Конспект занятия "Знакомство детей с живописью" средняя группа
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Кузнецова Галина Викторовна

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_detey_s_zhivopisyu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему «Знакомство с живописью»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Цель: Дать детям понятие о живописи как о виде искусства.

Задачи:

Образовательные: Рассказать о технике исполнения живописи: масляная, акварельная, пастельная.

Развивающие: Дать представления о технике живописи: украшает интерьер зданий, воздействует на мысли и чувства зрителей.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: пейзаж, натюрморт, портрет, живопись, масляные краски, пастель.

Воспитательные: Формировать эстетическое отношение к живописи.

Демонстрационный материал: репродукции картин: В.Серов «Девочка с персиками», И.Левитан «Золотая осень», П.Кончаловский «Сирень в корзине», набор открыток, мольберт.

Раздаточный материал: альбомные листы формата А4, краски и кисти по количеству детей.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и бесед по ним, физминутка «Я раскрашу целый свет!», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, нацеливание на продолжение изучения материала.

Ход НОД:

I часть  

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе новая картина – «Лесная поляна» неизвестного художника. Нравится она вам? Чем? Почему художник выбрал именно этот уголок природы? (Подвести детей к выводу, что поляна очень красивая, понравилась художнику, и он решил этой красотой поделиться с нами).

РЕКЛАМА


II часть  Воспитатель читает загадку:

Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется… ПЕЙЗАЖ!
(Э.Успенский)

Да, наша новая картина – пейзаж. Посмотрите еще один пейзаж – картину Левитана «Золотая осень». Какую же картину мы можем назвать пейзажем? (ответы детей – на которой может быть изображены лес, речка…) Ребята, художники, которые рисуют пейзажи, называются пейзажистами. Если вы в городе, на берегу реки, в парке увидели человека с раскрытым этюдником (так называют ящичек, где хранятся все необходимые художнику принадлежности), у вас есть счастливая возможность увидеть, как рождается пейзаж. Подойдите, посмотрите – только не мешайте художнику вопросами и замечаниями.

Слушайте мою вторую загадку:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед –
Обязательно картина
Называется… ПОРТРЕТ!
(Э.Успенский)

А какую картину мы можем назвать портретом? (Ответы детей.) Посмотрите, вот портрет девочки. Называется он «Девочка с персиками». Девочку зовут Вера. Она была дочкой друга художника – Саввы Ивановича Мамонтова. Нравится ли вам девочка? А нравилась ли она художнику? Почему он решил нарисовать именно ее? (Подвести детей к мысли, что художник рисует не все, что видит, а то, что необычно, красиво.) Художник, который рисует портреты, называется портретистом. Чаше всего опыт портретиста художник приобретает, изображая самого себя. Портрет, где изображен сам автор, называется автопортретом.

Последняя загадка:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это… НАТЮРМОРТ!
(Э.Успенский)

Какую же картину можно считать натюрмортом? Всмотритесь в этот натюрморт. Он называется «Сирень в корзине». Чем впечатлила сирень художника, что он решил изобразить именно ее? (Ответы детей.) А откуда вы знаете, что художник думал именно так? Да, он так передал красоту веток сирени, что у нас возникли те же чувства, что и у автора.

Во Франции и Италии дали название этому жанру как «мертвая природа», а в Голландии, Германии и Англии говорят «спокойная жизнь, недвижная жизнь». Мы же вслед за французами повторяем: «натюрморт».

Натюрморт изображает существующие в действительности, реальные предметы, которые окружают людей. Вполне возможно, что за основу могут взять как неодушевленные предметы (кухонная утварь и предметы быта), так и «живую природу» - рыб, бабочек, птиц, цветы. В Китае Средних веков был распространен жанр под названием «цветы-птицы».

У нас в России как самостоятельный жанр натюрморт появился в восемнадцатом веке. Первые картины представляли собой натуралистическое изображение — художники представляли вещи в стиле «натюрель». Обычно фоном служила деревянная стена, на которой как настоящие представали перед зрителями книги, часы и диковинные предметы.

А скажите, дети, чем рисуют художники? Да, кистью и красками. Но краски бывают не только акварельные, но и масляные. Приглядитесь: на картине видны мазки кисти – тоненькие полосочки. Это следы от волосков кисти. Эта картина написана масляными красками. А эта картина как бы прозрачная, она написана акварелью (показать обычную акварель, палитру, тюбики масляной краски). Есть еще пастель. Вы на занятиях пользовались ей. А художники создавали целые картины, пользуясь и пастелью, и акварельными красками.

Дать детям для рассматривания набор открыток с репродукциями картин известных художников, попросить выбрать понравившуюся и определить ее жанр.

А вы хотите нарисовать такую картину, чтобы другие тоже поняли, почему вы нарисовали именно это? Проходите к мольбертам, там вас уже ждут бумага, краски и кисти, и нарисуйте портрет, пейзаж или натюрморт – что вам больше нравится.

(Убрать все картины и репродукции, чтобы дети не срисовывали).

III часть Дети со своими работами становятся в круг. Рассматривают рисунки других детей.

– Ребята, сегодня вы были художниками. И еще много узнали о таком виде искусства, как живопись. А где можно увидеть настоящие картины? (В музее) А вам хочется сходить в музей? Скоро мы с вами туда пойдем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД детей подготовительной логопедической группы «Проделки Злой Волшебницы»

Познавательное развитие детей и формирование мотивационной готовности к обучению в школе....

Конспект для детей второй младшей группы на тема : « Прогулка в весенний лес»

формировать умение идентифицировать название животных с его изображениемобогащать словарь детей за счет прилагательных (теплая, ароматная , душистая , солнечная и т.д. );развивать  связанную речь...

Конспект ОД детей в младшей группе «Заучивание потешки «Мыши водят хоровод…» с использованием мнемотехники

Занятие поможет познакомить детей с русской народной потешкой;   научить запоминать ее опираясь на картинки, проговаривать отдельные слова, понимать их значение;развивать любознательность, и...

Конспект ННОД детей 2 младшей группы по теме "Сказка для зайчика"

Активизация музыкально-театрализованных умений детей через игровую ситуацию...

Конспект НОД детей 1 младшей группы на тему "Осенние листья"

Образовательные области:Речевое развитиеПознавательное развитиеСоциально-коммуникативное развитиеХудожественно-эстетическое развитие...

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 года) по теме «Маленькие фокусники». Это конспект познавательного и исследовательского занятия по изучению свойств воды через фокусы.

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 года) по теме «Маленькие фокусники». Это конспект познавательного и исследовательского занятия по изучению свойств воды через фокусы....

Конспект рассказа детей по игрушке. Группа: средняя группа Тема: «Зайкины друзья»

Конспект рассказа детей по игрушке.Группа: средняя группаТема:  «Зайкины друзья»Цель: создание благоприятных условий для формирования умения составлять рассказ по игрушке, последовате...