Создание дизайна принта футболки «Нескучные картинки»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Натали Николаевна Никитина

для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_2021_nikitina.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Н. Никитина, воспитатель МБДОУ «Анцирский детский сад», с.Анцирь

Проектная практико-ориентированная деятельность в ДОУ

Создание дизайна принта футболки

«Нескучные картинки»

Проблема: Как создать эксклюзивный и стойкий к внешним воздействиям окружающего мира принт на одежде в домашних условиях?

Дети – прирождённые художники, учёные,

изобретатели – видят мир во всей его свежести и

первозданности; каждый день

они заново придумывают свою жизнь.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неисследованного. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы, поэтому так важно, чтобы рядом с ним всегда были внимательные взрослые (родители, педагоги), умеющие подсказать, направить, поддержать инициативу.

Проектная практико-ориентированная деятельность в дошкольной организации позволяет успешно моделировать проблемную ситуацию, развивать логическое мышление, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, развивать творческие способности ребенка.

При этом воспитатель выступает здесь как организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт, координатор индивидуальных усилий ребенка – исследователя. Важно помнить, что любой проект основывается на детской инициативе и активности, являющихся условием дальнейшего развития ребенка. Именно они закладывают фундамент  перспективам роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Проявить свою инициативу, активность, творческий подход ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес. Главная задача воспитателя при этом вовремя ее отметить и поддержать.

Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес. Чувствуя, что с его идеями согласились, его интерес к деятельности возрастает и поддерживается до достижения результата, также у ребенка повышается самооценка и желание проявлять инициативу и самостоятельность в других видах деятельности. А мы ведь стремимся именно к этому!

В своем детском саду мы  ведем работу по поддержке детской инициативы в разных видах деятельности. Проводимая проектная деятельность помогает вырабатывать  собственное понимание ребенком рассматриваемой проблемы в получении творческого продукта  исследовательской деятельности.

В работе над исследовательскими проектами, учитываем целевые ориентиры по ФГОС ДО:

1.ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

2.способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

3.ребенок способен к волевым усилиям;

способен к принятию собственных решений.

А также ряда принципов:

- принципа обогащения детского развития;

- принципа дифференцированного подхода. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка и его интересы;

- принцип сотрудничества детей и взрослого;

- принцип психологического комфорта каждого ребенка;

- принцип интеграции образовательных областей.

Вашему вниманию представлен исследовательский, практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста

Цель творческого проекта: поддержка детской инициативы и способности ребенка к исследовательской деятельности через создание эксклюзивного принта для одежды.  

Задачи:

- создавать условия для поддержки детской инициативы детей старшего дошкольного возраста:

- способствовать развитию творческого потенциала и самостоятельности детей;

- повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития инициативности, творчества и самостоятельности детей.

-  развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

- познакомить с технологическими способами и навыками выполнения росписи на ткани, создавая собственный принт.

Проблема: Как создать эксклюзивный и стойкий к внешним воздействиям окружающего мира принт на одежде (футболке) в домашних условиях?

Идея создания собственного рисунка на футболках возникла в момент проведения дидактической игры по группировке предметов «Распредели предметы по группам», среди которых нужно было распределить одежду по сезонам. В момент проведения игры дети задали вопрос, как появляются рисунки на одежде, можно ли самим сделать рисунки на однотонных футболках, чтобы они стали ярче, красивее.

Актуальность:

Футболка является самой универсальной вещью в нашем гардеробе. Футболок много не бывает. Это простую истину усвоил даже ребенок. А ведь даже самую скучную обычную, белую футболку можно преобразить до неузнаваемости и сделать из неё настоящее произведение искусства. Именно поэтому огромную популярность за последнее время приобрела роспись на футболках. Этот вид искусства позволяет проявить фантазию, поэкспериментировать с цветом и орнаментами, а в итоге получить оригинальную и необычную вещь, как для ежедневной носки, так и для выхода в свет.

Ребенка инициировавшего вопрос решено было включить в исследовательскую деятельность, а затем представить другим детям результаты проекта. Работа явилась неким продолжением детского мастер-класса, где дети также делились собственным опытом и учили других создавать похожий продукт детской деятельности.

Как и любой проект исследование предполагало ряд этапов реализации.  

Первый этап (организационный):

На первом этапе воспитатель вместе с ребенком формулирует проблему и цели проекта, после чего, решается, каким будет итоговый продукт проекта. Я считаю, что с ребенком сразу нужно обсуждать конечный продукт проекта, который возможно по итогу не будет иметь никакой качественной характеристики. Однако, отрицательный результат – это тоже результат! Ребенок должен понимать, что конкретно он будет создавать.

Задачами ребенка - исследователя на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг, предлагать собственные идеи реализации. Поэтому, когда ребенок предложил создать принт гуашью, я не стала говорить, что мне известен результат использования данного материала. Здесь важно поддержать инициативу малыша и позволить ему получить собственный исследовательский опыт.

Также на данном этапе осуществляется подбор и приобретение материалов для создания продукта, обсуждение проектной деятельности с родителями воспитанника. Обсуждение алгоритма действий, создание памяток по созданию продукта.

Второй этап (получение продукта):

Воспитатель по необходимости оказывает ребенку практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. На данном этапе огромную роль играет заинтересованное участие родителей воспитанника. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. На данном этапе ребенок экспериментирует с материалами, сначала в теории, а затем и на практике проводит исследование по заданному алгоритму действий. Получает итоговый продукт, делает вводы.

Третий этап (презентация продукта):

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта, проведение которого осуществлялось ребенком.  Подготовку защиты проекта осуществляют педагог и ребенок. Дети-слушатели получая опыт, могут на практике сэкономить время, не апробируя все способы получения принта, а использовать положительный качественный способ (при наличии) создания продукта, минуя отрицательные результаты или для себя определяя другие способы и материалы для создания эксклюзивного принта для одежды.    

Если детский матер-класс всегда будет иметь конкретный продукт и конкретные материалы, необходимые для создания этого продукта, то здесь нет конкретных материалов, а конечного продукта может и вовсе не быть. Возможен лишь результат исследовательской деятельности.  

Материалы: футболки (количество в зависимости от кого, какие материалы для исследования вы будете использовать), краска в балончиках, гуашь или акварельные краски, маркеры, акриловые краски, ,  шаблоны А4, простой карандаш, палитра, кисти, баночки для воды, салфетки, утюг для закрепления краски, фен для сушки краски.

Ход исследовательской деятельности:

Исследование включает в себя 4 мини-эксперимента.

  1. Оформление принта гуашью;
  2. Оформление принта маркерами;
  3. Оформление принта краской из баллончиков;
  4. Оформление принта акриловыми красками.

Прочность принта в каждом эксперименте проверяется стиркой изделия при температуре воды 30 градусов. При положительном результате изделие можно носить через 48 часов после создание принта на ткани.

Второй этап (получение продукта):

Для начала необходимо  было определиться с заготовкой-шаблоном. Для этого обсуждаем варианты изображений. Определившись с выбором рисунка, наносим его на футболку сначала простым карандашом, изображение можно подложить под ткань и обвести. Под низ (между двумя слоями) нужно подложить плотный лист картона, чтобы была твердая поверхность, на которой будет удобно рисовать, а также предотвратит от протекания краски на спину футболки.

Для каждого эксперимента подготовленную однотонную футболку, следует слегка прогладить теплым утюгом, чтобы она не морщилась при работе и проложить между передней и задней частью плотный картон, который не даст краскам, маркерам просочиться  насквозь.

Для удобства, футболку можно закрепить с помощью прищепок (также можно использовать канцелярские скрепки). Это защитит ваше изделие от размазывания краски. Внимание! Ткань сильно не натягиваем!

Кладем выбранный трафарет на футболку. Затем контур рисунка обводим карандашом, а затем приступаем раскрашиванию.

При выполнении раскрашивания следует обратить внимание на то, что, если вы решили разбавить краску водой, будьте осторожны. Слишком много воды может сыграть плохую службу с вашим рисунком: рисунок может растекаться.

Поэтому, если вы сомневаетесь насчет густоты краски, лучше всего тестировать её на бумаге, или палитре, прежде чем делать мазок или пшик на футболке, обязательно следует потренироваться на бумаге.

Футболку накладываем трафарет, плотно прижимаем его к ткани. Сейчас футболка плоская, лежит на столе. А когда ее надевают, она становится объемной. Поэтому орнамент следует располагать ближе к центру изделия и вверху. Чтобы краска не испачкала другую сторону футболки, внутрь положите целлофановый пакет.

После полного завершения работы рисунок необходимо просушить. Теперь можно оценить яркость красок, четкость контура и перейти к проверке стойкости созданного принта. Стирка при 30 градусной температуре наглядно продемонстрирует правильность выбора материалов.

  • Оформление принта гуашью показало, что цвет рисунка яркий, насыщенный, но после стирки от насыщенного красками рисунка остаются лишь тусклые и бесформенные пятна.
  • Оформление принта маркерами оказалось более стойким в сравнении с гуашью. Сохранился контур рисунка, но цвета практически исчезли.
  • Оформление принта краской из баллончиков тоже не дало нужного результата. Более яркие цвета в сравнении с гуашью. Яркость осталась, но цвета все же бледноватые. Рисунок красной из балончика сможет пережить 4-5 стирок. Так же краска из балончика не позволяет прорисовывать более мелкие детали, поэтому используя данную краску лучше выбирать более крупные изображения для оформления изделия.
  • Оформление принта акриловыми красками оказалась самым стойким способом создания рисунка на футболке. Изделие отлично перенесло как ручную, так и машинную стирку (при температуре 30 градусов). Цвета остались яркими, контуры четкими. Эксперимент показал, что наносить краску нужно равномерно большой кистью по трафарету. Если вы нанесете слишком тонкий слой краски, она впитается в ткань, цвет рисунка будет неравномерный. Если слой краски слишком густой, то рисунок будет долго сохнуть. Затем аккуратно, чтобы не размазать рисунок, снимаем трафарет. Сушим с помощью фена. Или, если есть время, футболку можно положить на батарею. После того, как первый слой краски высохнет, начинайте прорисовывать мелкие детали тонкой кистью. К счастью, акрил позволяет это делать в отличие от баллончика. Работать можно только по высохшему слою, иначе при наложении следующего слоя краски цвета смешаются, станут грязными. Когда рисунок готов, его необходимо высушить на батарее, а потом, чтобы зафиксировать краску на ткани (запарить), прогладить рисунок утюгом через х/б ткань при температурном режиме «Хлопок» в течение 5 минут.

Третий этап (презентация продукта):

Когда проведены все эксперименты и сделаны выводы. Можно приступать к созданию презентации и предоставлению полученных результатов остальным детям данной возрастной группы. Для ребенка на данном этапе вводится понятие «презентация». С ребенком обсуждаются слайды, на которых представлены фото проведенных раннее экспериментов. Ребенок должен понимать, что изображено на каждом из слайдов, учиться рассказывать о проделанной работе, так же детям следует презентовать футболки с каждого из мини-экспериментов, чтобы дети могли наглядно оценить полученные результаты. На данном этапе особо важна роль куратора – воспитателя, который поможет ребенку достойно и без страха презентовать свой опыт.

Дети радуются полученному результату, а возможность создавать на собственной одежде те изображения, которые хочет сам ребенок, вызывают особый интерес.

Ведь как писал Лев Выготский, общим психологическим правилом выработки интереса необходима заинтересованность в предмете, который должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новы формы деятельности , иначе он останется безрезультативным.

Данная проектная практико-ориентированная деятельность позволила поддержать детскую инициативу, найти и осуществить способы решения проблемной ситуации -  Как создать эксклюзивный и стойкий к внешним воздействиям окружающего мира принт на одежде (футболке) в домашних условиях? Проект позволил повысить уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития инициативности, творчества и самостоятельности детей, позволил сделать родителей активными участниками творческого проекта, позволил создать индивидуальный принт нетрадиционным способом рисования, что усилило интерес ребенка к исследовательской деятельности, позволил познакомить детей с технологическими способами выполнения росписи на ткани, создавая собственный принт. К тому же опыт предоставления результатов проекта очень важен как возможность рассказать о своей практической деятельности, получения позитивного опыта публичных выступлений,  развития эмоциональной уверенности ребенка и получения радости от созданного продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Консультация для родителей «Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности при формировании математических представлений»

Музыка в нашем детском саду занимает важное место в развитии личности дошкольника. Музыка звучит не только в музыкальном и физкультурном залах, но и в каждой из 13 групп ДОУ....

Методическая разработка организации образовательной деятельности в режимные моменты «Создание детских дизайн-проектов сервировки стола» в старшей группе.

Ваши дети не хотят дежурить по столовой или дежурят одни и те же?! Наверное, в каждом детском саду сталкивались с этой проблемой. Причины такого поведения детей могут быть разные. Это и незаинтересова...

Дидактическое пособие учителя - логопеда по темам: «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты» созданное в компьютерной программе «Конструктор картинок»

Дидактическое пособие учителя - логопеда  по темам: «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты» созданное ...