Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по математике в старшей группе. «В гостях у цифры» 2022г
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Ахмадиева Альбина Мансафовна

план-конспект по математике   в старшей группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazukt_.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по математике

                                    «В гостях у цифры»

                                        

Воспитатель: Ахмадиева Альбина Мансафовна

                                                                                                                                                                                   

                                                      1 кв. категории

                           

                                        

                                                   Надым 2022 г.

ФИО педагога

Ахмадиева Альбина Мансафовна

Возрастная группа

Старшая, подготовительная

Методика дошкольного образования

Формирование элементарных математических представлений

Тема занятия

«В гостях у цифры»

Используемая образовательная

программа

Программа воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М., Мозаика-Синтез, 2011 с. 223.

Предварительная работа

 с воспитанниками

Чтение сказок «Белоснежка и семь гномов», «А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Волк и семеро козлят», сюжетно-ролевые игры «Банк», «Магазин», «Школа», отгадывание загадок, решение логических задач.

Дидактическое обеспечение занятия

(наглядность)

Демонстрационный материал - числовой отрезок; опорные таблицы для закрепления состава чисел: «домики», «вагончики»; демонстрационные кости домино; иллюстрации к сказкам «Белоснежка и семь гномов», А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Волк и семеро козлят».

Раздаточный материал – цветные карандаши.

Структура занятия

Цель: познакомить с числом и цифрой 7, изучить состав числа 7;  научить соотносить количество предметов с цифрой. Развивать математическую речь, навык устного счета в пределах 10, умение работать самостоятельно.

Воспитывать  умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.

Тип занятия:

Изучение нового материала.

Методические приемы:

1.Игровой (использование сюрпризного момента)

2.Наглядный.

3.Словесный.

4.Поощрение.

Использованная литература

1.Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации».

2.«Раз – ступенька, два – ступенька…». Математика для детей 6-7 лет. Часть 2.

3.Сказки  А.С.Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

4. Сборник русских народных сказок «Волк и семеро козлят».

5. «500 считалок, загадок, скороговорок для детей» ООО «ТЦ Сфера».

6. «500 скороговорок, пословиц, поговорок» ООО «ТЦ Сфера»

Интеграция образовательных областей

«Познание»(продуктивная(конструктивная) и познава-тельно-исследовательская деятельность; сенсорное развитие), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд».

Этапы работы

Вводная часть

Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе  занятия:

- описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас -

Математика сейчас.

Дети, сегодня мы с вами отправимся в страну сказок. Нам поможет в этом ковёр-самолёт, который прилетел  в группу за нами.  Мы летим над горами, над морями, над лесами. Всё ближе и ближе сказочная страна. А пока летим  посчитайте  от 5 до 10, от 2 до 7, от 4 до 8, от  9 до 6,            от 7 до 3. Ответьте на вопрос: какое число следует за числом 6, 2, 5. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

 Назовите число предшествующее числу 2, 5, 4. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?

- Назовите соседей числа 6, 2, 4.                                                           - Какое число больше числа 3 на 1, 5 на 1.

- Какое число меньше числа 6 на 1, 2 на 1.

- Какое число находится между числами 4 и 5, 2 и 4.

Задача в стихах:                                                 Дарит бабушка                                                                                     Трем внучатам рукавицы:

     “Это вам на зиму, внуки,

      Рукавичек по две штуки.

      Берегите, не теряйте! ”

      Сколько всех, пересчитайте!           (отв. 6)

 

-  Как узнали, что 6 рукавичек?   (2+2+2)

-  Почему результат находили сложением?  (искали целое)

-  Назовите части и целое.   (2,2,2 – части, 6 – целое)

Основная часть:

- изложение основных положений нового материала;

- описание методов, способ-ствующих решению постав-ленных задач;

- описание основных форм и методов организации индиви-дуальной и групповой деятельности воспитанников;

- постановка целей самосто-ятельной работы для воспи-танников;

- определение возможных действий воспитателя, если ему или воспитанникам не удается достичь поставленных целей;

 - описание методов органи-зации совместной деятель-ности воспитателя с учетом индивидуально-дифферен-цированных особенностей воспитанников;

- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

 Знакомство с числом 7. Формирование знаний в практической деятельности.

Всё ближе и ближе сказочная страна. Ковёр-самолёт медленно опускается на землю. Мы прилетели.

- Ребята, смотрите нас встречают герои разных сказок. Задание от героев сказок,  внимательно посмотрите и скажите, что их объединяет? (В названиях сказок  присутствует число 7)

 

- Итак, какое число мы сегодня будем изучать?    (отв. 7)

- Да, мы научимся красиво писать цифру 7 и узнаем состав

числа 7.

- Вспомните и назовите пословицы и поговорки, в которых встречается слово “семь”.

       Семеро одного не ждут.

       Семь раз отмерь – один отрежь.

       Семь бед – один ответ.

       Лук от семи недуг.          И др.

- А чего бывает семь?  /В помощь детям загадки/

 Братцев этих ровно семь.                   Сенокосная пора,

 Вам они известны всем.                     Теплый дождь прошел

 Каждую неделю кругом                                      с   утра,      

 Ходят братцы друг за другом.          И над речкою готов    

 Попрощается последний –                Чудо-мостик в 7 цветов.

 Появляется передний.                              (Радуга)

         (Дни недели)

Птицы, птицы в мой альбом

Прилетели ясным днем.

На ступеньки дружно сели,

Огляделись и запели!     (Ноты)

 - Где мы встречаем цифру 7? (Номер, на часах, седьмой месяц июль)

  Работа по числовому отрезку:    

- А как же получилось число 7?  (Число 7 на единицу больше предыдущего числа 6 и на единицу меньше последующего числа 8.)

Состав числа 7. Коллективная работа детей.

- Рассмотрите кости домино. Выберите те из них, где 7 точек.

(Дети по очереди работают  у доски и отбирают варианты:

.

..

..

.

.

..

..

..

.

                

- Из каких двух чисел можно составить число 7? (6 и 1, 5 и 2,   4 и 3)

6 + 1

5 + 2

4 + 3

1 + 6

2 + 5

3 + 4

- Что-то изменилось от перемены мест частей(слагаемых)?

Индивидуальная работа у доски более подготовленных детей.

- Составьте  число 7 из треугольников трех цветов и запишите свои варианты с помощью цифр, например:

                +                +        4+2+1

        +                +                3+2+2

Проверим как справились с заданием Саша и Камилла, которые работали у доски.

- Весело и быстро справились с заданием! Быстрее занимайте свои места на ковре-самолёте. Итак, пока наш ковёр-самолёт набирает высоту, выбирает нужный курс, мы с вами поиграем.        

Игра « Пальчики уснули».
( дети хором повторяют стихотворение за воспитателем и по ходу  выполняют действия)

Пальчики уснули, в кулачок свернулись.
Один, два, три, четыре, пять- захотели поиграть,
Разбудили дом соседей.
Там проснулись: шесть, семь, восемь, девять, десять.
Веселятся все.
Но пора обратно в дом.
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть- калачиком свернулся.
Пять – зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один.
Снова в домиках мы спим.

Знакомство с цифрой 7.

-  Ну вот, мы  приближаемся к полянке. А на ней растет необычный цветок. На каждом его лепесточке задание.

 (Воспитатель показывает новый значок для обозначения числа 7)

1 лепесток -  На что похожа цифра 7?

- Давайте мы с вами научимся красиво писать цифру 7

Вот семерка – кочерга,                 Очень похожи

У неё одна нога.                            Семерки на клюшки

 (С. Маршак)                                 Для хоккеиста  

                                                       И для старушки.

                                                          (М. Мышковская)

- Кто знает, какой седьмой месяц года? У кого из вас  день рождения в этом месяце?

Закрепление знаний в практической деятельности

Работа по тетради Петерсон.

 2 лепесток - № 2 стр.16

- Образец слева, ребятки, обведите сначала несколько раз пальчиком. Теперь поставьте руку на локоток и пропишем цифру 7 в воздухе с помощью воображаемой кисточкой маляра, теперь дирижерской палочкой.

(После предварительной подготовки, проведенной в форме игровых упражнений, дети приступают к самостоятельному прописыванию цифры 7 по заданному трафарету. При этом обращаем внимание детей на различия этих значков по цвету и размеру.

- Все ли цифры одинакового цвета? (Нет.) От чего зависит цвет цифры? (От размера)

-Какого цвета самые большие цифры? (Зеленого).

Напишите у себя в тетрадях самые большие семерки зеленым карандашом. Сколько их получилось? (6)

- Найдите на картинке самые маленькие цифры? (Зеленого). Какого они цвета? Обведите самые маленькие «семерки» синим карандашом. Какого цвета цифры еще остались на картинке? Сравни их по размеру с зелеными семерками, синими? (Они больше зеленых, но больше синих.) Обведите их красным карандашом.

Закрепление представлений о числе 7 и цифре 7.

 3 лепесток - № 3 стр. 16.

Посмотрите на ниточку бус. Сосчитайте бусинки.(6).

- Дорисуйте красным карандашом столько бусинок, чтобы их стало 7. Сколько бусинок вы дорисовали? (1)

- Напишите в пустом «окошечке» нужную цифру. Какое выражение у вас получилось? (6+1)

- Сосчитайте цветы в вазе. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? (Дорисовать цветы, чтобы всего в вазе стало 7 цветов.)

- Дорисуйте цветы тем цветом, который вы выберите сами, и допишите числа в «окошках». Что получилось? (5+2)

Последнее задание выполняется самостоятельно детьми.

Проверка: Сравните свои записи с доской.

- У кого так же?  (дети поднимают руки)

- Кто ошибся? Исправьте свои ошибки. (если есть)

- Из каких двух чисел можно составить число? (6+1, 5+2, 4+3)

4 лепесток - Физминутка

    Мы идем спокойным шагом

    Со своею партой рядом.

    А теперь давайте вместе

    Мы попрыгаем на месте.

    Вверх, вниз, вверх, вниз!

    А теперь остановись!

    Поднимаем руки выше,

    Вдох и выдох. Глубже дышим,

    Глазки влево, глазка вправо,

    Это, дети, не забава.

    Отдохнули от души

    И за парты вновь спешим.

5  лепесток - Дифференцированное задание: № 4 стр. 17.

1 ряд - самостоятельно решает примеры 1-го столбика;

2 ряд – 2 столбик.

Взаимная проверка примеров.

Заключительная часть

- подведение итогов занятия;

- описание положительных действий воспитанников;

- определение перспективы полученных знаний.

6 лепесток – Подвести итог.

- С каким числом познакомились на занятии ?

- Какую цифру научились писать?  

- Посчитайте до 7 и обратно.

- Назовите предыдущее и последующее числа 7.  

7 лепесток – поощрение.

 Какие вы все молодцы! На занятии были активны, внимательны и старательны. Поэтому за свои знания, умения вы награждаетесь шоколадными медалями. 

Дома расскажите  родителям состав числа 7.

Творческое задание: пофантазировать, на что похожа

 цифра 7. Зарисовать и принести в садик.

- В каких жизненных случаях пригодится знать состав числа 7?  (В магазине -  дать сдачу;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познанию в средней группе «Дары осени»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Используемая современная образовательная технология: информационно-коммуникационные технологи...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по экологии в средней группе "Наблюдение за морской свинкой"

Возрастная группа: средняяВид деятельности и тема: наблюдение за морской свинкойЦель занятия: создание условий для взаимодействия детей с живым объектом и формирования понимания, что за ним необходимо...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по экологии в младшей группе "Рассматривание дерева (береза) в конце мая".

Возрастная группа: младшая группаВид деятельности и тема  занятия: Рассматривание дерева (береза)  в конце мая.Цель занятия: формирование представлений у детей о березе.Образовательная ...

Технологическая карта по образовательной деятельности Лего-конструирование в старшей группе. по теме "Техника для изучения космоса"

Сформировать представление и сконструировать технику, необходимую для изучения поверхности другой планеты, используя конструкторы LEGO DUPLO, LEGO WEGO 2.0....

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по математике в старшей группе 2021г.

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию«Герои мультфильма»...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по математике в старшей группе 2021г

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию «Герои мультфильма»....