить интересные формы сотрудничества с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей.

2. Продолжать распространять опыт работы среди коллег детского сада, района, в интернет сообществах.

3. Продолжать знакомить с различными художественными способами изображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста....

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....

Опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста

В статье описываетяс опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...

План работы по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё, что его интересует....