Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования художественной направленности Тема: «Радужные фантазии»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Петухова Марина Михайловна

Краткосрочная программа рассчитана на возраст детей с ОВЗ от 5 до 7 лет.

Для поддержания интереса детей к творчеству используем разнообразные формы организации образовательного процесса: учебные  занятия, конкурсы, выставки, экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnaya_obrazov._programma.docx781.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Радуга», корпус 1

Краткосрочная  общеобразовательная программа

дополнительного образования художественной направленности

Тема: «Радужные фантазии»

Номинация: Творчество без барьеров для тетей с ОВЗ

                                                        Петухова Марина Михайловна

                            Воспитатель

Введение

      Сущность и основное назначение краткосрочного дополнительного образования заключается в обеспечении условий для развития интересов, склонностей, способностей детей ОВЗ, организации их свободного времени. Социальное значение обучения детей изобразительному искусству в условиях ДОУ можно считать важным по следующим причинам:

         - Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает ему определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразительной деятельности, способствует самовыражению.

         - Изобразительное искусство расширяет возможность интеллектуальной деятельности воспитанников, выполняет значительные познавательно-воспитательные функции, способствует коррекции эмоциональной сферы.

        - Рисование, аппликация, квиллинг  - являются одним из самых доступных видов изобразительной деятельности у детей с ОВЗ. Это позволяет сделать обучение более успешным и результативным, реализовывать разнообразные воспитательно-образовательные цели и задачи. Краткосрочная дополнительная образовательная программа дополняет учебную программу по изобразительному творчеству и дает больше времени и возможностей для удовлетворения потребностей ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.

                                Направленность программы.

Программа «Радужные фантазии»  художественной  направленности.  В ходе реализации данной программы  она интегрируется с такими  областями как

«социально - коммуникативное», «познавательное развитие», «речевое развитие».

Социально - коммуникативное развитие направлено  на развитие общения взаимодействия ребенка с взрослыми  в непосредственной деятельности  творчестве; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок к нетрадиционному творчеству.

Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;  формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах (форме, цвете, размере, материале).

Речевое развитие:  помощь  детям овладеть речью как средством общения;  обогащать активный словарь.

           Актуальность дополнительной образовательной программы.

        Актуальность проблемы обучения детей ОВЗ обусловлена тем, что среда дополнительного образования может обеспечить включение ребенка с ОВЗ в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать его реабилитации и социализации.

        Художественное направление занимает важное место в работе с ребенком, имеющим множественные нарушения в развитии.  Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности, доступных к овладению, у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение,  память, зрительно-двигательная координация. Основная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его взаимоотношений с миром: это ограниченная подвижность, бедность контактов с ровесниками и взрослыми, порой и отсутствие общения с природой, недоступность культурных ценностей и качественного образования. Однако эти дети, обделенные природой, могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, которые в силах разрешить  проблемы социально-нравственного характера, занять лидерские позиции и активно взаимодействовать с окружающими.  Для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников, чтобы сформировать  позитивный настрой «особых» детей, вселять в них уверенность. В первую очередь они нуждаются во внимании, любви, понимании, и, конечно же, в приобщении к творчеству.

    Поэтому в настоящее время большой интерес у родителей вызывают занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка с ОВЗ.

         «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем сложнее движения, тем ярче стихия детского разума…», – писал В. А. Сухомлинский.

Художественное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуется координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Новизна дополнительной образовательной программы «Радужные фантазии» состоит в том, что ее содержание предусматривает отработку одних и тех же видов деятельности. Это экспериментальные упражнения с изобразительными средствами, с цветом, получения оттенков путем смешивания, закрытие фона, нанесение кистью штрихов, линий, мазков, упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования,  разновидностей аппликации, искусства скручивать длинные полоски бумаги – квиллинг.

В экспериментальной деятельности ребенок с ОВЗ может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств.

Исходя из актуальности и обоснованной необходимости в развитии творческих способностей воспитанников - в нашей группе разработана дополнительная общеразвивающая программа  «Радужные фантазии».

Цель программы: Создать условия для  развития полноценного творческого потенциала детей с ОВЗ, расширение возможностей для самореализации личности ребёнка, через творческую деятельность.

Задачи: Развивать творческие способности детей с ОВЗ. Расширить представления детей о нетрадиционных способах творчества. Способствовать развитию мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев, кисти рук. Формировать интерес к художественному творчеству. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до  конца.

Краткосрочная программа рассчитана на возраст детей с ОВЗ от 5 до 7 лет.

Для поддержания интереса детей к творчеству используем разнообразные формы организации образовательного процесса: учебные  занятия, конкурсы, выставки, экскурсии.

Виды занятий: групповые (от 5 до 10 человек), подгрупповые, индивидуальные.

Возраст детей: 5-7 лет

Средства обучения. 

Наглядные, словесные и практические методы:

- наблюдения с детьми;

- обследование предметов, игрушек, готовых образцов;

- рассматривание картин и иллюстраций, несущих  информацию

  предметах  и явлениях;

- объяснение, рассказ, использование художественного  слова;

- показ способов действия;

- упражнения;

- диалоги, рассказы детей;

- игровые проблемные ситуации;

- исследовательская деятельность;

-просмотр видеосюжетов;

- физкульминутки;

- совместный анализ выполненной работы;

- выставки творческих работ,  с последующим обсуждением.

Формами подведение итогов реализации программы  являются выставки

детских работ;

Для активизации творческого потенциала использовались методы и формы работы:

- беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

- демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал;

- работа с раздаточным материалом;

- упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования, бумаго кручения, аппликации;

- игры с красками (изобразительным материалом);

- метод непосредственного показа;

- организация выставок;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.

Ожидаемые результаты реализации программы

-  Организация персональных выставок на уровне детского сада;

-  Участие в социально – значимых конкурсах творческих работ:

Продолжительность занятия – 35 минут

                     Планирование работы с детьми ОВЗ

Тема

Техника выполнения

неделя

«Осень Золотая»

«Волшебный лист осенний»;

«Радужный кленовый лист»

«Осенние разноцветные листья»

Рисование мятой бумагой

Аппликация из листьев

Нетрадиционное рисование на фоне

Рисование отпечатками листьев.  Техника: оттиск

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Портреты  бабушки    и дедушки»;

«Чудесный цветок»;

«Деревья в лесу»

«Мамочка, любимая!»

Аппликация из бумаги

Из бумаги, путем складывания, скручивания.

Отрывная аппликация

Рисование акварелью, восковыми мелками

1 неделя

    2 неделя

3 неделя

   4 неделя

«Белые снежинки»;

«Маленькая ёлочка»;

«Фонарики для ёлочки»

«Поздравительная открытка»

Квиллинг (бумаго кручение)

Аппликация из бумаги

Квиллинг (бумаго кручение)

Квиллинг (бумаго кручение)

1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

   

    4 неделя

Взаимодействие с семьями воспитанников

(Задачи взаимодействия с семьями воспитанников)

  1. Познакомить родителей с нетрадиционными формами творчества с детьми ОВЗ.
  2. Способствовать пониманию важности участия в художественно – эстетическом развитии ребенка.
  3. Формировать у родителей умение организовать совместную  творческую деятельность с детьми ОВЗ  дома.

На выставке были представлены работы в различных техниках:

Рисование карандашами, красками, аппликация, квиллинг.

C:\Users\Александр Михайлович\Desktop\9F-5Gg9Qffo.jpg        C:\Users\Александр Михайлович\Desktop\BcyK-rDbN8w.jpg         C:\Users\Александр Михайлович\Desktop\rF5xB3TLHgM.jpg

             

    C:\Users\Александр Михайлович\Desktop\4Yhsdn_vkZw.jpg        C:\Users\Александр Михайлович\Desktop\csLtuGLhtVA.jpg   

                      C:\Users\Александр Михайлович\Desktop\фото для методической разработки\mFCI9FpXero.jpg       

                               C:\Users\Александр Михайлович\Desktop\ck5nDsSIfD4.jpg

                       

                           Работы в технике «квиллинг»

    C:\Users\Александр Михайлович\Desktop\D1YxWq98eyc.jpg   C:\Users\Александр Михайлович\Desktop\0wMPZvzSWCs.jpg

                 C:\Users\Александр Михайлович\Desktop\hbCp-fQRQVA.jpg          C:\Users\Александр Михайлович\Desktop\6AM0y2ZK-gs.jpg

   

Краткосрочная программа «Радужные фантазии» предоставила детям возможность развития и реализации творческих способностей с учетом их интересов  и желаний. Это и есть путь к самореализации и социализации не только детей, но и их родителей, которые получили возможность взглянуть на своих детей с другой стороны.

Литература.

  1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.  М.: ТЦ Сфера, 2011.
  3. Галанов А.С., Корнилова С.Н. ,Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999.
  4. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в  тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗО-студии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
  5. Лыкова И.А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
  6. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка – Ярославль: «Академия развития» 1997г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования художественной направленности "Театр"

модифицированная программа художественной направленности  предназначена для дополнительной образовательной деятельности в ДОУ,  для развития творческих способностей детей...

Программа дополнительного образования художественной направленности "Золотой ключик"

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития л...

Программа дополнительного образования художественной направленности "Волшебный комочек"

Цель  программы: формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.Задачи: научить работать с пластическими матер...

Рабочая программа дополнительного образования художественной направленности «Все дело в бумаге»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...