Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Салфетка с мордовским орнаментом»
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)

Учить украшать изделия мордовским орнаментом, развивать у детей чувство цвета, ритма, формы; воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mord.salfetka.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Салфетка с мордовским орнаментом»

Программное содержание: учить украшать изделия мордовским орнаментом, развивать у детей чувство цвета, ритма, формы; воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Предварительная работа: беседы о обычаях и традициях мордовского народа; рассматривание предметов быта, украшенных мордовским орнаментом.

Материалы и оборудование: кукла в мордовском национальном костюме, стол сервированный для чаепития, скатерть и салфетка с мордовским орнаментом, образцы салфеток, гуашь, кисти, салфетки, стаканы непроливайки с водой.

Методы и приемы: Игровая мотивация,показ образца, показ приемов изображения воспитателем самостоятельная работа, индивидуальная помощь, поощрение, итог.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласила в гости кукла Алдуня. Хотите пойти?

Воспитатель от имени куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам! Шумбратадо!

Воспитатель: Кукла Алдуня - мордовочка и поздоровалась она с нами на мордовском языке. У нее в руках поднос с хлебом и солью, что говорит о гостеприимстве и о том, что она очень рада нас видеть.

Посмотрите, она одета в мордовский национальный костюм! Это рубаха – панар (мокш., покай (эрз.).Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах. Где мы видим узоры? (ответы детей). Да, узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.

Передник – сапоня (мокш, рукават (эрз.). Он украшен узорами мордовской вышивки.

Пояс – каркс (мокш. иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером. По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.

Набедренное украшение – пулай (эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.

Нагрудное украшение –сюлгам (мокш., сюлгамо (эрз.).Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.

Головной убор – панга (мокш.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками,бисером.

Воспитатель: Какие цвета присутствуют в вышивке?

В вышивке очень много красного цвета разных оттенков с вкраплениями черного, зеленого, желтого и синего цветов.

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, желтый – тепло и ласку, синий – радость, черный – богатство.

Давным-давно все так одевались, а сейчас в наше время люди одевают национальный костюм только по праздникам. Вот и Алдуня так одета не спроста- оказывается у нее сегодня день рождения и к ней придет много гостей. Придет и мама, и папа и бабушки с дедушками. Для всех Алдуня приготовила угощенье.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что у куклы на столе? Дети: Чашки и блюдца.

Воспитатель: Для чего нужны чашки и блюдца?

Дети: Чтобы пить чай.

Воспитатель: Обратите внимание, на что Алдуня поставила свои чашки и блюдца. Дети: Салфетки, скатерть.

Воспитатель: Правильно, сначала на стол кладем скатерть, потом салфетки, да не простые, а украшенные разными узорами. Смотреть на них будет приятно и еда будет вкуснее, а чай - сладким и ароматным. А теперь давайте отдохнем с вами и немного поиграем.

Физкультминутка. Нашей кукле в день рожденья, Испекли мы каравай, Вот такой вышины, вот такой нижины, Вот такой ширины, вот такой ужины. Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! (выполняем движения в соответствии с текстом)Алдуня: Я вас очень ВСЕХ люблю и за все благодарю!

Воспитатель: Ребята, у нашей Алдуни большая просьба к вам. Вы видите, чашек у куклы много, а вот салфеток не хватает. Давайте подарим Алдуне салфетки, чтобы хватило для всех гостей. (дети садятся за столы)

Воспитатель: Посмотрите, что у вас лежит на столах?

Дети: Квадраты.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На салфетки.

Воспитатель: Посмотрите они у нас белые, скучные, а что можно сделать, чтобы они были красивыми и яркими?

Дети: Украсить, раскрасить.

Воспитатель: Перед вами салфетки с элементами мордовского узора. Давайте рассмотрим их.

Дети рассматривают образцы мордовских узоров на салфетках

- Назовите элементы мордовских узоров, которые вы видите. (крест, галочка, ромб) Давайте посмотрим, как можно украсить наши салфетки. Сначала мы украсим уголки нашей салфетки. Нарисуем черной краской в уголках элемент мордовского узора «галочки». Затем мы украсим края салфетки узором «крестики». Затем мы украсим середину салфетки красивым красным ромбом. (Все элементы должны быть крупными)

Воспитатель: Перед тем как приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика«Идем в гости»

Дети в гости прибежали. (пальчики “бегут” по столу)

Все друг другу руки жали. (делаем несколько дружеских рукопожатий)

Здравствуй, Лиза! (указательные пальцы соединяются подушечками)

Здравствуй, Даша! (соединяются подушечки средних пальцев)

Рад и Саша (соединяем в приветствии безымянные пальчики) И Наташа! (приветствуют друг друга пальчики и мизинчики)

Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка)

Может, коржик? (показать раскрытые ладошки)

Кренделек? (соединим большие и указательные пальцы на обеих руках)

С ручек все стряхнули крошки. (энергично трясем кистями рук)

И захлопали в ладошки…

Воспитатель: Ну а сейчас мы дружно возьмемся за работу.

Дети под музыку приступают к рисованию узора на салфетке, воспитатель по мере надобности помогает

Воспитатель :Давайте покажем свои работы Алдуне. Посмотрите, ей очень понравились ваши салфетки. Ребята, а вам понравилось рисовать для куклы Алдуни? (ответы детей)

Какая работа вам понравилась больше всех? Почему?

- Ребята, узор какого народа мы сегодня выполняли? (мордовского)

Кто по национальности Алдуня? (мордовочка)

Наша встреча с Алдуней подходит к концу, ей пора уходить встречать гостей. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке : Вастомазонок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект заняти по рисованию во второй младшей группе "Рисование елей"

Конспект заняти по рисованию во второй младшей группе "Рисование елей"...

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования (пальчиковая живопись). Тема: «Жёлтый одуванчик» Подготовила и провела: Когут Елена Александровна

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования (пальчиковая живопись). Тема: «Жёлтый одуванчик» Подготовила и провела: Когут Елена Александровн...

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Матрёшки в мордовском наряде»

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Матрёшки в мордовском наряде»Программное содержание: Вызвать желание украшать предметы; продолжать учить работать с красками, правильно держать ...

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Бабочка». Рисование пальчиками

Цель: продолжать развитие работы мелких мышц кисти и всей руки, а также зрительного восприятия и произвольного внимания посредством нетрадиционного способа рисования.Задачи:- закреплять умение...

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Бабочка». Рисование пальчиками

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Бабочка». Рисование пальчикамиТема: «Бабочка» (Рисование пальчиками)Цель: продолжать развитие работы мелких мы...

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования. «Травка» (рисование ладошками)

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования.«Травка» (рисование ладошками)Цель: Продолжать учить детей рисовать травку всей ладо...