Творческое развитие детей
статья по рисованию (младшая группа)

Сибгатуллина Гульфия Минсалимовна

О творческом развитии детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_risovanii.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение детский сад - «Алёнушка»Тукаевский район село Бетьки

Сибгатуллина Гульфия Минсалимовна

«Творческое развитие детей раннего возраста»

(Художественно-эстетическое развитие дошкольников).

О продуктивных видах деятельности.

     В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Раннее развитие - это организация систематических занятий с малышом 1-3 лет по разным направлениям развития , при этом содержание материала и сама структура занятия соответствует психологическим особенностям раннего возраста.

     Занимаясь с самыми маленькими, основное внимание следует уделять сенсорному развитию, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и мелкой моторики. Одним из важных направлений развития малыша является творчество. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией - это первый шаг в творчество для ребенка, они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность (творческое начало личности).Кроме этого, занятия продуктивными видами деятельности развивают у ребенка многие полезные умения и навыки, речь и мелкую моторику, помогают узнать много нового и интересного о мире вокруг.  

     Творчество-это, прежде всего, созидание чего-то нового. В раннем и дошкольном детстве творческий потенциал ребенка с успехом реализуется в продуктивных видах деятельности, к которым относится: рисование, лепка и аппликация. Результатом такой деятельности всегда является некий  «продукт» - рисунок, поделка, аппликация - который можно увидеть. Подержать в руках, который можно показать близким и знакомым.

     Занятия продуктивными видами деятельности приносят много польз: дают разнообразные  сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику и речь ребенка, знакомят с явлениями окружающего мира, помогают раскрыть творческий потенциал детей, развивают воображение и эстетический вкус, учат видеть мир во всей его красоте и многообразии. Такие занятия пробуждают активность ребенка, делают процесс познания окружающего мира более целенаправленным. Возможность воочию  увидеть результат своих усилий особенно важна для ребенка: это дарит ощущение собственной значительности и компетентности (Я сумел! У меня получилось!), вдохновляет на новые свершения. Поэтому можно утверждать, что занятия продуктивными видами деятельности необходимы и важны малышам 1-3 лет, не стоит откладывать занятия до дошкольного возраста (после 3-х лет), нужно только правильно подобрать методики.

     Однако, много лет ведутся споры о том, насколько эффективно и оправданно специальное обучение детей рисованию, лепке, аппликации. Если описать ситуацию в общих чертах, то часть специалистов считает, что нельзя показывать детям способы художественного изображения действительности, т.к. это прививает детям штампы, дает готовые образцы, закрывает путь к собственным творческим поискам. Другие специалисты считают, что надо обучать рисованию, лепке и аппликации, прививая основные навыки работы с разнообразными художественными материалами и инструментами, давая образцы работ.

     Как сделать правильный выбор между «свободным творчеством» и обучением? На мой взгляд , оба описанных выше подхода в своем чистом виде представлены редко. Кроме этого, жизнь не часто предоставляет идеальные условия для развития детей : у родителей не всегда есть возможность отдать ребенка «в руки» настоящего специалистов этой области, у педагогов не всегда хватает времени, чтобы кропотливо разбираться в предмете. Поэтому логичнее в данном вопросе исходить из реальной ситуации жизни. А реальность такова: в детских садах проводятся занятия по рисованию, лепке, аппликации в том объеме и содержании, которое предусматривается используемой программой, а если ребенок воспитывается дома, его или устраивают на занятия в специальный кружок, или занимаются дома своими силами, а случается , что не занимаются вообще…

     Я считаю, что необходимо обучать детей практическим навыкам и методам работы, которые не только не мешают, но и помогают в собственном творческом поиске. Если занятия организованны  правильно, их результаты становятся мощным толчком к развитию творческого потенциала малыша, побуждают к собственному творческому поиску и стремлению экспериментировать.

Еще раз перечислю особенности занятий продуктивными видами деятельности.

Продуктивные виды деятельности – это новые знания, умения и навыки.

Овладевая продуктивными видами деятельности, дети получают возможность создавать изображения предметов и явлений окружающей действительности, выражать свое отношение к ней. Занятия  продуктивными видами деятельности дают детям очень полезные практические навыки. Овладевая различными методами рисования , лепки и аппликации, дети постепенно учатся осуществлять различные действия руками, регулировать их силу, плавность и ритмичность.

Продуктивные виды деятельности - это развитие личности ребенка. Занятия продуктивными видами деятельности помогают развивать в ребенке ценные качества личности - настойчивость, терпеливость, аккуратность и другие.

Знакомство с разнообразными возможностями создания художественного «продукта» обогащают мир детей, дарят много радости и удовольствия, а для кого- то из детей становятся побудительным мотивом для дальнейших творческих поисков.

Продуктивные виды деятельности – это интересные темы и сюжеты произведений. На занятиях по рисованию, лепке и аппликации используются простые сюжеты, знакомые детям по собственному опыту, или из тем других занятий, прогулок, игр, а также чтения книг, рассматривая картинок и др.при этом сюжеты часто повторяются и  пересекаются, дополняются, расширяются на разных занятиях. Такой подход позволяет лучше почувствовать форму изображаемого предмета, воспринимать тоньше цвета и оттенки, тема рисунка или поделки раскрывается глубже.

Наиболее эффективная форма подачи материала –сюжетно-игровая: используя интересные ребенку сюжеты (тексты и картинки).А выполнение задания становится важным и необходимым для достижения результата в ходе интересной игры, обеспечивая устойчивый мотив деятельности- стремление малыша добиться результата.

Продуктивные виды деятельности – это разнообразие методов художественного изображения. Я подобрала систему занятий с разными методами, которые использую на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Знакомлю детей  с разнообразием художественных методов которые обогащают их мир, помогают развить заложенные от природы способности .

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что не только полезно,

но и необходимо проводить занятия по рисованию, лепке и аппликации

уже в раннем возрасте.

                        Рисование с детьми раннего возраста .

      Рисование- интересный и полезный вид продуктивной деятельности, в ходе   которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются  живописные и графические изображения. Рисование развивает восприятие, обучает графическим навыкам, учит наблюдать мир, дает детям новые знания об окружающем, развивает мелкую моторику рук. А часто рисование несет в себе элементы психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает, или позволяет выявить и проявить на уровне рисунка какую-либо психологическую проблему, которая прячется глубоко внутри.

     Но при этом многие думают, раз рисование требует тонких действий рук и пальцев – правильно держать карандаш (фломастер, кисточку,) проводить линии и штрихи, надавливая на карандаш с определенной силой, не выходить во время рисования за край листа, значит, малышу еще рано заниматься таким сложным видом деятельности. Многие взрослые боятся, что, познакомившись с изобразительной деятельностью, ребенок может разрисовать все вокруг. Кроме этого, для создания красивого рисунка  необходимо терпение и время, а малышу бывает трудно сосредоточиться на одном виде деятельности  более 5-7 минут.

   Важно не упустить возможности, которые открываются именно в раннем возрасте, развивать способности ребенка к  образному восприятию мира, придумыванию новых образов и сюжетов. Чтобы занятия рисованием стали доступными для ребенка, используются разные приемы:

-создаются основы для рисунка, чтобы малыш мог дорисовывать отдельные детали

- применяются более доступные в использовании художественные материалы

- не только карандаши  и фломастеры, но и мелки, пальчиковые краски и др,

- используются специально разработанные для малышей художественные техники рисования,

- применяется сюжетное рисование, то есть рисование  игре- все рисунки представленные в книге, содержат близкий детям сюжет( редкое исключение составляют занятия по смешиванию красок, рисование на мокром листе бумаги и др.)При этом взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка при помощи различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод рисования является комфортным  для детей раннего возраста, позволяет заинтересовать малышей, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

     Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш  или кисточку, регулировать силу давления ими на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно ),ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край листа и т.п.

     Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам рисования : рисовать мелком, держать правильно карандаш (фломастер, кисточку), рисовать простые линии и формф, не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограниченную линию. А рисунок  пальчиками и ладошками  дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

     При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей – это прежде всего игра. Не  надо ограничивать детскую свободу и раскованность. Необходимо предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того, как  необходимые навыки  сформированы , а приемы рисования усвоены, проводятся  обобщающие занятия на которых детям предоставляется возможность использовать их по собственному усмотрению при создании оригинальных изображений. Кроме этого, можно научить ребенка рисовать везде – пальчиком на запотевшем стекле, во время прогулки палочкой на влажном песке или на снегу и т.д.

     Помимо обучения навыкам рисования и формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по сюжетному рисованию несут в себе множество возможностей обучения и развития детей : развитие речи, ознакомление с окружающим миром, творческое взаимодействие со взрослыми, личностное развитие, эстетическое развитие.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что не только полезно, но и необходимо проводить занятия по изо- деятельности с детьми уже в раннем возрасте.

Литература :

Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду: планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.»2001.-96 с.

Янушко Е.А «Рисование с детьми раннего возраста» [методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей]2015.-287c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий проект "Художественное творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экспереминтирование с изобразительными материалами".

Экспериментирование понимается сегодня как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы - познавате...

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

Творческий проект «Сказочные лабиринты игры» (игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 4-6 лет)

Цель проекта: Содействовать гармоничному интеллектуально-творческому развитию дошкольников в максимально комфортной игровой среде с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...

Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...

Родительская встреча в формате Творческой мастерской по технологии В.В. Воскобовича "Интеллектуально- творческое развитие детей "Разноцветные истории"

1. Конспект встречи. Творческая мастерская для родителей по технологии В.В. Воскобовича "Интеллектуально- творческое развитие детей "Разноцветные истории" 2. Презентационный м...

Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В. В. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабир

Диагностика определения  уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович  В.В. «Иг...