Выступление «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
материал по рисованию

                                                                             Выступление на методическом объединении

Занятие художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, отвлекают детей от грустных мыслей, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное и приподнятое настроение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении                                                «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Для социально-коммуникативного развития необходима организация совместной продуктивной деятельности, где продукт выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с другими людьми. Такой продуктивной деятельностью является изобразительная деятельность. Как правило, в детском саду дети выполняют изображение индивидуально. Но в процессе коллективной работы создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают и как это лучше сделать. А по завершении изображения дети вместе радуются результатам совместной деятельности. Радостные чувства объединяют их.

Создание общих картин в процессе изобразительной деятельности помогает осознать необходимость действовать совместно с партнером (взрослым). А общий результат, который в данном случае всегда богаче по содержанию, производит на детей более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа.

Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники изобразительной деятельности создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, формируют навыки общения и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми, создают эмоционально-положительное отношение к миру природы, к восприятию и пониманию произведений искусств (словесного, музыкального, изобразительного).

Освоение большого числа разнообразных нетрадиционных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. А всё это прямым образом способствует формированию гармоничной личности, воспитывает дружеские отношения между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься, стремление радовать старших хорошими поступками, развивает осознание ребёнком своего места в обществе, формирует потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Свою работу с детьми по изобразительной деятельности строю согласно задачам социально - коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Такие темы, как «Фея учит вежливости» , «Вместе тесно, а врозь скучно», «Я – пешеход»,  «То, что растет - живое!», «Мы едем в общественном транспорте», «Культурный человек», «Хлеб всему голова», «Убережем дом от пожара», «Не будь жадным», «Не играй с огнем!», «Полезные привычки», «Что хорошего можно сделать для друзей»

 «Мои достоинства и недостатки». Во время таких занятий беседую с детьми, привожу примеры из жизни, создаю проблемные ситуации: «Дети помогают взрослым сажать деревья» - это хорошо? «Зажгли костер в лесу» - это хорошо? «Мальчишки сломали ветки, чтобы драться ими» - это правильно?

Дети отвечают, спорят, доказывают. Стараюсь помочь детям усвоить ими нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками, помогают мне такие темы по рисованию, как «Опасный перекресток, «Дорожные знаки», «Светофорик», такое рисование поможет детям повторить правила дорожного движения, безопасности на перекрестке, убережет из от ошибок на дороге.

Темы «Дети делают зарядку», «Если хочешь быть здоров» напомнят детям о необходимости беречь здоровье, закаляться, делать зарядку. Рисование на тему «Человек и природа», «Красивый пейзаж», «Кормушка», «Птицы наши друзья» учит детей любить и беречь природу, вызывает желание покормить голодных птиц, формирует сознание: не сломай ветку, не раздави жука, мы в ответе за все живое и неживое вокруг нас.

Основы собственной безопасности закрепляем в рисунках «Электроприборы», «Опасные предметы», рисуя, вспоминаем правила эксплуатации бытовой техники.

Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда, творчества, помогают такие портретные темы в рисовании, как «Автопортрет», «Портрет соседа», «Моя мама», «Моя семья», «Я в детском саду», «Профессии», «Защитники Отечества», «Мы спортсмены», «Мой папа - военный».

Дети любят рисовать сказки. Нарисованные сюжеты сказок напоминают дошкольникам основы поведения в быту.  Сказки помогают развивать у детей отзывчивость, сопереживание, усвоить нормы, принятые в обществе; способствуют становлению самостоятельности, саморегуляции собственных действий.

Во время работы над рисунком стараюсь создать условие для приобщения детей к миру искусства, знакомлю с видами изобразительного искусства, жанрами живописи. Самыми любимыми стали картинки о природе. Через рисунок ребенок выражает свое отношение к окружающему, к красоте природы, свои эмоции. Часто использую нетрадиционные техники рисования, развивая у детей воображение, фантазию, формируя творческое мышление. 

 С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: оттиск поролоном или печатками из ластика; фотокопия (восковые мелки и акварель); фотокопия (свеча и акварель); отпечатки листьев; рисунки из ладошки.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: кляксография обычная и с трубочкой;  монотипия пейзажная и предметная; печать по трафарету, рисование солью, техника «Печатание» пробкой, картофелем, поролоном, рисование на кефире

Важным фактором в приобретении ребенком социального опыта является семья. С помощью родителей выполняю задачу по привитию навыков в изодеятельности, устраивая выставки рисунков, выполненных родителями с ребенком «Дары осени», «Кормушки для птиц», «Сказка ложь, да в ней намек», «Птицы - наши друзья», «Зимушка-зима», «Если хочешь быть здоров».

В дальнейшей своей работе хочу расширить темы по рисованию, беседы, проблемные ситуации, работу с родителями, формируя у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе, здоровьесбережению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения у дошкольников посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данный материал содержит методические рекомендации по овладению детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками изобразительной деятельности , а также рекомендации по использованию природного ма...

Художественно- эстетическое развитие дошкольников посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности

Опыт работы педагога ДОУ в направлении художественно-эстетического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности...

Художественно- эстетическое развитие дошкольников посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности

Опыт работы представлен в теоретической и практической части, содержит в себе основные аспекты работы с детьми в нетрадиционных техниках изобразительной деятельности...

Тематический план работы по эмоционально – волевому развитию детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

Использование нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствует познанию окружающего мира, развитию эстетического восприятия...