Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
статья по рисованию (старшая группа)
Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №34» второй корпус г.Бийск
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Выполнила воспитатель
Евсеева Виктория Александровна
Бийск 2022г.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.
И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования.
Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги: все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты; и постараться, как можно раньше дать детям возможность проявить их на практике. Развивая с помощью взрослых творческие способности, ребенок создает новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) различными изобразительно-выразительными средствами, поэтому необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.
Работая с детьми дошкольного возраста в течении нескольких лет, я обратила внимание на результаты изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям: умение штриховать, наносить линии цветными карандашами; умение наносить штрихи узкой и широкой кистью; умение узнавать, называть различные цвета, оттенки и смешивать их; умение правильно использовать кисти, клей и пластилин; умение использовать трафареты и печати при работе; умение убирать за собой рабочее место. Одновременно появились и другие особенности: неуверенность и скованность детей в действиях и ответах; пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположения на листе; растерянность при использовании способов нестандартного рисования; ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования. Подводя итог, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала бы творческий потенциал детей, развивала их художественно-творческие способности.
Практика показывает, что нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками законов композиции, цвета и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей и вызывает больший интерес к работе. А это значит, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Несомненным достоинством нетрадиционных техник является универсальность их использования.
Нетрадиционные художественные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, а технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Именно поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, т.к. они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний к самовыражению в целом.
Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел.
Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования в связи с применением нетрадиционных техник в совместной деятельности с детьми.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
- Алехин, А.Д. О языке изобразительного искусства[текст]/ А.Д. Алехин. - М.: Просвещение, 2013. – 46с.
- Базыма, Б.А., Густяков. Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач / Б.А. Базыма, Н.А. Густяков [текст]// Вестник ХГУ. – Харьков, 2008. – № 320. – с. 22-25.
- Визер, В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве [текст]/ В. Визер.– М.: Академия, 2013. – 310с.
- Ворсобин, В.Н., Жидкин. В.Н. Изучение цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками /В.Н.Ворсобин, В.Н.Жидкин [текст]//Вопросы психологии. – Москва. – 2006. – №3. – с. 121-124.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. Союз, 2015. – 98с.
- Изобразительное искусство. Основы народного и прикладного искусства: альбомы с методическими рекомендациями[текст]- М.: Академия, 2015. - 109с.
- Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования[текст]/ Т.С. Комарова. – М.: Академия, 2014. – 304с.
- Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина.– М.: Март, 2008. – 557с.
- Погодина, С. Художественные техники - классические и неклассические /С. Погодина // Дошкольное воспитание. – №10 – 2012. –с.52-67.
- Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе [текст]/ А.И. Савенков.– М.: Академия, 2010. – 232с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...
Развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику (квиллинг)
Фукс Н.В, воспитатель МКДОУ д/с № 172 г.НовосибирскРазвития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику (квиллинг) "Истоки спос...

Самообразование на тему:"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
План по самообразованию...

Статья "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, п...

Педагогический проект: «Разноцветный мир творчества» (Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования)
Педагогический проект:«Разноцветный мир творчества»...

Педагогический проект «Разноцветный мир творчества» (Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования)
Педагогический проект«Разноцветный мир творчества»(Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования)...

Проект "Разноцветный мир творчества" (развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования)
Представляю Вашему вниманию проект «Разноцветный мир творчества» для детей старшего дошкольного возраста. В рамках реализации проекта организованы разные виды деятельности в пяти обр...
