Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционной техники "Сказочная Гжель"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Долгова Наталья Сергеевна

Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства через  знакомство с историей промысла, особенностями гжельской росписи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_gzhelskoy_rospisi.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию  в старшей группе

 с использованием нетрадиционной техники

«Сказочная Гжель»

       

Цель:

Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства через  знакомство с историей промысла, особенностями гжельской росписи.

Задачи:

Образовательные

Расширять представление детей о гжельской росписи;

Продолжать знакомить детей с изделиями гжельских мастеров;

Учить детей рисовать орнамент с применением элементов: «капелька», «точка», «волна», «сеточка», «завиток», с использованием тонкой кисти и ватных палочек.

Развивать умение тонко наносить мазки кистью на заготовку из бумаги;

Закрепить приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.

Развивающие

Развивать интерес к народному декоративно - прикладному творчеству;

Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного;

Развивать  память, мышление, творческое воображение;

Развивать чувство формы, цвета  и композиции;

Развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

Расширять словарный запас: гжель, мастер, сервиз, кайма, керамика.

 

Воспитательные:

Воспитывать умение ценить и уважать достояние русского народа через декоративно- прикладное искусство;

Воспитывать интерес к изучению творчества  гжельских мастеров ;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность  при выполнении работы.

Образовательные области:

Художественно эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Материалы и оборудование:

Коробка-посылка;

Разрезные картинки «Гжельская посуда»;

Посуда: тарелки, подставка для ложек;

Презентация с иллюстрациями гжельских предметов;

Гуашевые краски синего цвета, кисточки, ватные палочки  салфетки, баночки с водой, картонные тарелочки.

Предварительная работа: 

Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов;

Рассматривание альбомов: «Небесная Гжель» И.А. Лыкова, «Гжель» С.Вохринцева;

Слушание рассказов воспитателя об истории происхождения промысла;

Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда»;

Чтение русских народных сказов и рассказов: «Небесная лазурь Гжели» М.Боброва, «Небесная Гжель» И.А. Лыкова (рассказ о промысле);

Чтение стихов: «Сине белая посуда» С.Вахрушева, «Гжель» П.Синявский;

Слушание музыки

Русские лирические мелодии:

«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»;

Песни современных авторов:

П. Синявский, «Незабудковая гжель»;

Д.и  «Найди гжельский узор», «Сложи узор»;

Изготовление из соленого теста предметов посуды.

Ход занятия:

Создание проблемной ситуации:

Воспитатель обращается к детям:

 Ребята, сегодня почтальон принес нам  необычную  посылку.

Угадайте, что в ней:
«Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми».
(Гжель)

Но вот беда, упала  посылка, и все в ней разбилась. Посмотрите, да горю моему помогите (достает из коробки разрезные картинки гжельской посуды: тарелка и подставка для ложек).

Как вы думаете, можно посуду собрать?

Предполагаемый ответ детей:

Да

Воспитатель: Давайте попробуем.

Д/и «Собери посуду» (дети делятся на две группы и собирают из разрезных картинок посуду ( тарелку и подставку для ложек).

Воспитатель: Какую посуду вы собрали? (дети отвечают). Посмотрите, какая красивая посуда у нас получилась. А хотите, чтобы наша посуда стала  настоящей?

(ответы детей) 

Тогда садитесь скорее на стульчики и  закрывайте глаза. Давайте произнесем волшебные слова:  «Раз, два, три, посуда, оживи» (дети открывают глаза, перед ними фарфоровая посуда, расписанная гжельской росписью).

Воспитатель:

Нравится вам такая посуда? Какая она? (воспитатель предлагает детям взять и посмотреть, погладить посуду и игрушки, рассмотреть их). А как вы думаете, почему она разбилась? (ответы детей)

Воспитатель:

Но это необычная посуда, она совсем не похожа на обычные тарелки, вазы и кувшины.

Интересно, кто же прислал нам эту необычную посылку?

Воспитатель:

Ребята, а еще сегодня утром  мне пришло электронное письмо.

Давайте его прослушаем и  узнаем, кто прислал нам эту замечательную посуду.

( включает звуковое письмо).

Воспитатель: «Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости, в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие в сине - голубую сказку?

Предполагаемый ответ детей:

Да

Воспитатель:

Тогда мы отправляемся в сказку, а почему она называется сине - голубой, вы сейчас поймете сами.

 Организационная часть

Воспитатель:

Когда, я была маленькая, как вы, бабушка рассказывала мне  сказку про гжельских мастеров. И сейчас мне хочется рассказать её вам. Хотите послушать?

Предполагаемый ответ детей:

Да

Воспитатель рассказывает сказку и  показывает видео-презентацию.

Воспитатель:

 В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от города Москва стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там умелые да мастеровые люди. Собрались они однажды, да стали думу думать, как бы им край свой прославить, да мастерство свое показать. Думали-думали и придумали.

Нашли они в своей сторонушке глину белую, чудесную, и решили они лепить из нее разную посуду да игрушки, деткам на забаву. Эти изделия так хороши, что слава о них разлетелась белокрылой птицей по всей земле -  и не только у нас в стране, но и в заморских краях.

Вылепят мастера посуду или игрушку из глины, а потом в печь на обжиг поставят, чтоб крепкой да прочной была.

А чтоб посуда да игрушки душу радовали, решили они раскрасить их синей краской. Сами они говорят, что цвет у неба попросили. Небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и решили они синеву эту на фарфор перенести. Рисовали узоры из цветов, капелек, полосок, сеточек.

Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков.

Воспитатель:

В каждое изделие мастер все свое умение вкладывал, поэтому такие красивые изделия получались.

Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?

Предполагаемый ответ детей: Да

Воспитатель:

А вы хотите попробовать стать такими мастерами?

Предполагаемый ответ детей: Да

Давайте украсим гжельской росписью тарелочки. Посмотрите  на столы и скажите ,что  нам понадобится для работы?

(Ответы детей).

Воспитатель: Конечно, синяя  гуашевая краска, вода, кисточки и ватные палочки.

Продуктивная деятельность

Воспитатель:  Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
(И. п. ладони обеих рук сжаты в «бутон»)
Наши синие цветы распустили лепестки
(Постепенное раскрытие пальцев)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
(Шевеление пальцами)
Наши синие цветы закрывают лепестки,
(Снова закрыть пальцы в «бутон»)
Тихо засыпают, головой качают.
(«Бутон» тихо качается)

Этапы выполнения работы: Посмотрите на мой образец. В самом центре находится большой  цветок. Какие элементы росписи здесь можно увидеть? (дети отвечают). По краю расположены мелкие элементы росписи, назовите какие? (дети отвечают). Края тарелочки называются бордюр или кайма. А сейчас я покажу как мы будем украшать тарелочку. 

Воспитатель на доске показывает элементы гжельской росписи а дети повторяют.

(Во время самостоятельной работы помогать затрудняющимся детям, следить за осанкой).

Воспитатель:

1.Набираем  синюю краску и кончиком тонкой кисточки  рисуем на донышке тарелочки круг. В середине круга рисуем сеточку.

2. Чтобы нарисовать лепестки  нам понадобиться кисточка более толстая. Способом примакивания  рисуем лепестки для цветка.

3.Для рисования веточек и завитков будем использовать тонкую кисточку.

 4. Ватными палочками добавим точки вокруг цветка.

5. Край тарелочки мы будем украшать  узором  «Волна». Для этого нам понадобится тоже кисточка тоненькая. Между волнами ватной палочкой рисуем точки.

Вот такая красивая тарелочка  получилась.

 (Во время самостоятельной работы помогать затрудняющимся детям, следить за осанкой).

Итог занятия:

Воспитатель:

В конце занятия дети расставляют свои работы на доску. Любуются. Рассматривают

– Дети, каждый из вас расписал одну тарелочку, а в целом получился необыкновенно красивой набор. Полюбуйтесь красотой вашей работы!

Воспитатель:

«А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия?»

Предполагаемый ответ детей:

«Из белой глины»

Воспитатель:

«Какие изделия делают мастера из белой глины?»

Предполагаемый ответ детей:

«Животных, птиц и посуду»

Воспитатель:

«А кто из вас запомнил, каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?»

Предполагаемый ответ детей:

«Сине- голубым цветом»

Воспитатель:

«Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров - белый фон и сине голубые рисунки»

Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки. « Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». И пусть ваши работы тоже приносят радость.

Организуется выставка детских работ - вернисаж. Дети рассматривают работы и отмечают, что больше всего удалось и понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования ( ниткография ) « В лесу родилась елочка »

Конспект занятия по рисованию с использованием              нетрадиционных техник рисования...

Конспект нод по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе.

Данный конспект нод используется для обучения старших дошкольников рисованию с помощью нетрадиционной техники....

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования (рисование пальчиками)

Тема: «Зёрнышки для цыпляток»Возрастная группа: 1-ая младшаяТип занятия: интегрированноеВид занятия: по дидактической задаче – усвоение нового материала...