Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга красок».
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Роутенберг Галина Викторовна

Цель программы: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи программы:

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
  • Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
  • Развивать цветовосприятие и зрительно - двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
  • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применениям.
  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_krasok-2.docx65.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 города Шимановска»

Принята                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                                                                                     Заведующий МАДОУ №16

педагогического совета                                                                                      _________М. А.Спасская

№ 1 от «  »            2021г                                                                                           «   »               2021г

                                                                                                                                                   

                                                                                                                       

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа  

«Радуга красок».

Направленность: художественная

Возраст: 5-6 лет

Сроки реализации :1 год

Уровень программы: базовый  

Составитель

Роутенберг Галина Викторовна,

воспитатель

г. Шимановск, 2021г

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.

  1. Пояснительная записка.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: художественная.

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы. Программа дополнительного образования «Радуга красок» разработана с целью развития у детей 5-6 лет умения видеть и понимать красоту окружающего мира, воспитания культуры чувств, развития художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитания целеустремленности, творческой самореализации личности Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Нормативно - правовую основу разработки программы «Радуга красок» составляют:

  1. Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 8 декабря 2020 года;
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжения   Правительства РФ 04.09.2014 № 1726-р.) и план мероприятий по ее реализации на 2015-2020 гг.;
  3. СанПиН 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2, зарегистрировано министерством юстиции Российской Федерации 29.01.2021г., регистрационный №62296;
  4.  «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р г.);
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242 «О направлении информации»;
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  7. Устав МОАУ ДО «Центр детского творчества города Шимановска».

Отличительные особенности программы, новизна.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и последующим обучением.

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов. Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит. Побуждает детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы. Поощряет и поддерживает детские творческие находки.

Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное программы «Радуга красок» - желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно.

Данная программа способствует развитию у детей творческих способностей таких, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Радуга красок».

Адресат программы - дети 5-6 лет.

Характеристика возрастных особенностей развития детей 5-6 лет.

В этом возрасте развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер, достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов, систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Срок освоения программы: 1 год (33 недели, 33 часа).

Форма обучения: очная.

Уровень освоения программы: базовый.

Особенности организации образовательного процесса.

Форма реализации образовательной программы – традиционная.

Организационные формы обучения – всем составом.

Занятия проводятся в старшей группе. Численный состав: оптимально     - 12 человек, допустимое количество обучающихся – 15 человек.

 Режим занятий: занятия по программе «Радуга красок» проводятся 1 раз в неделю. Общая продолжительность занятия составляет 25 минут. Состав группы постоянный, дети одного возраста.

  1. Цель и задачи:

Цель программы: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи программы:

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
  • Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
  • Развивать цветовосприятие и зрительно - двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
  • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применениям.
  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
  1. Содержание программы.

Учебный план.

Название разделов,

 темы.

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Рисование восковыми мелками +акварель:

1. Осенние цветы.

1

1

Вводный контроль

2

Метод: тычок жесткой полусухой кистью:

1.Ёжики.

2.Лесные звери.

3.Пушистый кот.

4.Лесные звери зимой.

5. «Салют в День Победы».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Текущий контроль

Текущий контроль

Текущий контроль

Текущий контроль

Текущий контроль

3

Монотипия:

1.Бабочки, которых я видел летом.

2.Небо при закате солнца. (монотипия по сырому)

3.Белый лебедь. (монотипия по сырому)

1

1

1

1

1

1

Текущий контроль

Текущий контроль

Текущий контроль

4

Печать листьями:

1.Осенний лес.

2.Божья коровка.

1

1

1

1

Текущий контроль

Текущий контроль

5

Рисование по трафарету:

1.Верные друзья.

2.Натюрморт «Цветы».

1

1

1

1

Текущий контроль

Текущий контроль

6

Рисование ладошками:

1.Голубь – символ мира.

2.Сказочная птица.

1

1

1

1

Текущий контроль

Текущий контроль

7

Пуантилизм (тычок ватной палочкой):

1.В садах созрели яблоки.

2.Подснежники.

1

1

1

1

Текущий контроль

Текущий контроль

8

Кляксография:

1.«Страна Кляксография».

2. Животных, которых я сам придумал.

3. «Морозные узоры».

1

2

1

1

2

1

Текущий контроль

Текущий контроль

Текущий контроль

9

Черно-белый граттаж:

1. Зимняя ночь в лесу.

1

1

Текущий контроль

10

Рисование по мокрой бумаге:

1.Подводное царство.

2.У солнышка в гостях.

3.Грачи прилетели.

1

1

1

1

1

1

Текущий контроль

Текущий контроль

 Текущий контроль

11

Набрызг:

1.Снегопад на улице.

2.Звездное небо.

1

1

1

1

Текущий контроль

Текущий контроль

12

Рисование по мятой бумаге:

1.Пингвины на льдинах.

1

1

Текущий контроль

13

Оттиск смятой бумаги:

1.Как я люблю одуванчики.

1

1

Текущий контроль

14

Рисование по замыслу.

2

1

1

Промежуточный и     текущий контроль

15

Самостоятельная работа:

1. Сказочный дом – гриб.

1

1

Итоговыйконтроль

16

Выставка работ.

1

1

Презентация выставки

Итого

33

33

 Содержание программы.

Тема

Содержание занятия

Форма проведения

1

Осенние цветы

(восковые мелки + акварель)

Совершенствовать умение в техниках (восковые мелки + акварель), формировать умение изображать цветы наиболее

выразительно

Групповое занятие

2

Осенний лес

(печать листьями)

Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Формировать у детей умение отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные).

Групповое занятие

3

Божья коровка

(печать листьями)

Формировать умение у детей передавать образ насекомых с помощью сухих листьев дерева.

Групповое занятие

4

Бабочки, которых я видел летом

(монотипия)

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма — новое содержание» (ла-дошка с сомкнутыми пальцами — боль-шое крыло, кулачок — маленькое). Позна¬комить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Групповое занятие

5

Ёжики

(тычок жесткой полусухой кистью)

Познакомить с техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой», развивать умение выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Групповое занятие

6

В садах созрели яблоки

(пуантилизм (тычок ватной палочкой)

Познакомить детей с методом точечного рисунка. Закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка.

Групповое занятие

7

Небо при закате солнца

(монотипия по сырому)

Познакомить детей с новой техникой монотия по- сырому.

Продолжать формировать у детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные НТР.

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Групповое занятие

8

Белый лебедь

(монотипия по сырому)

Продолжать знакомить детей с новой техникой монотипияя по- сырому.

Продолжать формировать у детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные НТР.

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Групповое занятие

9

Лесные звери

(тычок жесткой полусухой кистью)

Формировать умение создавать выразительный образ диких животных, используя технику тычка жесткой кистью. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.

Групповое занятие

10

Пушистый кот

(тычок жесткой полусухой кистью)

Формировать умение создавать выразительный образ домашних животных, используя технику тычка жесткой кистью. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.

Групповое занятие

11

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировал пи с материалами, необходимыми для работы в НТР. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику

Групповое занятие

12

«Страна Кляксография»

Познакомить детей с новым приемом рисования — кляксография трубочкой, развивать воображение.

Групповое занятие

13

Животных, которых я сам придумал.

(кляксография)

Продолжить знакомство с нетрадиционной художественной техникой кляксографпей. Закрепить умение работать в технике «старая форма — новое содержание». Развивать воображение.

Групповое занятие

14

Зимняя ночь в лесу.

(гратаж)

Познакомить с НТР черно-белого граттажа. Формировать у детей умение передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Групповое занятие

15

Лесные звери зимой.

(тычок жесткой полусухой кистью)

Формировать умение создавать выразительный образ диких животных, используя технику тычка жесткой кистью. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.

Групповое занятие

16

«Морозные узоры»

(кляксография)

Продолжать знакомить с методом кляксографпей.

Развивать ассоциативное мышление, воображение.

Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Групповое занятие

17

«Сказочная птица»

(ладошками)

Формировать умение превращать отпечатки ладоней в птицу. Развивать воображение, чувство композиции.

Групповое занятие

18

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировал пи с материалами, необходимыми для работы в НТР. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику

Групповое занятие

19

Подводное царство (по мокрой бумаге)

Познакомить детей с новым способом рисования «по мокрому». Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Закрепить умение передавать композицию в сюжетном рисунке.

Групповое занятие

20

Снегопад на улице

(набрызг)

Познакомить детей работать в технике «набрызг» с использованием зубной щётки. Вызвать у детей эстетические чувства, любовь к природе родной страны.

Групповое занятие

21

Пингвины на льдинах

(по мятой бумаге)

Познакомить детей с новым способом рисования «по мятой бумаге». Формировать у детей умение рисовать нетрадиционным способом «по мятой бумаге». Закрепить умение передавать композицию в сюжетном рисунке.

Групповое занятие

22

Подснежники

(пуантилизм)

Формировать умение создавать образы растений в НТ исполнения паунтилизм (ватными палочками).

Групповое занятие

23

Голубь - символ мира

(ладошками)

Продолжать знакомить с методом рисования ладошками. Закрепить умение передавать композицию в сюжетном рисунке

Групповое занятие

24

У солнышка в гостях

(по мокрой бумаге)

Продолжать знакомить детей с новой техникой «рисование по сырой бумаге». Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой. Развивать мелкую моторику рук

Групповое занятие

25

Грачи прилетели

(по мокрой бумаге)

Продолжать знакомить детей соспособом рисования «по мокрому».. Закрепить умение передавать композицию в сюжетном рисунке

Групповое занятие

26

Звёздное небо

(набрызг)

Формировать умение создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятпе. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

Групповое занятие

27

Как я люблю одуванчики

(оттиск смятой бумаги)

Совершенствовать умения в данных техниках.

Формировать умение отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа

Групповое занятие

28

Верные друзья

(печать по трафарету)

Познакомить с печатью по трафарету и дорисовывать детали до определенного образа. Закрепить умение рисовать животных. Развивать воображение и творчество.

Групповое занятие

29

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментирован пи с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Групповое занятие

30

«Салют в День Победы»

(тычок жесткой полусухой кистью)

Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жёсткой сухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности.

Групповое занятие

31

Натюрморт «Цветы»

(печать по трафарету)

Продолжать формировать умение у детей печать по трафарету и дорисовывать детали до определенного образа. Закрепить умение рисовать цветы. Развивать воображение и творчество.

Групповое занятие

32

Сказочный дом – гриб

(НТР-самостоятельная работа)

Формировать умение у детей самостоятельно придумывать и изображать дом- гриб. при помощи нетрадиционных техник рисования.

Развивать воображение, фантазию.

Групповое занятие

33

Выставка работ.

Оформление выставки рисунками детей.

Презентация выставки

  1. Планируемые результаты освоения программы.

В результате освоения программы дети:

 - разовьют мелкую моторику рук, тактильное восприятие;

- улучшат цветовосприятие;

 -  научатся концентрировать внимание;

- повысят уровень воображения и самооценки;

 -расширят и обогатят художественный опыт;

 - сформируют предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;

-сформируют навыки трудовой деятельности;

-разовьют активность и самостоятельность в изодеятельности, умение находить новые способы для художественного изображения, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график.

Количество занятий в год: 33.

На период с 04.10.2021 г. по 31.05.2022г.  при нагрузке 1 час в неделю – 33 недели, 33 часа

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятий

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Октябрь

16.00

практическое

1

Осенние цветы (восковые мелки + акварель), самостоятельная работа

групповая комната

Вводный контроль

2

Октябрь

16.00

практическое

1

Осенний лес (печать листьями)

групповая комната

Текущий контроль

3

Октябрь

16.00

практическое

1

Божья коровка (печать листьями)

групповая комната

Текущий контроль

4

Октябрь

16.00

практическое

1

Бабочки, которых я видел летом

(монотипия)

групповая комната

Текущий контроль

5

Ноябрь

16.00

практическое

1

Ёжики

(тычок жесткой полусухой кистью)

групповая комната

Текущий контроль

6

Ноябрь

16.00

практическое

1

В садах созрели яблоки

(пуантилизм (тычок ватной палочкой)

групповая комната

Текущий контроль

7

Ноябрь

16.00

практическое

1

Небо при закате солнца

(монотипия по сырому)

групповая комната

Текущий контроль

8

Ноябрь

16.00

практическое

1

Белый лебедь

(монотипия по сырому)

групповая комната

Текущий контроль

9

Декабрь

16.00

практическое

1

Лесные звери

(тычок жесткой полусухой кистью)

групповая комната

Текущий контроль

10

Декабрь

16.00

практическое

1

Пушистый кот

(тычок жесткой полусухой кистью)

групповая комната

Текущий контроль

11

Декабрь

16.00

практическое

1

«Страна Кляксография»

групповая комната

Текущий контроль

12

Декабрь

16.00

практическое

2

Животных, которых я сам придумал.

(кляксография)

групповая комната

Текущий контроль

13

Январьь

16.00

практическое

1

Зимняя ночь в лесу.

(гратаж)

групповая комната

Текущий контроль

14

Январь

16.00

практическое

1

Лесные звери зимой.

(тычок жесткой полусухой кистью)

групповая комната

Текущий контроль

15

Январь

16.00

практическое

1

«Морозные узоры»

(кляксография)

групповая комната

Текущий контроль

16

Февраль

16.00

практическое

1

«Сказочная птица»

(ладошками)

групповая комната

Текущий контроль

17

Февраль

16.00

практика

1

По замыслу

групповая комната

Промежуточный контроль

18

Февраль

16.00

практическое

1

Подводное царство (по мокрой бумаге)

групповая комната

Текущий контроль

19

Февраль

16.00

практическое

1

Снегопад на улице

(набрызг)

групповая комната

Текущий контроль

20

Март

16.00

практическое

1

Пингвины на льдинах

(по мятой бумаге)

групповая комната

Текущий контроль

21

Март

16.00

практическое

1

 Подснежники

(пуантилизм)

групповая комната

Текущий контроль

22

Март

16.00

практическое

1

Голубь - символ мира

(ладошками)

групповая комната

Текущий контроль

23

Март

16.00

практическое

1

У солнышка в гостях

(по мокрой бумаге)

групповая комната

Текущий контроль

24

Апрель

16.00

практическое

1

Грачи прилетели

(по мокрой бумаге)

групповая комната

Текущий контроль

25

Апрель

16.00

практическое

1

Звёздное небо

(набрызг)

групповая комната

Текущий контроль

26

Апрель

16.00

практическое

1

Как я люблю одуванчики

(оттиск смятой бумаги)

групповая комната

Текущий контроль

27

Апрель

16.00

практическое

1

Верные друзья

(печать по трафарету)

групповая комната

Текущий контроль

28

Апрель

16.00

практическое

1

По замыслу

групповая комната

Текущий контроль

29

Май

16.00

практическое

1

«Салют в День Победы»

(тычок жесткой полусухой кистью)

групповая комната

Текущий контроль

30

Май

16.00

практическое

1

Натюрморт «Цветы»

(печать по трафарету)

групповая комната

Текущий контроль

31

Май

16.00

практическое

1

Сказочный дом – гриб

(НТР-самостоятельная работа)

групповая комната

Итоговый контроль (самостоятельная работа)

32

Май

!6.00

практическое

1

Выставка работ

приемная комната

Презентация работ

2.2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

Оснащение, оборудование.

Занятия проводятся в групповом помещении. Для занятий используются: столы, стулья, мультимедийный проектор, ноутбук, мольберт.

Используемые материалы:

листы бумаги, гуашь, пальчиковая гуашь, акварельные краски, трафареты, кисточки с мягким и с коротким жестким ворсом (тычок), тампон, щётка и стека, крупа, подносы, использованные фломастеры, печатки, штампы (подручный материал, растения, листья), баночка с водой, влажные салфетки, ватные палочки.

Информационное обеспечение: используются мультимедийные презентации, аудиозаписи музыки.

Кадровое обеспечение:

Роутенберг Галина Викторовна, воспитатель.

2.3. Формы аттестации.

Диагностика овладения нетрадиционными техниками рисования.

Форма

Дата

Вводный контроль:

рисунок «Осенние цветы», самостоятельная работа.

Октябрь

Промежуточный контроль:

рисунок по замыслу, самостоятельная работа.

Февраль

Итоговый контроль:

самостоятельная работа,

выставка работ.

Май

2.4. Оценочные материалы.

Оценка становления основных   характеристик освоения НТР ребёнком осуществляется с помощью заполнения руководителем кружка диагностических карт.  Диагностические карты позволяют педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.  Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели сформированности основных НТР выступают для педагога в качестве ориентиров, на которые он должен опираться во время наблюдений за решением образовательных задач, поставленных перед детьми

Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему. Рисунки, выполненные детьми на занятиях кружка «Радуга красок» оцениваются по следующим критериям:

Формообразующие движения

Вертикальные, горизонтальные, короткие, пересекающиеся, волнистые, круг, овал, треугольник, квадрат

3 балла – наличие всех линий и форм

2 балла – неточные, неровные, неуверенные, незаконченные

1 балл – нет в рисунке данных линий и форм

Части предметов

3 балла – ребёнок изображает предметы, состоящие из 3-х частей разной формы

(например: машина, зайчик, дом)

2 балла – предметы из 2-х частей разной формы

1 балл – предметы из частей одинаковой формы

Сюжет

3 балла – в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой

2 балла - 2 предмета

1 балл – 1 предмет

Использование цвета

3 балла – многообразие цвета

2 балла – основные цвета

1 балл - 1 цвет

Соответствие реальному цвету

3 балла – предметы соответствуют реальному цвету

2 балла – есть некоторые несоответствия

1 балл - все предметы одного цвета или не совпадают с реальным

Соотношение по величине, пропорции

3 балла – соблюдение пропорций

2 балла – некоторое несоответствие

1 балл - отсутствие пропорций

Композиция

3 балла – располагает предметы по всему листу или узкой полосе

2 балла – расположение выше узкой полосы

1 балл - хаотичное расположение

Творчество

3 балла – составляет рассказ о нарисованном

2 балла – перечисляет нарисованные предметы

1 балл - не идёт на контакт

Контур

3 балла – умение рисовать набросок

2 балла – сильный нажим в некоторых местах

1 балл – неумение рисовать набросок

Строение предметов, присутствие частей

3 балла - присутствуют все части, расположены верно

2 балла – есть незначительные искажения

1 балл – части предметов расположены неверно, некоторых не хватает

Динамика

3 балла – присутствует, передано достоверно

2 балла – есть недостатки в передаче движения

1 балл – изображение статично

Общее количество баллов и соответствующий уровень развития детей?

Высокий уровень

30-33 балла- Ребенок имеет представление о материале, из которого сделан рисунок, самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. Владеет навыками и умениями работы с инструментами, проявляет интерес к изобразительной деятельности, чаще использует теплые тона (желтого, оранжевого, розового, красного, малинового, бордового, коричневого) цвета соотносятся с цветами реальных предметов. Этим он проявляет свое отношение к изображаемому предмету, стараясь его украсить, выделить.

Средний уровень

20-30 баллов- Ребенок имеет затруднения в работы с различными материалами. Слабо владеет навыками и умениями работы с инструментами, в работе использует только основные цвета, есть некоторые несоответствия реальному цвету, в рисунке присутствует 2 предмета из 2-х частей разной формы при некотором несоответствии величине и пропорций.

Низкий уровень

13-20 баллов- Ребенок испытывает затруднения по всем критериям качества освоения изобразительной деятельности. В рисунке изображает только один предмет в хаотичном расположении, изображение статично, одного цвета или не совпадают с реальным, части предметов расположены неверно, некоторых не хватает.

ФИ

ребёнка

Формообразующие движения

Части предметов

Сюжет

Использование цвета

Соответствие реальному цвету

Соотношение по величине, пропорции

Композиция

Творчество

Контур

Строение предметов, присутствие частей

Динамика

Общее количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2.5. Методические материалы.

В работе используются следующие методы обучения:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, словесный инструктаж, совет);

- наглядные (показ образца изделия, анализ образца);

-практические (рисование рисунка под руководством воспитателя, самостоятельные, индивидуальные и коллективные творческие работы);

-игровые;

-создание ситуации успеха;

-метод творческих заданий;

-индивидуальная работа.

Используемые методы:

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Описание педагогических технологий.

Основные применяемые технологии:

- Здоровьесберегающие технологии.

- Личностно-ориентированная технология.

- Игровые технологии.

- Технология исследовательской деятельности.

- ИКТ.

Формы обучения:

специально организованная деятельность; беседы, путешествия, экспериментирования, рисунки – сочинения, игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.

Формы работы:

- рассматривание картин и книжных иллюстраций;

- оформление выставок;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

- игры дидактические;

- продуктивная деятельность.

Алгоритм образовательной деятельности.

1.Вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать, создание игровой ситуации.

2.Показ образца, сенсорное обследование.

3.Показ приёмов создания образа или композиции. Выбор материалов.

4.Проговаривание последовательности работы.

5.Самостоятельная работа (составление композиции или образа).

6.Анализ готовой работы.

7.Уборка рабочих мест.

3. Список литературы: ля педагогов и обучающихся.

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013г.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
  5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  6. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2009г.
  7. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.
  8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2010.
  9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованых родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  10. Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
  11. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.
  12. Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
  13.  Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
  14. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
  15. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  16. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа «Радуга красок» по направлению «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей виден...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию возраст детей 4-5 лет

  Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучени...

Дополнительная образовательная программа "Радуга красок"

Программа " Радуга красок" имеет художественно-эстетическое направление и составлена для детей старшего  дошкольного возраста 5-6 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Радуга красок»

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Радуга красок»

       Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей э...