Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности
рабочая программа по рисованию

Чувашова Татьяна Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности для детей от 3 до 7 лет "Волшебные ручки" заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно- творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества. Нетрадиционная техника рисования помогает увлеч детей, поддерживать их интерес к изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Дополнительная образовательная программа

социально-педагогической направленности

        

                                   

                                          Челябинск

                                         СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ……………………………………………………

2. Учебный план ………………………………………………………………

3. Календарный учебный график…………………………………………… .

4. Содержание программы …………………………………………………..  

5. Содержание программы по предмету……………………………………. .

6. Содержание изучаемого курса……………………………………………. .

7. Организационно-педагогические условия………………………………..

8. Формы аттестации………………………………………………………….

9. Оценочные материалы …………………………………………………….

10. Календарно-тематическое планирование …………………………. …...

11.Приложение ………………………………………………………………..

                   

               «Волшебные ручки»                            

дополнительная общеразвивающая программа                            по изобразительной деятельности

Автор - составитель:

Чувашова Татьяна Александровна

воспитатель первой квалификационной категории

Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности

для детей 3 – 7 лет

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Волшебные ручки» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность программы «Волшебные ручки» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Поэтому необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Именно в дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, обучение детей рисованию в дошкольном образовательном учреждении чаще сводится лишь к традиционным способам передачи полученной информации стандартным набором изобразительных материалов. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

 Новизна и оригинальность программы заключается: в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, исследовательской, учебной); использовании тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала, позволяющего сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного здоровьесберегающего образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.     Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес к изобразительной деятельности, народная роспись помогает воспитывать духовно-нравственные качества детей. Нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. В обучении детей изобразительной деятельности используются здоровьесберегающие образовательные технологии, принцип которых – построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что соответствует его благополучному существованию, обеспечивает комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка. Сюда включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия, свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки, использование поговорок, афоризмов, положительная оценка. Сюда можно отнести приемы арт-терапии: использование музыки, стихов, репродукций. Также важно следить за нагрузкой. В обучении изобразительной деятельности всегда используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки и другие, способствующие здоровьесбережению детей. Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в процессе изобразительной деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания; в старшем дошкольном возрасте дети должны уметь организовать свое рабочее место, правильно пользоваться материально-техническими средствами (материалы, инструменты и принадлежности). Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы по изобразительной деятельности «Волшебные ручки».

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.

 Задачи:

  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,  к собственной деятельности, ее результату.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно

п\п

Тема

Практические занятия

Способ отслеживания (инструментарий)

1.

Введение в

  4 занятия

- участие в конкурсах;

- участие в выставках;

- мастер класс с родителями.

2.

Рисование кистью + трафареты

16  занятий

3.

Рисование гуашью

12  занятий

4.

Рисование сыпучими материалами

8  занятий

5.

Аппликация

10  занятий

6.

Рисование акварелью и мелками

6  занятий

7.

Рисование ладошкой и пальчиком

8 занятий

Всего по программе

64  занятия

Календарный учебный график занятий

на 2019-2020 учебный год.

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

1,3

8,10

15,17

22,24

5, 7

12, 14

19, 21

26., 28

3, 5

4-8

10, 12

17, 19

24, 26

14, 16

17, 21

23, 25

28, 30

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

К

У

У

У

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

4, 6

11, 13

18, 20

25, 27

3,5

10, 12

17, 19

24, 26

2, 7

9,14

16, 21

24, 28

У

У

5, 7

12, 14

19, 21

26,29

1-30

1-31

1-31

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

К

К

К

Условные обозначения:

У- учебные (проводятся занятия) ;      К – каникулы ( занятия не проводятся)

В течение года на освоение программных задач отводится 64 занятия (два раза в неделю)

С 27 декабря по13 января новогодние каникулы.

С 30 мая окончание учебного года.

Регламент занятий установлен МАДОУ самостоятельно с учетом:

- действующих СанПиН (Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049 – 13. XL);

- требований к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации образовательного процесса;

- времени пребывания детей в группе.

Регламент занятий

День недели

Время

№ группы

Вторник

15.10 – 15.40.

15.45. – 16.15.

16.20. – 16.50.

16.55. -  17.25.

Средняя (4,9)

2-я младшая(3гр. №1)

2-я младшая(3гр. №2)

Старшая (6,7,10,11,12)

Четверг

15.10 – 15.40.

15.45. – 16.15.

16.20. – 16.50.

Средняя (4,9)

2-я младшая (1)

Старшая (6,7,10,11,12)

Содержание программы

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  •  учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  •  доступности и посильности;
  •  творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
  •  наглядности;
  •  прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех

      вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения используются различные  формы занятий:

  •  занятие-образ — расширяют образное и творческое мышление воспитанников;
  •  занятие на развитие коммуникативной культуры воспитанников;
  • выставка -  помогает ребенку продемонстрировать результаты собственной работы, а также познакомиться с достижениями других;
  •  конкурс - учит ребенка ситуации соперничества, позволяя адекватно оценивать свои возможности.

Формы  организации  конструктивной  деятельности  воспитанников:

индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые.

Для усвоения воспитанниками материала используются методы:

  • Иллюстративный метод (приобретение знаний через наглядное пособие).
  • Репродуктивный метод (включает применение освоенного на основе образца или примера).
  • Словесный (рассказ, беседа).
  • Наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение проектов  демонстрация).
  • Интегрированный (сочетание различных видов деятельности).
  • Практический (показ приемов работы педагогом, индивидуальная и коллективная работа).
  • Творческий (исследования, поиск материала, творческая работа).
  • Непосредственный контроль  восприятия (анализ и сравнение).

 Программа включает разные виды заданий: 

теоретические, практические и  творческие.

Методическая работа:

Методическая работа направлена на совершенствование образовательного процесса, заключается в  программном обеспечении и повышении  уровня педагогического мастерства, обучении новым педагогическим технологиям, в прохождении курсов повышения квалификации, а также в аналитической работе, участии  в тематических семинаров, мастер-классах и творческих лабораториях.

В   результате   обучения   воспитанники приобретают навыки:

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;
  • выражать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру через рисунок;
  • положительно относится к сотрудничеству с взрослым, с детьми,  к собственной деятельности, ее результату;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности и деятельности товарищей;

Организация образовательного процесса

Набор детей в объединение свободный, без ограничений. Группы, набранные в объединение, проходят последовательное обучение, предусмотренное данной программой. Обучение детей организовано в специально оборудованном кабинете, где находятся все необходимые  материалы, инструменты, наглядные пособия и технические средства.

Продолжительность реализации программы. Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.      

 Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня для второй младшей группы и два раза в неделю для средней, старшей и подготовительной к школе группам..Перерыв между занятиями 5-10 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Структура занятия состоит из нескольких частей:

  • Разминка, игра для пальцев;
  • Постановка задачи;
  • Аналитическая часть (анализ предмета, выделение его характерных особенностей, основных функциональных частей, определение связи между их назначением и строением, планирование процесса создания модели);
  • Обсуждение работы.

Содержание программы по предмету

Программа знакомит детей с различными нетрадиционными методиками и нетрадиционной техникой рисования.

Формирует у детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Закрепляет навыки работы с различными материалами .

В результате обучения дети должны:

  • Овладеть элементарными средствами выразительности (цвет, форма, жесты);
  • Выполнять простейшие виды аппликации;
  • Работать в нетрадиционной технике рисования;
  • приобретать навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности
  • рисуя сказочные образы, передавать признаки сказочности;
  • применять цвет как средство передачи состояния, характера образа (добрый-злой, теплый – холодный и др.) и своего отношения к герою или явлению (нравится-не нравится
  • видеть общее и отличное в похожих объектах изображения( петушок и курочка, воробей и синичка, елочка маленькая и старая ель);
  • уметь в рисунке выразительно передавать образ объектов окружающего мира; изображать типичные и некоторые индивидуальные , характерные признаки предметов и явлений;

Технические навыки и умения.

  • отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом( например, при изображении одуванчика его легкость, воздушность лучше передать цветными карандашами, мелком;
  • правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом (легкость, плавность, размах на различные инструменты), проводить узкие и широкие полосы (концом кисти и плашмя), кольца, точки, дуги, мазки, трилистик;
  • уметь рисовать контур предмета простым карандашом, создавать набросок;
  • уметь подбирать фон бумаги и сочетание красок, цвет пластических материалов для передачи настроения, создания выразительного образа;
  • уметь создавать изображение по представлению, памяти, а также с натуры, анализировать объект, его свойства, устанавливать пространственные , пропорциональные отношения, передавать и их в работе;
  • уметь создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбеливания водой или добавления черного тона в другой, пользоваться палитрой.
  • уметь выполнять работы в различных техниках, отбирать соответствующие материалы.

   Содержание изучаемого курса

Организационно – педагогические условия

Требования к педагогическим кадрам

Программа может реализовываться педагогами дополнительного образования, которые соответствуют требованиям:  

  •  высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю студии;
  •  наличие курсов повышения квалификации в данной области;
  • наличие квалификационной категории (первой, высшей).

Материально-техническое обеспечение программы

  • Материально – техническая база соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Бытовые условия в специализированном кабинете соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.
  • Для успешного  выполнения поставленных задач созданы следующие  организационно педагогические условия:

№ п/п

Пособия и оборудование

Программы, методические пособия

Материал:

  1. акварельные краски, гуашь;
  2. восковые и масляные мелки, свеча;
  3. ватные палочки;
  4. поролон;
  5. трубочки коктельные;
  6. палочки или старые стержни для процарапывания;
  7. матерчатые салфетки;
  8. стаканы для воды;
  9. подставки под кисти;
  10. кисти
  11. картон и бумага различного формата и цвета
  12. кисти круглые и плоские разного размера
  13. клеёнки, доски для лепки
  14. карандаши, фломастеры
  15. баночки для воды
  16.  демонстрационная доска
  17. Столы и стулья (соответствующие возрасту детей)

Пособия:

  1. Наглядно-дидактическое пособие «Гжель»
  2. Наглядно – дидактическое пособие»Хозлома»
  3. Наглядно-дидактическое пособие «Пейзаж»
  4. Наглядно-дидактическое пособие «Натюрморт»
  5. Наглядно-дидактическое пособие «Дымковская роспись»
  6. Наглядно -дидактическое пособие «Портрет»
  7. Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»
  8. Репродукция картины И.И.Левитана «Березовая роща»

Наглядно-демонстрационный материал:

  1. Репродукции картин известных художников
  2. Пособия и изделия народных промыслов
  3. Портреты русских художников

В качестве дидактического материала необходимо иметь:

1. Наглядные пособия, схемы.

2. Тематические образцы изделий.

3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.

4. Детская литература с иллюстрациями художников.

5. Фотографии диких и домашних животных.

6. Литература по искусству.

7. Психолого-педагогическая литература

Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному исскуству. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.

Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: методические рекомендации. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Мэри-Энн Кол Дошкольное творчество, Мн., «Попурри», 2005.

И. А. Лыкова, программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные   ладошки», Карапуз-Дидактика, М., 2007 г. Пантелеева Л.В. «Музей и дети»

Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 80с.

Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2006. – 192с.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество – М.: Мозаика-Синтез, 2005

Формы аттестации

В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание освоения детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -

     Диагностика  освоения программы осуществляется педагогами дополнительного образования. Основная задача диагностики – изучить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить индивидуальную образовательную работу для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Оценочные материалы

В ходе реализации программы применяются следующие способы  контроля.

1 способ - первоначальный контроль предназначен для оценки знаний детей в начале обучения (это тестирование, на основании которого происходит оценка первоначальных способностей детей, набранных в группу).

.2 способ - текущий контроль позволяет объективно оценить и проверить знания и умения детей (полученные по какой-либо большой теме), включает в себя проверку теоретических, практических и творческих навыков детей. Это выполнение тематических композиций, которые могут носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Рабочие выставки дают возможность стимулировать работу детей на выполнение лучшей работы.

3 способ - итоговый контроль подводит итог всем результатам ребенка, достигнутым на каждом этапе текущего контроля.

Формы отслеживания результатов обучения:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

-  тестирование;

- создание проектов;

- диктант;

- участие в конкурсах;

- участие в выставках;

- мастер класс.

Календарно – тематическое планирование

План работы для детей 2-ой младшей группы (3-4 года)

Месяц

Тема

Средства изображения

Октябрь

  1. «Арбузная долька» Рисование кистью

Гуашь, кисти, альбомный лист на каждого ребенка.

  1. «Осень золотая» (Ладошки)

Гуашь, кисти, альбомный лист на каждого ребенка.

  1. «Цыпленок» Рисование мятой бумагой

Гуашь (тычок жесткой кистью), альбомный лист на каждого ребенка

  1. «Виноград» Рисование пальчиком

Гуашь, альбомный лист на каждого ребенка с контуром ветки виноград

Ноябрь

  1. «Маленькая овечка» Аппликация ватой

½ альбомного листа , с нарисованным контуром овечки на каждого ребенка, вата, клей ПВА, кисти, салфетки, игрушка овечка.

  1. «Вышли  цыплята  погулять»

Цветной картон на каждого ребенка, ватные диски, пластилин красного цвета, семена подсолнечника, клей ПВА, кисти, салфетка.

  1. «Ягоды и яблочки» Оттиск пробкой и печаткой картофеля.

Альбомный лист на каждого ребенка, картофель, пробки, гуашь.

  1. «Рябинка» Рисование пальчиками

Альбомный лист, гуашь кисть, салфетка, кисть для докрашивания.

Декабрь

  1. Печать листьями

Листья салата, краски, кисть, салфетки, альбомный лист.

  1. «Елочные игрушки» Аппликация разными материалами

Вырезанные круги из плотного картона, пластилин, семена, конфети, веревочка.

  1. Рисуем трафаретами «Зимний лес»

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь синяя, белая, салфетки для рук, разные трафареты на выбор, картина зимнего пейзажа.

  1. Панно «Елочка красавица»

Картонная тарелочка,вырезанная елочка из гофрированного картона на каждого ребенка, клей ПВА, кисть, салфетки, семена, крупа, конфети.

Январь

  1. «Мухомор» Рисование пальчиком

Цветной картон с нарисованным контуром гриба мухомора на каждого ребенка, гуашь.

  1. «Цветочек» рисование втулкой от туалетной бумаги.

Альбомный лист на каждого ребенка, втулка , гуашь, кисть.

  1. «Ягодка» Рисование кистью  и ватными палочками.

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, ватные палочки, салфетки для рук.

  1. «Валеночки» Рисование ватными палочками + аппликация ватой

Картон в форме валеночка белого цвета на каждого ребенка, гуашь, вата, ватные палочки.

Февраль

  1. Животные Африки «Жираф» Рисование ладошкой

Листы для акварели, гуашь, кисти, салфетки для рук, игрушка жираф.

  1. Рамка для фотографии Аппликация

Крашеные макароны, ракушки, морской песок, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетки для рук.

  1. Галстук для папы.Рисование мелками и акварелью

Галстуки различной формы и расцветки (галстук-полоска; галстук-бабочка), мелки, акварель, кисти.

  1. Панно «Разноцветные круги» Рисование трафаретами

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, разносы, стаканчики разного диаметра, кисть, салфетка для рук.

Март

  1. «Чудо – букет» Рисование ладошками

Тонированный лист бумаги с нарисованным контуром цветочного горшка, гуашь, салфетки для рук.

  1. «Яичница» Аппликация

Картон черного цвета в форме сковороды, цветная бумага желтого цвета, салфетки белого цвета, клей ПВА.

  1. «Варежки» Рисование ватными палочками + аппликация с ватой.

Картон в форме рукавички на каждого ребенка белого цвета, гуашь, ватные палочки, вата, клей ПВА.

  1. «Снежинки»  Тычок жесткой полусухой кистью

Альбомный лист на каждого ребенка, тычок, гуашь.

Апрель

  1. ««Ракета в космос»

Вырезанный из альбомного листа контур ракеты на каждого ребенка, гуашь, кисть, салфетки для рук.

  1. «Космос» Рисование восковыми мелками и акварелью

Альбомный лист на каждого ребенка, восковые мелки, акварель, кисти.

  1. «Мимоза»

Тонированный лист бумаги голубого цвета на каждого ребенка, гуашь.

  1. «Рыбка в аквариуме» Рисование ладошкой

Альбомный лист с нарисованным аквариумом, гуашь, кисти, салфетки для рук, игрушечная рыбка в аквариуме.

Май

  1. «Жили у бабуси два веселых гуся»

Рисование ладошкой

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, салфетки для рук.

  1. «Божья коровка»

Рисование гуашью и кистью

Альбомный лист в форме божьей коровки на каждого ребенка, гуашь, кисть,

  1. «Яблоки поспели» Рисование кистью + трафареты

Альбомный лист на каждого ребенка в форме яблони, гуашь, кисть, разные по форме и материалу трафареты, кисти, салфетки для рук.

  1. «Виноград» Рисование  пальчиками

Альбомный лист с контуром кисти винограда на каждого ребенка, гуашь, салфетки для рук, кисти для дорисовки.

ВСЕГО

32   занятия

План работы для детей среднего возраста 4 – 5 лет

Месяц

Тема

Средства изображения

Октябрь

  1. «Арбузная долька» Рисование кистью

Гуашь, кисти, альбомный лист на каждого ребенка.

  1. «Осень золотая» (Ладошки)

Гуашь, кисти, альбомный лист на каждого ребенка.

  1. Аппликация из салфеток «Березка»

Гуашь, кисть, салфетки, цветной картон на каждого ребенка.

  1. Цыпленок

Гуашь (тычок жесткой кистью), альбомный лист на каждого ребенка

  1. «Ежик» Аппликация из ладошек

Гуашь, кисть для дорисовки, альбомный лист на каждого ребенка.

  1. Рисование крупой «Грибок»

Цветной фон с нарисованным контуром гриба, крупа (Гречка, рис, кукурузная крупа), песок, клей ПВА, кисти, клеенки, салфетки, листья разных деревьев.

  1. Рисование ватными палочками «Ветка рябины»

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, ватные палочки, ветка рябины в вазе.

  1. Рисование сухой кистью с использованием трафарета «Пушистый котенок»

Мягкая игрушка кошки, альбомный лист согнутый пополам на одной стороне которого вырезанный трафарет кошки, тычки на каждого ребенка, гуашь.

Ноябрь

  1. Маленькая овечка

½ альбомного листа , с нарисованным контуром овечки на каждого ребенка, вата, клей ПВА, кисти, салфетки, игрушка овечка.

  1. «Вышли  цыплята  погулять»

Цветной картон на каждого ребенка, ватные диски, пластилин красного цвета, семена подсолнечника, клей ПВА, кисти, салфетка.

  1. «Лебеди на пруду»
  2. Аппликация

Цветной синий картон на каждого ребенка, заготовка лебедя, белые полоски бумаги с контурными линиями, ножницы, клей ПВА, кисти.

  1. Медведи осенью

Альбомный лист бумаги на каждого ребенка, трафареты медведей, игрушка- медведь, гуашь, тычок на каждого ребенка.

  1. Дикие животные готовятся к зиме

Нарисованный лес, шаблоны животных, вырезанные из картона (лиса, белка, медведь, волк, заяц), цветные нитки, клей ПВА, кисти, салфетки, вата.

  1. Пластилинография «Синичка»

Плотный картон, набор пластилина, салфетки для рук, доска, сетка, игрушка синичка.

  1. Маленький зайчик

½ альбомного листа с нарисованным контуром зайчика на каждого ребенка, вата, клей ПВА, кисти, салфетки, игрушка зайчик.

  1. Зимнее дерево

Альбомный лист, гуашь белая и синяя, кисть, салфетка, иллюстрация зимнего пейзажа.

Декабрь

  1. Печать листьями

Листья салата, краски, кисть, салфетки, альбомный лист.

  1. «Медведь зимой»

Альбомный лист, трафареты медведей, гуашь синяя и белая, тычок, игрушка медведь.

  1. «Морозные узоры»

Восковые карандаши, акварель, кисти, салфетки для рук.

  1. «Елочка» рисование ладошкой

Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетки для рук.

  1. «Елочные игрушки»

Вырезанные круги из плотного картона, пластилин, семена, конфети, веревочка.

  1. Рисуем трафаретами «Зимний лес»

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь синяя, белая, салфетки для рук, разные трафареты на выбор, картина зимнего пейзажа.

  1. Панно «Елочка красавица»

Картонная тарелочка,вырезанная елочка из гофрированного картона на каждого ребенка, клей ПВА, кисть, салфетки, семена, крупа, конфети.

  1. Рисование способом «Набрызг» при помощи зубной щетки.

Картон белого цвета на каждого ребенка, шаблон дерева, вырезанные снежинки, гуашь белого цвета, кисть, зубная щетка, салфетка для рук, палочка.

Январь

  1. Рисование манкой «Веселый снеговик»

Манка, листы цветного картона, клеенка, клей ПВА, кисточка, пуговицы, готовые глазки.

  1. Аппликация рваной салфеткой «Дерево зимой»

Цветной картон на каждого ребенка, силуэт ствола дерева, салфетки белого цвета, кисти, клеенка, салфетка для рук.

  1. «Пингвины на льдине»

Цветной картон синего цвета  ½ листа на каждого ребенка, трафареты пингвинов, игрушка пингвин, клей ПВА, черная цветная бумага, ножницы, готовые глазки.

  1. «Цветочек» рисование втулкой от туалетной бумаги.

Альбомный лист на каждого ребенка, втулка , гуашь, кисть.

  1. «Совушки зимой» рисование ватными палочками

Цветной черный картон ½ листа на каждого ребенка, ватные палочки, гуашь, кисть.

  1. «Мухомор» рисование пальчиком.

Цветной картон с нарисованным контуром гриба мухомора на каждого ребенка, гуашь.

  1. «Ягодка» Рисование кистью  и ватными палочками.

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, ватные палочки, салфетки для рук.

  1. «Бабочка» рисование в технике монотипия.

Альбомный лист на каждого ребенка согнут пополам, гуашь, кисть для дорисовки.

Февраль

  1. Животные Африки «Жираф» Рисование ладошкой

Листы для акварели, гуашь, кисти, салфетки для рук, игрушка жираф.

  1. Рамка для фотографии Аппликация

Крашеные макароны, ракушки, морской песок, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетки для рук.

  1. «Валеночки» Рисование ватными палочками + аппликация ватой

Картон в форме валеночка белого цвета на каждого ребенка, гуашь, вата, ватные палочки.

  1. Подарок папе. Пластилинография.

Картонная основа, пластилин зеленого, желтого. Белого и синего цвета, Макароны, игрушки – транспорт.

  1. Галстук для папы.Рисование + аппликация

Цветная бумага, лоскутики и полоски ткани разной расцветки, ножницы, простые карандаши, фломастеры. Галстуки различной формы и расцветки (галстук-полоска; галстук-бабочка)

  1. Открытка «Самолет» Рисование набрызгом

Альбомный лист на каждого ребенка, трафарет самолета, зубная щетка, краска синего цвета, салфетка для рук.

  1. Панно «Разноцветные круги» Рисование трафаретами

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, разносы, стаканчики разного диаметра, кисть, салфетка для рук.

  1. «Мороженое» Рисуем ватой

Тонированный альбомный лист бумаги с нарисованным контуром цветочного горшка, гуашь, салфетки для рук, вата, вырезанная креманка.

Март

  1. «Чудо – букет» Рисование ладошками

Тонированный лист бумаги с нарисованным контуром цветочного горшка, гуашь, салфетки для рук.

  1. «Пингвин»

Аппликация

Шаблон пингвина, черный картон, глазки, клюв, лапы, салфетки белые, клей, кисти.

  1. «Ромашки» Пластилинография + аппликация

Картон ½ листа синего цвета, ватные палочки, пластилин желтого цвета, цветная бумага зеленого цвета, клей ПВА.

  1. «Яичница» Аппликация

Картон черного цвета в форме сковороды, цветная бумага желтого цвета, салфетки белого цвета, клей ПВА.

  1. «Солнышко» Рисование вилкой

Тонированный лист бумаги голубого цвета, на каждого ребенка, вилка, гуашь , салфетки для рук.

  1. «Первые подснежники»  Работа с ватными дисками и пластилином

Тонированный лист бумани серого цвета на каждого ребенка, пластилин, ватные диски.

  1. «Варежки» Рисование ватными палочками + аппликация с ватой.

Картон в форме рукавички на каждого ребенка белого цвета, гуашь, ватные палочки, вата, клей ПВА.

  1. Плывет кораблик Аппликация

Картон голубого цвета, гофрированная бумага синего, вишневого, желтого цвета, салфетки белого цвета, клей, кисти, клеенка.

Апрель

  1. «Цирковая собачка» Аппликация из смятой салфетки

Салфетки белого цвета, цветной картон ½ листа с нарисованным контуром собачки, клей ПВА, кисти, иллюстрации с изображением цирка.

  1. «Веселый клоун» Панно

Картонная тарелочка, вырезанный из салфетки контур клоуна. Поролон красного, желтого зеленого цвета, клей, кисти, салфетка.

  1. «Ракета в космос»

Вырезанный из альбомного листа контур ракеты на каждого ребенка, гуашь, кисть, салфетки для рук.

  1. «Космос» Рисование восковыми мелками и акварелью

Альбомный лист на каждого ребенка, восковые мелки, акварель, кисти.

  1. «Пчелки» Рисование кистью

Тонированный лист бумаги голубого цвета на каждого ребенка, гуашь, кисти.

  1. «Прилетели птицы»  Аппликация салфеткой

Картон тонированный голубым цветом, гофрированная бумага коричневого, зеленого и салфетка желтого цвета, готовая птичка .

  1. «Рыбка в аквариуме» Рисование ладошкой

Альбомный лист с нарисованным аквариумом, гуашь, кисти, салфетки для рук, игрушечная рыбка в аквариуме.

  1. «Рыбки» Пластилинография

Силуэты рыбок, пластилин, семена тыквы, дыни, арбуза, пайетки, бисер, ракушки, морской и речной песок.

Май

  1. «Душистая веточка»

Рисование гуашью + аппликация салфеткой

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь коричневого цвета, салфетки желтого, зеленого, розового и белого цвета, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетки для рук.

  1. «Цыпленок» Аппликация из ниток

Цветной картон для фона, вырезанный шаблон яйца с нарисованным контуром цыпленка, цветные нитки, клей ПВА, кисти, салфетки для рук, фломастер красного цвета.

  1. «Праздничный салют» Рисование трубочкой

Альбомный лист бумаги на каждого ребенка, звезда вырезанная на каждого ребенка, георгиевская лента, трубочка для коктейля разрезанная вдоль на несколько полосочек, тарелочка с гуашью.

  1. «Божья коровка»

Рисование гуашью и кистью

Альбомный лист в форме божьей коровки на каждого ребенка, гуашь, кисть,

  1. «Одуванчики» Аппликация

Цветной картон голубого цвета, салфетки желтого цвета, цветная бумага зеленого цвета или салфетки зеленого цвета, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетка для рук.

  1. «Цветочная полянка» Рисование кистью + трафареты

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, разные по форме и материалу трафареты, кисти, салфетки для рук.

  1. «Виноград» Рисование  пальчиками

Альбомный лист с контуром кисти винограда на каждого ребенка, гуашь, салфетки для рук, кисти для дорисовки.

  1. «Березка распустилась» Рисование кистью и гуашью

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, салфетки для рук.

ВСЕГО

64    занятия

   

           План работы с детьми старшей  (5 – 6 лет)

         и подготовительной к школе группам ( 6 – 7 лет)

Месяц

Тема

Средства изображения

Октябрь

  1. «Виноград» Пластилинография

Бумажные тарелочки на каждого ребенка, пластилин красного, черного  и зеленого цвета, ножницы, семена арбуза.

  1. «Осень золотая»  Рисование отпечатками листьев

Гуашь, кисти, альбомный лист на каждого ребенка, листья разных пород деревьев, салфетки, корзина с листьями.

  1. Аппликация из салфеток «Осенние деревья»

Гуашь, кисть, салфетки, цветной картон на каждого ребенка.

  1. «Цыпленок» Рисование вилкой

Гуашь, вилка, салфетка, альбомный лист на каждого ребенка.

  1. «Ежик» Аппликация из ладошек

Гуашь, кисть для дорисовки, альбомный лист на каждого ребенка, ножницы, клей ПВА, клеенка, цветная бумага, карандаш, готовые глазики, кисточки.

  1. Рисование крупой «Подберезовики»

Крупа (Гречка, рис, кукурузная крупа), песок, клей ПВА, кисти, клеенка,гуашь.

  1. «Веселые паучки» Рисование техникой кляксография

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, трубочки коктейльные, игрушка паучок, салфетки.

  1. Рисование сухой кистью с использованием трафарета «Пушистый котенок»

Мягкая игрушка кошки, альбомный лист согнутый пополам на одной стороне которого вырезанный трафарет кошки, тычки на каждого ребенка, гуашь.

Ноябрь

  1. «Маленькая овечка» Работа с ватой

½ альбомного листа , с нарисованным контуром овечки на каждого ребенка, вата, клей ПВА, кисти, салфетки, игрушка овечка, прищепки, ватные палочки.

  1. «Вышли  цыплята  с курочкой – мамой погулять»

Цветной картон на каждого ребенка, ватные диски, пластилин красного цвета, семена подсолнечника, клей ПВА, кисти, салфетка.

  1. «Лебеди на пруду»

Объемная аппликация

Тарелочка на каждого ребенка, заготовка лебедя, белые полоски бумаги с контурными линиями, ножницы, клей ПВА, кисти.

  1. Медведи осенью Аппликация

Альбомный лист бумаги на каждого ребенка, трафареты медведей, игрушка- медведь, гуашь, тычок на каждого ребенка, рассыпчатая заварка, тычок.

  1. Дикие животные готовятся к зиме

Нарисованный лес, шаблоны животных, вырезанные из картона (лиса, белка, медведь, волк, заяц), цветные нитки, клей ПВА, кисти, салфетки, вата.

  1. Пластилинография «Птички»

Плотный картон, набор пластилина, салфетки для рук, доска, сетка, игрушки разных птичек .

  1. Маленький зайчик

Рисуем ватными палочками

½ альбомного листа с нарисованным контуром зайчика на каждого ребенка, вата, кисти, ватные палочки, салфетки, игрушка зайчик.

  1. Зимнее дерево

Аппликация

Альбомный лист затушеванный в голубой цвет, гуашь белая и синяя, кисть, салфетка, иллюстрация зимнего пейзажа.

Декабрь

  1. Медвежонок «Умка» Рисуем ватными палочками и кистью

Альбомный лист затушеван фиолетовым цветом на каждого ребенка, белая гуашь, кисть, ватные палочки.

  1. «Морж» Пластилинография + гуашь

Альбомный лист на каждого ребенка , пластилин, кисти.

  1. «Морозные узоры» Рисование гуашью и кистью

Цветная бумага синего или фиолетового цвета в форме окна, белая гуашь, тонкая кисть.

  1. «Елочка» рисование ладошкой

Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетки для рук.

  1. «Елочные игрушки» Рисование + пластилинография

Вырезанные круги из плотного картона, пластилин, семена, конфети, веревочка.

  1.  «Зимний лес» Рисуем трафаретами и набрызгом

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь синяя, белая, салфетки для рук, разные трафареты на выбор, картина зимнего пейзажа.

  1. Панно «Елочка красавица»

Картонная тарелочка,вырезанная елочка из гофрированного картона на каждого ребенка, клей ПВА, кисть, салфетки, семена, крупа, конфети и разные украшения.

  1. Рисование способом «Набрызг» при помощи зубной щетки.

Картон белого цвета на каждого ребенка, шаблон дерева, вырезанные снежинки, гуашь белого цвета, кисть, зубная щетка, салфетка для рук, палочка.

Январь

  1. «Сказочный лес» Аппликация из белых салфеток

Цветной картон синего цвета, салфетки белые клей ПВА,  

  1. «Кактус» Рисование ладошкой

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, салфетки для рук, кисти.

  1. «Пингвины на льдине»

Цветной картон синего цвета  на каждого ребенка, трафареты пингвинов, игрушка пингвин, клей ПВА, черная цветная бумага, ножницы, готовые глазки.

  1. «Букет любимых цветов» рисование втулкой от туалетной бумаги.

Альбомный лист на каждого ребенка, втулка , гуашь, кисть.

  1. «Совушки зимой» рисование ватными палочками

Цветной черный картон или затонированный черной гуашью лист на каждого ребенка, ватные палочки, гуашь, кисть.

  1. «Котик играет на пианино»

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть.

  1. «Лебедь в пруду» Рисование гуашью

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, салфетки для рук.

  1. «Бабочка» рисование в технике монотипия.

Альбомный лист на каждого ребенка согнут пополам, гуашь, кисть для дорисовки.

Февраль

  1. «Поле с одуванчиками» Рисование ватными палочками и кистью

Альбомный лист затонированный в светло-зеленый цвет на каждого ребенка, гуашь, ватные палочки, кисти.

  1. Рамка для фотографии Аппликация

Крашеные макароны, ракушки, морской песок, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетки для рук.

  1. «Валеночки» Рисование ватными палочками + аппликация ватой

Картон в форме валеночка белого цвета на каждого ребенка, гуашь, вата, ватные палочки.

  1. Подарок папе. Пластилинография.

Картонная основа, пластилин зеленого, желтого. Белого и синего цвета, Макароны, игрушки – транспорт.

  1. «Зайцы в лесу» Ватные диски

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисти, ватные диски.

  1. Открытка «Самолет» Рисование кистью

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисти, салфетки для рук.

  1. Панно «Разноцветные круги» Рисование трафаретами

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, разносы, стаканчики разного диаметра, кисть, салфетка для рук.

  1. «Аист» Рисование кистью и гуашью

Тонированный альбомный лист бумаги голубого цвета, гуашь, кисти, салфетки для рук.

Март

  1. «Чудо – букет» Рисование вилкой

Тонированный лист бумаги синего цвета, гуашь, салфетки для рук, вилки.

«Вербочки»

Рисование гуашью и кистью

Альбомный лист затонированный голубым цветов на каждого ребенка, гуашь, кисти,

  1. «Ромашки» Пластилинография + аппликация

Картон ½ листа синего цвета, ватные палочки, пластилин желтого цвета, цветная бумага зеленого цвета, клей ПВА.

  1. «Панда» Рисуем тычком или трафаретами.

Альбомный лист затушеванный красным цветом, гуашь, кисть, тычок.

  1. «Сова на ветке» Рисуем кистью

Тонированный лист бумаги голубого цвета, на каждого ребенка, гуашь , салфетки для рук, гуашь.

  1. «Первые подснежники»  Пластилинография + аппликация

Тонированный лист бумани серого цвета на каждого ребенка, пластилин, ватные диски.

  1. «Варежки» Рисование ватными палочками + аппликация с ватой.

Картон в форме рукавички на каждого ребенка белого цвета, гуашь, ватные палочки, вата, клей ПВА.

  1. Плывет кораблик Аппликация

Картон голубого цвета, гофрированная бумага синего, вишневого, желтого цвета, салфетки белого цвета, клей, кисти, клеенка.

  1. «Тюльпаны в вазе»

Рисуем кистью

Альбомный лист затушеван желтым цветом, гуашь, кисти,

Апрель

  1. «Цирковая собачка» Аппликация из смятой салфетки

Салфетки белого цвета, цветной картон ½ листа с нарисованным контуром собачки, клей ПВА, кисти, иллюстрации с изображением цирка.

  1. «Веселый клоун» Панно

Цветные заготовки для поделки, ножницы, клей ПВА, цветной картон.

  1. «Ракета в космос» Объемная аппликация

Втулка от туалетной бумаг и, гуашь, салфетки желтого и красного цвета, кисти, клей ПВА, цветная бумага.

  1. «Космос» Рисование восковыми мелками и акварелью

Альбомный лист на каждого ребенка, восковые мелки, акварель, кисти.

  1. «Пчелки на лесной лужайке»

 Рисование кистью

Тонированный лист бумаги голубого цвета на каждого ребенка, гуашь, кисти.

  1. «Прилетели птицы»  Аппликация салфеткой

Картон тонированный голубым цветом, гофрированная бумага коричневого, зеленого и салфетка желтого цвета, готовая птичка .

  1. «Рыбка в аквариуме» Рисование ладошкой

Альбомный лист с нарисованным аквариумом, гуашь, кисти, салфетки для рук, игрушечная рыбка в аквариуме.

  1. «Рыбки» Пластилинография

Силуэты рыбок, пластилин, семена тыквы, дыни, арбуза, пайетки, бисер, ракушки, морской и речной песок.

Май

  1. «Душистая веточка»

Рисование гуашью + аппликация салфеткой

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь коричневого цвета, салфетки желтого, зеленого, розового и белого цвета, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетки для рук.

  1. «Цыпленок» Аппликация из ниток

Цветной картон для фона, вырезанный шаблон яйца с нарисованным контуром цыпленка, цветные нитки, клей ПВА, кисти, салфетки для рук, фломастер красного цвета.

  1. «Праздничный салют» Рисование трубочкой

Альбомный лист бумаги на каждого ребенка, звезда вырезанная на каждого ребенка, георгиевская лента, трубочка для коктейля разрезанная вдоль на несколько полосочек, тарелочка с гуашью.

  1. «Божья коровка»

Рисование гуашью и кистью

Альбомный лист в форме божьей коровки на каждого ребенка, гуашь, кисть,

  1. «Одуванчики» Аппликация

Цветной картон голубого цвета, салфетки желтого цвета, цветная бумага зеленого цвета или салфетки зеленого цвета, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетка для рук.

  1. «Цветочная полянка» Рисование кистью + трафареты

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, разные по форме и материалу трафареты, кисти, салфетки для рук.

  1. «Котенок греется на солнышке» Рисование кистью и гуашью

Альбомный лист затонированный желтым цветом на каждого ребенка, гуашь, салфетки для рук, кисти ,

  1. «Здравствуй летний лес!» Рисование кистью и гуашью

Альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисть, салфетки для рук.

ВСЕГО

64    занятия

Список литературы

1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – Москва: Лист, 1998. – 144с.

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития, Академия К˚, 1998. – 256с.

3. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны, 2007. – 80с

4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 80с.

5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2006. – 192с.

6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство Пресс, 2004 – 128с.

7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004 – 128с.

8. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. -Москва: издательство Мозаика - Синтез, 2007г.

9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. –Москва: ООО Попурри, 2005. – 256с.

10.Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

11.Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство АСТ; Издательство Астрель, 2005. – 63с.

12.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва: Карапуз – Дидактика, 2006. – 108с.

13..Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

14.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

15.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

  •  рисование пальчиками;
  •  оттиск печатками из картофеля;
  •  тычок жесткой полусухой кистью;
  •  рисование ватными палочками;
  •  рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  •  оттиск поролоном;
  •  оттиск печатками из ластика;
  •  восковые мелки + акварель;
  •  свеча + акварель;
  •  отпечатки листьев;
  •  рисунки из ладошки;
  •  волшебные веревочки;
  •  печать по трафарету;
  •  набрызг;
  •  тычкование – тычок жесткой полусухой кистью;
  •  пластилинография;
  •  рисование ватными палочками;
  •  печать пробками.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  •  кляксография с трубочкой;
  •  кляксография обычная;
  •  монотипия пейзажная;
  •  монотипия предметная;
  •  печать по трафарету;
  •  рисование мятой бумагой
  •  кляксография обычная
  •  пластилинография.
  •  рисование зубочисткой; 
  •  рисование мыльными пузырями;
  •  рисование рулаками;
  •  рисование ребром ладони.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Ступеньки к Богу"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ«Муниципальное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение  ...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"

Программа  «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....

Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"

Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Маленький актер"

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важнейшей задачей эстетического воспитания является ф...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Мастера речи»

Программа направлена на организацию клуба для родителей. Для повышения их педагогической компетенции и  эффективности логопедической помощи воспитанникам....

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «LEGO-конструирование».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 424 г. Челябинска»           Дополнительная образователь...