Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Каргопольская игрушка Полкан».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Рудникова Инна Петровна

Художественное творчество. Декоративное рисование.

Тема: «Каргопольская игрушка Полкан».                              ________________

Программное содержание: обучающая: Познакомить детей с промыслом, научить рисовать элементы росписи. Познакомить детей с каргопольской глиняной игрушкой (местом возникновения промысла, процессом изготовления, колоритом росписи, научить рисовать элементы росписи).

развивающая: Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству северного края, изобразительные способности детей.

воспитывающая: Воспитывать уважение к труду мастеров.

Оборудование: альбомный лист формат А5 с контурным изображением Полкана, простой карандаш, ластик, кисть, гуашь жёлтая, красная, зелёная, чёрная, непроливайка, стаканы, клееночки, салфетка.

Ход.

I. Организационный момент. Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть

Очень рада я!

Воспитатель: Ребята посмотрите на иллюстрацию с каргопольской глиняной игрушкой. Как вы думаете, из чего сделаны эти игрушки? (ответы детей) Хотите узнать о них? (ответы детей) Садитесь на стульчики перед экраном.

II. Основная часть. Показ слайдов, сопровождающийся рассказом воспитателя:

1. Город Онега («Как называется город, в котором мы живем? Расположен он на реке, которая носит название города»).

2. Карта Архангельской области («Если бы мы с вами сели на теплоход и поплыли вверх по течению по реке Онеге, то приплыли бы в старинный русский город Каргополь, он тоже стоит на реке Онеге»).

3. Город Каргополь.

4. Каргопольская глиняная посуда («В окрестностях города Каргополя всегда было много глины, поэтому жители города стали заниматься гончарным делом, делали посуду нужную в хозяйстве: горшки, кринки, миски, а из остатков глины взрослые лепили игрушки, для забавы детям, в основном это были свистульки. Понравились детям глиняные игрушки, а в Каргополе появились свои мастера, которые лепили игрушку, расписывали узорами и продавали на ярмарках»).

5. Современные мастерские по изготовлению игрушек («Теперь в Каргополе существуют специальные мастерские, по изготовлению глиняной игрушки, благодаря мастерству людей, которые там работают каргопольская глиняная игрушка знаменита на весь мир»).

6. Каргопольские глиняные игрушки («Давайте посмотрим на них: 1) полкан – получеловек-полуконь, сказывают в старину жил такой, помогал людям хлеб растить, землю от врагов защищать 2) конечки-бегуночки – верные помощники земледельца 3) коровушка – кормилица, буренка крутые бока 4) медведь – добрый хозяюшка леса 5) собачка – первый друг человека на деревне 6) уточка звонкоголосая 7) петушок лучший дружок 8) игрушки изображающие каргопольских крестьян за работой и на праздничных гуляниях»).

7. Таблица-алгоритм изготовления игрушки («Процесс изготовления каргопольской игрушки похож на процесс изготовления дымковской игрушки»).

8. Цвета росписи («А это цвета росписи, их семь, перечислим хором»).

9. Элементы росписи («В этой таблице расположены элементы узора игрушки, я буду называть элемент узора, а вы найдете у себя на столе карточку с этим элементом и поднимите ее вверх»).

Воспитатель: А давайте вместе отправимся в мастерскую. Ребята, а что такое мастерская? (ответы детей) Кто работает в мастерской? (ответы детей.) Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Все лишнее просто терялось. Хотите ли вы стать мастерами? (ответы детей.) Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать каргопольского Полкана.

Воспитатель: Ой, посмотрите, какая у меня игрушка! (ответы детей) Но она совсем не раскрашена! Что же делать?

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам раскрасить каргопольского Полкана.

1. Рисуем на спинке круг, как декоративный элемент.

2. На кофточке рисуем большой круг, а в середине декоративные элементы. Точно также поступим и с тем, который нарисован на спинке. Добавляем мелкие кружки. Также рисуем детали на личике Полкана.

3. Переходим к краскам. Для этого сперва используем зелёную краску. Закрашиваем ею кофточку человечка.

4. Красной гуашью прокрашиваем шляпку, мелкие кружки и детали на крупных элементах. Воспользуемся также и жёлтой краской, которой закрасим ленту на шляпе и лепестки в кружках.

5. Смешиваем на палитре белый с коричневым и полученным нежным оттенком рисуем основную часть игрушки.

6. Бордовым или тёмно-коричневым прокрашиваем копыта, щёчки и рот полкана.

7. Придаём рисунку объем. Для этого используем коричневую краску.

8. В завершении создаём обводку черной гуашью.

9. Так получим красочный рисунок «Каргопольская игрушка» в виде Полкана, нарисованного гуашью.

Воспитатель: Пройдите каждый на своё местечко. А перед тем, как вы преступите к работе, давайте немного разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Практическая часть.

Воспитатель: Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой каргопольского полкана и раскрасить его, как мастера. Приступайте к работе.

Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.

III. Итог. Воспитатель: Ребята, посмотрите на своих Полканов. Какие они красивые!

А вам нравятся ваши работы? (ответы детей) Какие Полканы вам понравилась больше всех? (ответы детей) Расскажите, чем? (ответы детей) Какие краски использовали? (ответы детей) Какие элементы узора? (ответы детей) Молодцы ребята!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kargopolskaya_igrushka_-_polkan.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное творчество. Декоративное рисование.

Тема: «Каргопольская игрушка Полкан».                              ________________

Программное содержание: обучающая: Познакомить детей с промыслом, научить рисовать элементы росписи. Познакомить детей с каргопольской глиняной игрушкой (местом возникновения промысла, процессом изготовления, колоритом росписи, научить рисовать элементы росписи).

развивающая: Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству северного края, изобразительные способности детей.

воспитывающая: Воспитывать уважение к труду мастеров.

Оборудование: альбомный лист формат А5 с контурным изображением Полкана, простой карандаш, ластик, кисть, гуашь жёлтая, красная, зелёная, чёрная, непроливайка, стаканы, клееночки, салфетка.

Ход.

I. Организационный момент. Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть

Очень рада я!

Воспитатель: Ребята посмотрите на иллюстрацию с каргопольской глиняной игрушкой. Как вы думаете, из чего сделаны эти игрушки? (ответы детей) Хотите узнать о них? (ответы детей) Садитесь на стульчики перед экраном.

II. Основная часть. Показ слайдов, сопровождающийся рассказом воспитателя:

1. Город Онега («Как называется город, в котором мы живем? Расположен он на реке, которая носит название города»).

2. Карта Архангельской области («Если бы мы с вами сели на теплоход и поплыли вверх по течению по реке Онеге, то приплыли бы в старинный русский город Каргополь, он тоже стоит на реке Онеге»).

3. Город Каргополь.

4. Каргопольская глиняная посуда («В окрестностях города Каргополя всегда было много глины, поэтому жители города стали заниматься гончарным делом, делали посуду нужную в хозяйстве: горшки, кринки, миски, а из остатков глины взрослые лепили игрушки, для забавы детям, в основном это были свистульки. Понравились детям глиняные игрушки, а в Каргополе появились свои мастера, которые лепили игрушку, расписывали узорами и продавали на ярмарках»).

5. Современные мастерские по изготовлению игрушек («Теперь в Каргополе существуют специальные мастерские, по изготовлению глиняной игрушки, благодаря мастерству людей, которые там работают каргопольская глиняная игрушка знаменита на весь мир»).

6. Каргопольские глиняные игрушки («Давайте посмотрим на них: 1) полкан – получеловек-полуконь, сказывают в старину жил такой, помогал людям хлеб растить, землю от врагов защищать 2) конечки-бегуночки – верные помощники земледельца 3) коровушка – кормилица, буренка крутые бока 4) медведь – добрый хозяюшка леса 5) собачка – первый друг человека на деревне 6) уточка звонкоголосая 7) петушок лучший дружок 8) игрушки изображающие каргопольских крестьян за работой и на праздничных гуляниях»).

7. Таблица-алгоритм изготовления игрушки («Процесс изготовления каргопольской игрушки похож на процесс изготовления дымковской игрушки»).

8. Цвета росписи («А это цвета росписи, их семь, перечислим хором»).

9. Элементы росписи («В этой таблице расположены элементы узора игрушки, я буду называть элемент узора, а вы найдете у себя на столе карточку с этим элементом и поднимите ее вверх»).

Воспитатель: А давайте вместе отправимся в мастерскую. Ребята, а что такое мастерская? (ответы детей) Кто работает в мастерской? (ответы детей.) Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Все лишнее просто терялось. Хотите ли вы стать мастерами? (ответы детей.) Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать каргопольского Полкана.

Воспитатель: Ой, посмотрите, какая у меня игрушка! (ответы детей) Но она совсем не раскрашена! Что же делать?

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам раскрасить каргопольского Полкана.

1. Рисуем на спинке круг, как декоративный элемент.

2. На кофточке рисуем большой круг, а в середине декоративные элементы. Точно также поступим и с тем, который нарисован на спинке. Добавляем мелкие кружки. Также рисуем детали на личике Полкана.

3. Переходим к краскам. Для этого сперва используем зелёную краску. Закрашиваем ею кофточку человечка.

4. Красной гуашью прокрашиваем шляпку, мелкие кружки и детали на крупных элементах. Воспользуемся также и жёлтой краской, которой закрасим ленту на шляпе и лепестки в кружках.

5. Смешиваем на палитре белый с коричневым и полученным нежным оттенком рисуем основную часть игрушки.

6. Бордовым или тёмно-коричневым прокрашиваем копыта, щёчки и рот полкана.

7. Придаём рисунку объем. Для этого используем коричневую краску.

8. В завершении создаём обводку черной гуашью.

9. Так получим красочный рисунок «Каргопольская игрушка» в виде Полкана, нарисованного гуашью.

Воспитатель: Пройдите каждый на своё местечко. А перед тем, как вы преступите к работе, давайте немного разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Практическая часть.

Воспитатель: Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой каргопольского полкана и раскрасить его, как мастера. Приступайте к работе.

Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.

III. Итог. Воспитатель: Ребята, посмотрите на своих Полканов. Какие они красивые!

А вам нравятся ваши работы? (ответы детей) Какие Полканы вам понравилась больше всех? (ответы детей) Расскажите, чем? (ответы детей) Какие краски использовали? (ответы детей) Какие элементы узора? (ответы детей) Молодцы ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направление "Художественно -эстетическое развитие", образовательная область "Художественное творчество" - декоративная лепка на тему: "Золотая хохлома".

Данное мероприятие  разработано мною  по направлению "Художественно -эстетическое  развитие" как итоговое по декоративно - прикладному искусству, с использованием  художественного ...

ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект занятия – декоративное рисование Тема: «Роспись дымковской барышни»(подготовительная группа)

Программное содержание:·        закрепить знания детей о народных промыслах;·        учить детей раскрашивать полностью фигуру дым...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование)Тема НОД: «Декоративное рисование на квадрате» Тема недели: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование)Подготовительная  группаТема НОД: «Декоративное рисовани...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» Вид: декоративное рисование Тема: «Золотая хохлома»

Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Художественное творчество»Вид: декоративное рисованиеТема: «Золотая хохлома»для подготовите...