Конспект занятия по рисованию на тему: «Филимоновская игрушка»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: знакомство детей с народными промыслами России, усвоение знаний о филимоновском промысле посредством игровой, изобразительной, художественной и экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_risovaniyu.docx181.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию на тему: «Филимоновская игрушка»

(старшая группа)

https://i0.wp.com/mam2mam.ru/upload/medialibrary/004/4fd313183bfc4e0c6f3c1098196e2c24.jpg

      Цель: знакомство детей с народными промыслами России, усвоение знаний о филимоновском промысле посредством игровой, изобразительной, художественной и экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные: расширять и закреплять знания о филимоновской народной игрушке, её характерных особенностях, истории создания, учить раскрашивать шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, включённость в познавательную деятельность, развивать графические навыки в изображении элементов узора, умения рисовать гуашью, используя технику смешивания красок, развивать активность, общение в процессе занятия, воображение, память, творческий потенциал.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости за родную страну, прививать уважение к труду народных умельцев, дать детям возможность почувствовать себя народными мастерами. 

Оборудование:

Глиняные игрушки, кусок глины, изображения филимоновских игрушек, кукла дед Филимон, образец филимоновского петушка, гуашевые краски, кисти, баночки с водой, палитры, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Птичка.)

-Из какого материала она сделана? (Из глины)

-А сейчас что я держу в руках? (воспитатель показывает кусок глины) (глину)

-Что можно делать с глиной? (показываю руками) (Мять, лепить.)

-Глина- это мягкий или твёрдый материал? (Мягкий, эластичный.)

-А птичка из глины мягкая или твердая? (Твёрдая.)

- Как получилось, что глина мягкая, а птичка, сделанная из глины, твёрдая? (ответы детей: глина при сушке и обжиге становится твёрдой)

- Какие предметы в старину люди научились делать из глины? (Посуду, игрушки.)

- Какие глиняные игрушки вы знаете? (Дымковские, филимоновские.)

Воспитатель: Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете, о какой игрушке идёт речь?

Ох и славные игрушки
Из старинной деревушки.
Там леса, луга, поля,
Расчудесная земля!
По полосочкам красивым
Ты узнаешь их всегда:
Жёлтый, красный и зелёный –

Очень яркие цвета.

Ответ: Филимоновская глиняная игрушка.

Воспитатель выставляет изображения филимоновских игрушек.

Воспитатель: Очень необычное название у этой игрушки. Давайте вспомним, почему она так называется- филимоновская? (По названию деревни Филимоново, где зародился этот промысел.)

Чтение стихотворения:

Есть под Тулой деревенька – 
Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.

Воспитатель: - Ребята, из какого материала делали филимоновскую игрушку? (Из красной глины).

Деревню Филимоново назвали так неспроста.

Кто вспомнит легенду возникновения филимоновской игрушки? (Дети рассказывают легенду про гончара Филимона).

- Кого изображали филимоновские мастера в своих игрушках? (Домашних и диких животных, птиц, людей.)

-Глина имела красный оттенок, а почему игрушки перед росписью имели белый фон? ( Местная глина при обжиге приобретала белый цвет.)

- Какие элементы орнамента наносили? (Полоски, линии, ёлочки, точки, круги).

- Какие цвета использовали для росписи? (Жёлтый, красный, зелёный.)

- Почему у филимоновских игрушек вытянуты шеи? (Это было связано с особенностями глины, которая быстро трескалась, необходимо было постоянно примазывать и приглаживать трещинки, тем самым вытягивая игрушки.)

- Как вы понимаете выражение : «Филимоновская глина поёт» (Почти все филимоновские игрушки являлись свистульками.)

- А где можно было приобрести такие красивые игрушки? (На ярмарке.)

- Что делают на ярмарке? (Веселятся, продают и покупают товар, многолюдно.)

Воспитатель: Я предлагаю отправиться на ярмарку, может, кого встретим да чего купим?

Динамическая пауза «Как на ярмарке весёлой…»:

Как на ярмарке весёлой

Собрались деревни сёла,

Да из города народ

Весь на Ярмарку идёт.

Кто торгует соболями,

Кто приманит кренделями

Кто кричит на весь базар

Подходи смотреть товар!!!(движения под музыку)

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто-то скачет? Да это же дедушка Филимон! Что-то он какой-то грустный? Давайте спросим.

Филимон: Здравствуйте, ребята, ехал я на ярмарку, вёз свой знаменитый товар, игрушки расписные для деток. Дорога была трудная, заблудился я , да почти все игрушки растерял, остался у меня один такой петушок , не знаю, что и делать?

Воспитатель: Надо выручать дедушку Филимона, ведь доброе дело он задумал. Дедушка Филимон, наши дети многое узнали про игрушки филимоновские и смогут тебе помочь. Ребята, давайте распишем таких же петушков и подарим Филимону для ярмарки. Ну что, согласны? (дети соглашаются).

Филимон: За то, что вы согласились мне помочь, я открою вам один филимоновский секрет. Вот скажите, какими цветами расписывают филимоновские игрушки? ( жёлтым, красным и зелёным). На самом деле

филимоновские мастерицы используют жёлтую, малиновую и синюю краски.

Воспитатель: А как же на изделиях видны зелёные и красные цвета?

Филимон: Чтобы получить зелёную полоску, на жёлтый фон наносили синию краску, также, чтобы получить красную полоску , на жёлтый фон наносили малиновую краску.

Экспериментальная деятельность:

Дети проходят к отдельному столу, где с воспитателем проводят опыт смешивания красок. (для получения зелёного цвета дети смешивают жёлтый с синим, а для получения красного смешивают жёлтый с малиновым.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e12654aa1e2b/1305853_2.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e12654aa1e2b/1305853_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e12654aa1e2b/1305853_3.png

После эксперимента, дети занимают свои места и по образцу расписывают филимоновского петушка в определённой последовательности:

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e12654aa1e2b/1305853_4.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e12654aa1e2b/1305853_5.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e12654aa1e2b/1305853_6.jpeg

Звуковой фон: русская народная музыка

Воспитатель напоминает детям, что рисовать нужно аккуратно, кончиком кисти, чтобы линии получились ровные и тонкие.

В начале изобразительной деятельности проводится разминка для пальчиков: кинезиологические упражнения «Петушок-гребешок».

Во время рисования проводится динамическая пауза «Ах, красавец, петушок…» :

Итог: В конце устраивается выставка работ.

Воспитатель: Какие чудесные петушки у вас получились, думаю, дедушка Филимон будет рад!

Филимон : Спасибо, ребята, за доброе дело! До свидания!

Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось быть филимоновскими мастерами? А что больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в старшей группе « Игрушки» на тему: «Куст рябины»

Занятие по изодеятельности , рисование  куста калины (с использованием ватных палочек)....

Творческая работа на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (Ознакомительное занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка»)»

Важное место в современном  воспитании детей принадлежит художественно-эстетическому развитию.Творчество в детстве , несет в себе огромную роль в развитии и ребенка . Через творчество, ребенок зн...

Конспект НОД в старшей группе по декоративному рисованию на тему: «Филимоновская игрушка».

Знакомство  детей с народными промыслами России, усвоение знаний о филимоновском промысле посредством игровой, изобразительной, художественной и  экспериментальной деятельности....

Конспект занятия по рисованию на тему «Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование дымковских узоров»

Развивать эстетическое восприятие народного декоративно-прикладного искусства; творческое мышление, моторику рук, внимание, память; развивать умение отвечать на вопросы; развивать и обогащать сл...

Конспект ООД по лепке на тему: : «Филимоновская игрушка – барашек»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Лепка в средней группе.Тема: «Филимоновская игрушка &nd...

Конспект занятия по рисованию на тему «Дымковская игрушка «Лошадка» в первой младшей группе

1.Цели: Формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа. Знакомить детей с дымковской росписью.2.Программное содержание:• Формировать умение у детей...

Конспект занятия по рисованию по теме "Новогодняя игрушка"

Тема: новогодние игрушки.Цель: научить детей работать по контуру.Задачи занятия: учить детей украшать елочные игрушки, рисовать по контуру.Развивать мелкую моторику рук, воображение, чувство цвета, ин...