Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей 4-5 лет "Юные художники"
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Шеянова Олеся Владимировна

Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изодеятельности стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, не утомляет. Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

 -Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).

 -Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

-Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);

- Познавательно-коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_sheyanova.docx45.35 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

дополнительного образования

«Юные художники»

художественно – эстетической направленности

2021-2022 учебный год

Для детей средней группы (4-5 лет)

Воспитатель:

 Шеянова Олеся Владимировна

МБДОУ№328 г. Самара

2021г.

Оглавление

1. Целевой раздел        3

1.1.Пояснительная записка        3

1.2.Актуальность        3

1.3.Новизна  программы:        4

1.4 Цель  и задачи        5

1.5.Ожидаемый результат работы :        6

1.6.Материалы и инструменты, необходимые для работы:        6

2.Содержательный раздел        7

2.1.Список детей        7

2.2. Учебный план  :        7

2.3.Тематический план        7

3.Список литературы.        13

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Формирование творческой личности –одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя красками или мелками  ребенок приобретает ни с чем не сравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. А смешивание красок - это вообще настоящее волшебство. Вот краска желтая, вот синяя... Откуда же взялась зеленая? Для ребенка младшего дошкольного возраста творчество - это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым. Для формирования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста, а так же для их умственного развития большое значение имеет знакомство с предметами и явлениями окружающей жизни. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия,  так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть средством познания окружающего мира. Чем же хороши нетрадиционные техники изобразительной деятельности? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замысло-образования.

1.2.Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического творческого особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

1.2 Практическая значимость программы.

Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изодеятельности стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, не утомляет. Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

 -Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).

 -Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

-Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);

- Познавательно-коммуникативных навыков.

1.3.Новизна  программы:

 Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

1.4 Цель  и задачи

Цель:

Создание условий для познания окружающего мира, развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

Образовательные:

1. Создать условия для познания окружающего мира и отображать свое восприятие в рисунке с используя нетрадиционные техники рисования.

2.Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками рисования

 3.Обучать основам создания художественных образов.

4.Формировать практические навыки работы в рисовании

 5.Формировать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техника.

 Развивающие:

1.Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д

 2.Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.

3.Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувст ва: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

1.Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

 2.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализации бережное отношение к материалам, используемым в работе.

1.5.Ожидаемый результат работы :

 1. Дети научатся создавать художественные образы, используя различные изобразительные техники:

 - формирование у детей группы знаний о нетрадиционных способах рисования (рисование пальчиками и ладошками);

 - развитие у детей навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения;

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах

 2. У детей сформируются изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом.

 3. Занятия будут способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

1.6.Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

 2. Акварельные краски.

 3. Гуашь.

 4. Восковые мелки.

 5. Трубочки для коктейля.

 6. Ванночки с поролоном.

 7. Баночки для воды.

 8. Кисти круглые и плоские разного размера.

 9. Салфетки.

 10. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

 11. Клей ПВА.

 12. Аптечный парафин или восковые свечи.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в первой половине дня с группой детей 15 человек, длительность занятия 15-20 мин, Возраст детей 4-5 лет.

Формы подведения итогов: оформление папки для родителей, открытые занятия для родителей, выставка рисунков детей.

2.Содержательный раздел

2.1.Список детей

  1. Костромин Кирилл
  2. Володин Саша
  3. Лобанова Ксения
  4. Новичкова Даша
  5. Подлеснов Георгий
  6. Санягин Николай
  7. Седых Аделина
  8. Седых Алина
  9. Смирнов Олег
  10. Тюрина Алина
  11. Ульмова Арина
  12. Урмаев Антон
  13. Федотов Егор
  14. Халиуллов Марсель
  15. Чарков Тихон

2.2. Учебный план  :

Группы

Количество занятий в неделю

Время (мин.)

Количество детей

1

Средняя гр.

1

20

во 2 половине дня

15

2.3.Тематический план

    

№п/п

тема

Содержание занятия

Оборудование

Литература

Сентябрь

1.

Печать листьев

«Осень на опушке краски разводила»

Предварительная работа: наблюдение за осенней погодой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

  1. Организационная часть

Чтение сказки о листке, стихотворение Ю. Капотова «Листопад», И. Михайлова «Как обидно», рассматривание картины И. Левитана, физкультминутка «Листки».

  1. Практическая часть Печать листьев.
  2. Итог занятия

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Листья разных пород деревьев (4-5 видов, 2альбомных листа, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», корзинка для сбора листьев, трафареты листьев из цветного картона для игры.

Книга 1,

стр.5

2.

Раздувание краски

«Осенние мотивы»

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, разучивание стихотворений об осени, игры с листьями на прогулках, экскурсия в парк в период золотой осени.

  1. Организационная часть

Е. Авдиенко «Золотая осень», физкультминутка «Журавлики», В. Пальчинскайте  «Сундучок осени», чтение отрывка рассказа «Осень» из книги «Четыре художника» Г. Скребицкого.

  1. Практическая часть

Раздувание краски «Осенние мотивы».

  1. Итог занятия

В. Голяровский «Листопад».

Репродукции с осенними мотивами, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетка , фартук.

Книга 1,

стр. 32

Октябрь

1.

Монотипия

«Пейзаж у озера»

Предварительная работа

Индивидуальный тренировочный прием «Что отразилось в моем зеркальце», наблюдения за отражением предметов в лужице, чтение сказки Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

  1. Организационная часть

Чтение отрывка Л. Муура «Крошка Еннот…», прослушивание аудиозаписи песни «Улыбка» на музыку В. Шаинского,игровое упражнение «Отражение в зеркале», В, Берестов «Картинки в лужах».

  1. Практическая часть

Монотипия «Пейзаж у озера».

  1. Итог занятия

И. Бунин «На пруде».

Фотоиллюстрация с пейзажем, отраженным в озере, альбомный лист, с готовой линией сгиба по вертикали, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо), нижняя – синим (вода), акварель, кисть, салфетка.

Книга 1, стр. 37

2.

Рисование пальчиками

«Ветка рябины»

Предварительная работа:наблюдение за рябиной во время прогулок.

  1. Организационная часть.

А. Толстой «Осень», загадка, физкультминутка «Рябина», Н. Некрасов «Говорила рябина рябинке».

  1. Практическая часть

Рисование пальчиками «Ветка рябины», отработка приема выполнения листочков.

  1. Итог занятия

Физкультминутка «Рябинка».

Альбомный лист в форме овала, тонированный тушью черного цвета, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка, фартук, гроздь рябины – натура или фотоиллюстрация.

Книга 1,

стр. 11

Ноябрь

1.

Кляксография

«Веселые кляксы»

  1. Организационная часть

И. Винокуров «Чернильная клякса», физкультминутка «Дети любят рисовать».

  1. Практическая часть

Кляксография «Веселые кляксы».

  1. Итог занятия

Н. Алексеевская «О пользе карандаша и Кисточки».

Альбомный лист, дополнительный лист для тренировочного упражнения, гуашь, набор фломастеров, кисть, салфетка, перо, баночка с тушью, готовые работы по кляксографии для образца.

Книга 1,

стр. 28

2.

Каракулегра-

фия

«Волшебный карандашик»

  1. Организационная часть

М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», физкультминутка «Ой – ой – ой! Ай – ай – ай».

  1. Практическая часть

Предложить лист с каракулями (в данном случае полуконтуры знакомых зверушек).

  1. Итог занятия

Физкультминутка «Вот какой веселый пляс…».

Альбомный лист с каракулями, простой карандаш, набор цветных карандашей.

Книга 1,

стр. 64

Декабрь

1.

Фотокопия – рисование свечой

«Морозный узор»

 Предварительная работа:наблюдение за морозными узорами на окнах в зимнее время. 

     1.  Загадки,     стихотворение Д. Чуяко     «Волшебник», отрывок из стихотворения М. Пожарова «Заклинания Зимы».

     2. Продумать      содержание будущего узора, выполнить рисунок при помощи свечи, готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской.

      3. Полюбоваться с детьми на получившиеся волшебные узоры; стихотворение Н. Френкель «На стекле морозный иней».

Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой.

Книга 1,

стр. 43

2.

Пластилинография

«Новогодняя елочка»

  1. Словесная игра (стихи Е. Благининой); стихотворение Раиса Кудашова «Елка», пальчиковая игра «На елке».
  2. Рассказать об этапах изготовления. Провести физкультурную минутку.
  3. Выставка работ; В. Шипунова «Маленькая елочка».

Плотный картон с силуэтами елки, набор пластилина, бисер и блестки для украшения, стека, салфетка для рук.

 

Январь

1.

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

«Витражи для окошек в избушке Зимушки – зимы»

Предварительная работа: чтение сказки Г. – Х. Андерсена «Снежная королева», рассматривание репродукций с зимними пейзажами.

  1. Отрывок рассказа Л. Чарской, стихотворение П. Вяземского «Здравствуй, в белом сарафане…», С. Островой «Зима», физкультминутка «В гостях у Зимушки – Зимы».
  2. Выполнение витражей.
  3. А. Прокофьев «По дороге, по прямой…»

Репродукции с зимними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, палитра, простой карандаш, клей ПВА с дозированным носиком, салфетка.

Книга 1,

стр. 53

2.

Шаблонография

«Рисуем по шаблону»

Предварительная работа:тренировочный прием: создание разных объектов из геометрических фигур на фланелеграфе.

  1. Загадки о предмете, имеющем форму (квадрата, круга, треугольника, овала, прямоугольника), игра «Собери фигуру».
  2. Продумать содержание рисунка, начинать создание рисунка в определенной последовательности, готовую композицию выполнить в цвете при помощи цветных карандашей; физкультминутка «Разминка».
  3. Стихотворение Р. Сеф «На свете все на все похоже…».

Альбомный лист, набор шаблонов геометрических фигур разного размера, простой карандаш, набор цветных карандашей, набор геометрических фигур разного размера и цвета, картинки – разгадки.

Книга 1,

стр. 68

Февраль

1.

«Звездный коллаж»

  1. Беседа с детьми о космосе. Космическое путешествие.
  2. Выполнение работы. Объяснение правил выполнения .
  3. Подведение итогов, выставка работ.

Листы темной бумаги. Пластиковые стаканчики, Жидкое мыло для мытья посуды, соломинки, цветная бумага, ножницы, клей, кисти.

2.

Ожившие предметы

«Ожившая сказка»

Предварительная работа: чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино», стихотворение Ю. Тувима «Овощи».

  1. Стихотворение Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; физкультминутка «Были бы у елочки ножки» К. Чуковский.
  2. Изобразить разные вещи из любой предметной группы, которые вдруг «ожили».
  3. Вместе с детьми педагог рассматривает получившиеся рисунки, дети сами выбирают наиболее понравившиеся, объясняя свой выбор.

Альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши.

Книга 1,

стр.73

Март

1.

«Весенние цветы для мамы»

  1. Беседа с детьми о празднике 8 марта. Стихотворение  Е. Серова «Выглянул подснежник в темноте лесной».
  2.  Используем разную технику рисования : вазу и цветы – с помощью трафарета и набрызга, а стебли и листочки цветов – кистью.
  3. Выставка работ.

Тонированная бледно – зеленая бумага, иллюстрации весенних цветов, акварель, гуашь в мисочках для печати, тампоны из паралона, трафареты, изображение цветов, салфетки мокрые и сухие, расчески, щетки для набрызга.

2.

Рисование по мокрому листу «Волшебная страна – подводное царство»

Предварительная работа: чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание иллюстраций к этому произведению, рассматривание карточек и фотографий с морскими обитателями.

  1. Физкультурная минутка «Звездочка в небе колышется кротко»; Чтение отрывка из сказки, Анализ сказки.
  2. Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому листу»
  3. Выставка работ.

Альбомный лист, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки, салфетки на каждого ребенка.

 

Апрель

1.

Смешивание цветов

«Цветик разноцветик»

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций с изображением радуги, закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге.

  1. Стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной», Н. Златкина «Из синей и красной, вот этой…», физкультминутка «Разноцветные стихи», чтение отрывка из сказки «Цветик разноцветик».
  2. Напомнить правила, которые необходимо соблюдать при работе.
  3. Стихотворение Е. Руженцева «Сказки про краски».

Спектральный круг, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка, палитра, разноцветные ленточки по количеству детей.

Книга 1,

стр. 22

2.

Рисование методом тычка

«Черемуха»

Предварительная работа:наблюдение за цветущей черемухой.

  1. Стихотворение З. Александрова «Черемуха», В. Жуковский и вся благоуханная…», Е. Русаков «Черемуха», чтение рассказа «Черемуха» Э. Шима, физкультминутка «Черемуха» С. Есенин
  2. Рисование методом тычка «Черемуха».
  3. В. Жуковский «Черемуха цветет».

Ветка черемухи или фотоиллюстрация с ее изображением, альбомный лист с готовым темным фоном, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, 2-3 ватные палочки, салфетка.

Книга 1,

стр. 16

Май

1.

Проступающий рисунок

«Праздничный салют над городом»

Предварительная работа: беседа с детьми о Дне Победы, чтение рассказов Л. Кассиля «Твои защитники», «Памятник советскому солдату».

  1. Чтение стихотворений Т. Белозерова «День Победы», М. Владимов «Еще тогда нас не было на свете…», физкультминутка «Салют»
  2. Проступающий рисунок «Праздничный салют»; чтение стихотворения «Салют»; разминка для пальцев рук во время работы «Вокруг все было тихо» О. Высотская.
  3. Стихотворение Н. Найденовой «Пусть будет мир».

Репродукции с изображением салюта, альбомный лист, набор восковых карандашей (мелков), акварельные краски, кисть, стаканчик с водой, салфетка.

Книга 1,

стр. 48

2.

Витражи для терема Лета

Предварительная работа:разучивание стихотворений о лете, рассматривание иллюстраций о лете, коллективный просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето» режиссера В. Караваева.

  1. Чтение стихотворения Л. Корчагиной «Лето», Ю. Энтин «Песенка о лете», рассказ Б. Сергуненкова «Куда  лето прячется?», физкультминутка «»Какого цвета лето?» И. Земская.
  2. Выполнение витражей .
  3. При рассматривании готовых работ обратить внимание на цветовое решение, сочетание оттенков и включение интересных элементов в оформление витражей.

Альбомный лист, акварельные краски, кисть, стаканчик с водой, простой карандаш, клей ПВА с дозированным носиком, салфетка.

Книга 1,

стр. 58

3.Список литературы.

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /Под редакцией Бабаевой Т. И., Михайловой З. А., Гурович Л. М. – СПб. : Детство – Пресс, 2000.
  2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.
  3. Грибовская А. А. обучение дошкольников декоративному рисовани ю, лепке, апликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Куклы наших бабушек»

Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание усл...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Веселая мастерская»

Данная программа разработана в рамках работы кружка "Веселая мастерская" (объемная аппликация в технике торцевания) для детей 5-7 лет. В программе представлены учебно - тематические и перспе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лепунюшка-грамотейка»

Программа «Лепунюшка - грамотейка» направлена на овладение детьми фонетической системой русского языка, элементами грамоты, развитие мелкой моторики, что формирует психологическую готовнос...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Разноцветный мир» (для детей 4-5 лет)

Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности открывает ему изобразительное творчество. В рисунке ребёнок...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"

Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины....