Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности (НОД) в подготовительной к школе группе по декоративно-прикладному рисованию на тему: «Филимоновская игрушка»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Власова Татьяна Константиновна

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности (НОД) в подготовительной  к школе группе по декоративно-прикладному рисованию на тему: «Филимоновская игрушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности (НОД)

Возрастная группа : подготовительная к школе

Вид деятельности и тема занятия:  декоративно-прикладное рисование на тему: «Филимоновская игрушка»

Цель занятия : знакомство с техникой росписи Филимоновская игрушка, ее характерными особенностями.

Образовательная область : художественно-эстетическое развитие

Задачи:

  1. Формировать умение раскрашивать готовые игрушки-свистульки элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.
  2. Развивать у детей чувство цвета, формы.
  3. Развивать воображение, творчество, внимание, память.
  4. Расширять представления о ремесле игрушечных дел мастеров, продолжать знакомить с народным промыслом «Филимоновская игрушка»
  5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.
  6. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Планируемый результат занятия:  овладение детьми навыками раскрашивания игрушек элементами филимоновской росписи, любовь и интерес детей к русскому декоративно-прикладному искусству.

 Подготовительная работа: лепка декоративная из соленого теста по мотивам народной пластики «Игрушки-свистульки». Беседы с детьми о народном прикладном искусстве, рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

Материалы и оборудование: игрушки-свистульки (курочки, петушки, птички, барыни, солдат, козел, баран, медведь, свинка и т.д.); дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; фигурки игрушек, сделанные из слоеного теста; краски гуашь, кисти, баночки с водой.

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности (НОД)

№ п/п

Этапы занятия

Время

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно-мотивационный этап

1

Организационный

Переключить внимание детей на предстоящую деятельность;

Стимулировать интерес к ней.

Воспитатель обращает внимание детей на выставку игрушек-свистулек

-Ребята, я приглашаю вас на выставку филимоновских игрушек-свистулек. Посмотрите, как здесь красиво! А как много разных игрушек! Давайте их рассмотрим.

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстояния.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

  • Познавательно-исследовательская

  • Коммуникативная

Этап постановки проблемы

-Ребята, в нашем садике скоро будет проходить ярмарка «Народные умельцы». Ваши родители придут к нам в гости. Но что же мы им сможем показать и предложить приобрести? Чтобы ярмарка была красивая и веселая, нам нужно немого потрудиться. Давайте раскрасим игрушки-свистульки узорами филимоновской росписи и пригласим ваших родителей на ярмарку.

Основной этап

2

Этап ознакомления с материалом

- Вы раньше что-нибудь слышали о Филимоновской игрушке?

-Может, вы видели эти игрушки?

-Хотите узнать историю этих игрушек? Где и как их изготавливали?

По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины. (ответы детей)

Какие эти игрушки?  (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные и др.)

Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги).

 Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

 Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым.

Кофты у барынь и рубахи у солдат окрашены одним цветом, в основном красным. Но сколько выдумки появляется у мастеров, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Делали игрушки к весеннему празднику, который называется «Свистунья». Весенние народные праздники и гулянья проходили на большой площади.

 На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торговали веселым товаром. Охотно разбирали его взрослые и дети. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гулянье, но громче всего слышался заливистый свист. И, конечно, играли в веселые народные игры.

  • Познавательно-исследовательская

  • Коммуникативная

Этап практического решения проблемы

-Давайте и мы с вами поиграем в игру «Карусель».

 Встаньте все в круг

 -Ребята, сначала говорим стихотворение тихим голосом и медленно идем по кругу. Затем говорим быстрее стихотворение и одновременно тихо бежим друг за другом.

-Нас за тридевять земель

Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки

Мчатся зайцы и лошадки?

Едем мы на карусели

От веселья и к веселью.

 - Теперь все садитесь за столы.

 Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю вас в творческую мастерскую. 

- А теперь, проявите свою фантазию и раскрасьте свистульку. 

-Сначала нарисуйте на листе бумаги отдельные элементы росписи и покажите их мне.

- Потом рисуйте эти элементы на самой свистульке.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в росписи  , следит за посадкой, за техникой выполнения работ.

  • Двигательная

  • Игровая

  • Коммуникативная

  • Изобразительная

Заключительный этап

3

Заключительный этап

-Давайте все вместе сделаем выставку наших работ и рассмотрим ее.

-Какие вы молодцы! Игрушки получились у всех яркие, красивые и все разные!

Педагог выставляет все работы, предлагает детям полюбоваться их красотой, выбрать  самые лучшие и ответить на вопросы. 

-Какие цвета вы использовали?

-Посмотрите на все работы. Все ли вы выполнены правильно? как вы думаете, какая самая красивая свистулька? Может, у кого-то что-то не получилось?

(Дети делятся впечатлениями, анализируют результаты-достоинства, недостатки, выбирают самую аккуратную и красивую свистульку).

-О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.
Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!

-Что нового и интересного вы узнали?

-Какие моменты вам больше понравились и почему?

-Кто такие народные умельцы?(ответы детей)

  • Познавательно-исследовательская

  • Коммуникативная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познанию в средней группе «Дары осени»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Используемая современная образовательная технология: информационно-коммуникационные технологи...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по экологии в средней группе "Наблюдение за морской свинкой"

Возрастная группа: средняяВид деятельности и тема: наблюдение за морской свинкойЦель занятия: создание условий для взаимодействия детей с живым объектом и формирования понимания, что за ним необходимо...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по экологии в младшей группе "Рассматривание дерева (береза) в конце мая".

Возрастная группа: младшая группаВид деятельности и тема  занятия: Рассматривание дерева (береза)  в конце мая.Цель занятия: формирование представлений у детей о березе.Образовательная ...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему "Во саду, да в огороде"

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему "Во саду, да в огороде"...

Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Помощники космонавтов» с применением технологии Q-кодов.

Мир динамичен, постоянно меняется. И уже сложно представить нашу жизнь без использования современных средств коммуникации. На сегодняшний день особое значение придается использованию информационно-ком...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по математике в старшей группе 2021г.

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию«Герои мультфильма»...