Волшебная гжель
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Козина Марина Александровна

ОД разработанно для детей старшего дошкольного возраста, которое направленно на воспитание интереса к искусству народных мастеров и желание создавать свой рисунок по гжельским мотивам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_gzhel.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Цель - воспитывать интерес к искусству народных мастеров и желание создавать свой рисунок по гжельским мотивам, совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей средствами русского фольклора.

Задачи:

1. Использовать ранее полученные знания и навыки самостоятельно составлять узоры на предложенных шаблонах. Совершенствовать навыки работы гуашью: рисовать всей кистью и концом.

2. Ввести в активный словарь детей: петельные, дугообразные линии, капелька, мазок, народный промысел и т.п.

3. Расширять представления детей о различных формах русского фольклора: потешки, загадки, попевки.

4. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, хороводы, танцы. Развивать чувство ритма.

5. Развивать эстетическое восприятие народных промыслов.

6. Воспитывать любовь к Родине, народным промыслам.

Оформление зала:

- на центральной стене и окнах расположить изображения элемента гжельской росписи - гжельскую розу;

-  украсить зал шарами голубыми и белыми в форме цветов;

-  на столиках расположить образцы посуды, украшенные гжельской росписью.

Атрибуты:

- ложки деревянные;

- белые ажурные платочки для танца;

- стулья по количеству детей;

- 4 стола;

- краски, кисточки, емкости для воды, шаблоны для раскрашивания, салфетки, палитра;

- корзинки;

- пластмассовые шарики 3 цветов.

ХОД.

Под русскую народную мелодию дети, пританцовывая,  заходят в зал и становятся полукругом лицом к зрителям.

Воспитатель: Здравствуйте, мои вы дорогие! Здравствуйте, гостьюшки родные!

Дети: Здравствуйте, гостьюшки родные!

Воспитатель: Отвечайте хором все, вы зачем пришли ко мне?

Дети: Мы пришли себя показать, много нового узнать, загадки и пословицы послушать, песни спеть да сплясать!

Реб. 1:  Мудрецам давно известно:

             Там, где умным мыслям тесно,

             Нет ни зависти, ни скуки -

             Мастера там на все руки:

             Шить, варить и рисовать,

             Песни петь и танцевать!

Реб. 2:  Велика Россия наша,

             И талантлив наш народ.

            Об искусниках-умельцах

            На весь мир молва идет!

Воспитатель: Сколько сказочных мест у России,

                 Городов у России не счесть!

                Может, где-то бывает красивей,

                Но не будет роднее, чем здесь!

Наше Отечество, наша Родина - матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней испокон веку отцы и деды наши жили. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней нам родное.

Реб. 3:  Песня русская в березах,

             На покосах, на морозах,

             На санях и на лугах!

             На ветру шумят рябины,

          Каждый слушать их готов!

             Сколько песен у России,

             Столько во поле цветов!

Песня "Моя Россия" (Музыка Г.Струве, слова Н.Соловьевой)

Воспитатель: Крепко любят свою Родину русские люди. О матушке России немало песен и пословиц сложено. Поведайте гостям, какие пословицы вы знаете.

Дети:  Родина любимая - что мать родимая.

           Человек без Родины- что соловей без песни.

           На чужой стороне и весна не красна.

Воспитатель:  Верно, верно говорите.

                         Вижу - грамотный народ!

                         А играть-то вы хотите?

                         Так вставайте в хоровод!

Хоровод "Как за нашим за двором"(Русская народная песня)

Воспитатель:  Да, с песней в жизни веселей,

                        С ней забота - не забота,

                        С песней спорится работа,

                        Отдых ярче и светлей!

                       Ложкари играть начнут -

                    Ноги сами в пляс идут!

                    От зари и до зари

                    Веселятся ложкари!    

Индивидуальная песня "Расписная ложка"(Музыка и слова Н.И. Суховой, муз. обработка Ю.Забутова)

Реб. 4:  Мы гордимся стариною, стала нам она родною.

             Вечно радует кого-то наших прадедов работа!

Воспитатель:  Очень много ремесел есть на русской земле, всех сейчас не перечесть. Мы знакомились с традиционными русскими художественными промыслами. Попробуйте отгадать, о каком виде росписи загадка:

    Темно-красный пожар стелется по золоту,

    Здесь и люди, и дома - нас встречает....

Дети:  Хохлома!

Воспитатель:  Есть местечко небольшое, Дымково зовут.

                        Красота и творчество в Дымково живут.

                        Под руками мастера оживает глина:

                        Вот конек-горбунок, тут - индюк-болтунок,

                        Там - куколка Галина!

Дети:  Это дымковская игрушка.

Воспитатель:   В Подмосковье речка Гжелочка бежит,

                         Вдоль этой речки деревенька стоит.

                         Заросли ивы вдоль речки растут,

                         Русские умельцы в деревеньке живут.

                         Посуду расписную они мастерят,

                         Синим по белому чудо творят!

Дети:  Это гжель!

Воспитатель:   Молодцы, все загадки отгадали верно. А сейчас подойдите к столу, посмотрите на изделия и попробуйте определить, из какого материала они сделаны.

Дети определяют виды росписи и материал - глину.

Воспитатель: А как называют мастера, который делает изделия из глины?

Дети: Гончар.

Воспитатель: Правильно. У кого тут хмурый вид?

                      Снова музыка звучит!

                      Собирайся, детвора,

                      Ждет вас русская игра!

Русская народная игра "Гончары"

Дети потешкой "Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда? Из каких краёв пришла и цветами расцвела?" выбирают покупателя. Затем делятся на пары. Стоящий впереди ребенок присаживается на корточки и изображает горшок, стоящий сзади - продавец. Покупатель ходит внутри круга, выбирая посуду. Выбрав, интересуется:" Почем горшок?"

Хозяин отвечает: "По денежке!"

Покупатель:"А крепкий?"

Хозяин: "Попробуй!"

Покупатель: "Крепкий. Давай сговор!"

Хозяин: "Давай!"

Хозяин и Покупатель берутся за руки, а все дети поют: "Чичары, чичары, собирайтесь, гончары. По насту, по кусту, по лебедю горазды!" Хозяин и Покупатель бегут в разные стороны. Побеждает тот из них, кто первым прибежит и встанет около горшка.

Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание на мой наряд и на наряды девочек? А какой вид росписи напоминает вам убранство нашего зала?

Дети: Гжель.

Воспитатель: Да. И сегодня мы подробнее поговорим об этом промысле. Вспомните, почему этот вид промысла называется гжелью?

Дети: Потому что изделия делают в подмосковной деревне Гжель.

Воспитатель: Почему гжельские мастера выбрали для своих изделий сине-белый цвет?

Дети: Потому что считают, что у них в деревне самое синее небо и самые белые облака.

Воспитатель: Какие изделия делают мастера?

Дети: Гжельские мастера делают посуду, сувениры, подсвечники, часы, фигурки людей и животных.

Воспитатель: Что любят изображать на своих изделиях мастера?

Дети: Цветы, гжельскую розу, птиц, бордюры, животных, сценки из жизни людей.

Воспитатель: Какие элементы гжельской росписи вы знаете?

Дети: Мазок, капелька, сеточка, прямые линии, волнистые, дугообразные.

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста к столу, где находятся изделия гжельских мастеров. Что сделали мастера?

Дети: Чайники, блюдца, вазу, часики, подсвечник и т.д.

Воспитатель: Что изобразили мастера на своих изделиях?

Дети: Веточки, листики, бордюры, птицу и т.д.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на эту красоту и попробуйте прибавить к слову гжель ласковое слово. Гжель какая?

Дети: Гжель сказочная, волшебная, хрупкая, необыкновенная, нарядная, прекрасная, голубая и т.п.

Воспитатель: Молодцы! О гжели много стихов и песен сложено.

                    Гжель приятна и нежна! Гжель красива и хрупка!

                    То в печи она калилась, то в глазури притомилась,

                     А сегодня гжель моя щедро радует меня!

Реб. 5:  Над полями, над лугами льется песня в синеву.

             Про озера голубые я, друзья, вам расскажу.

             О русской о  сторонушке и о певце соловушке,

             О гжели я поведаю и ласково спою!

Воспитатель: Присядьте, ребята и посмотрите на танец-песню, которую приготовили наши девочки.

Танец-песня "Гжель" (Музыка и слова З.А. Роот)

Воспитатель: Спасибо за замечательный танец и нежную песню! Мы с вами полюбовались на замечательные изделия гжельских мастеров. Вот бы и нам устроить такую выставку в детском саду! Если бы вы были мастерами, то как украсили бы свои изделия? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы так много знаете о гжели, что из вас получились бы настоящие мастера.

                                Волшебство одно я знаю, дивным чудом обладаю:

                                Стоит только захотеть, стоит лишь мне посмотреть,

                                Вам глаза на миг закрыть и волшебный вспомнить вмиг

                                Гжели сказочный изгиб, то вы сейчас не детвора,

                                А волшебной гжели мастера!

А это - ваша мастерская. Что вам понадобится для работы? (Воспитатель раскидывает разноцветные шары голубого, белого и синего цвета):

                                 Входит сказка, у ворот с нами водит хоровод.

                                 Подарила для игры разноцветные шары.

                                 Раз, два. три! Шары собери!

                                 А теперь ищи столы, где такие же шары.

                                 Шар волшебный, дай ответ,

                                 Ты раскрой нам свой секрет!

Загадки:

1. На голове пуговка, в ноге решето. Одна рука на спине. Что это? (Чайник)

2. Круглое, как солнышко. Плоское, имеет тоненькое донышко. В нем суп и каша всего краше? (Блюдо)

3. Рвали мы цветики ранней весной и с братцем несли их скорее домой. Сперва положили их в маленький тазик. Нет, некрасиво! Поставим их в ... (Вазу!)

Воспитатель предлагает детям разукрасить приготовленные шаблоны чайника, блюда и вазы.

Мои дети мастера, заводная детвора!

Любят рисовать, лепить, чтоб искусству угодить!

Воспитатель вспоминает с детьми приемы работы над гжельской росписью, затем дети приступают к работе под тихое звучание русских народных мелодий.

По окончании работы воспитатель говорит:

И сегодня увидели внуки то, что дедам не снилось вчера:

Золотые российские руки, в каждом доме живут мастера!

Ребята, покажите рисунки нашим гостям!

(Демонстрация рисунков)

Воспитатель: Отдохнули? Теперь можно поплясать, свою удаль показать!

(Танец "Кадриль")

Воспитатель: Играми и плясками сыт не будешь. Славится русский народ гостеприимством да угощением! Мы вас к чаю приглашаем, наш чай с сюрпризом.

Чай горячий - наша сила, украшение стола.

С чаю лихо не бывает, так в народе говорят.

Чай - здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!

Дорогие ребята, дорогие гости, приглашаем вас за столы дубовые отведать праздничное угощение!

(Чаепитие)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Волшебная Гжель" в подготовительной группе

Знакомство детей с русским декоративным искусством " Волшебная Гжель"...

Проект по художественно-эстетическому развитию "Волшебная гжель"

Стратегическая цель проекта - развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством. В качестве научной основы  проекта испол...

Проект "Волшебная гжель"

Тема проекта «Волшебная гжель» на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:Как познакомить дошкольников с историей возникновен...

Творческое развивающее занятие для детей старшей группы "Волшебная гжель"

Цель занятия:сформировать потребность в прекрасном, воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками.Задача: закрепить знание элементов Гжель...

Рисование на тему" Волшебная гжель"

   Рисование на тему«Волшебная гжель» Задачи:- формировать представление о народно – прикладном искусстве, познакомить с элементами гжельской росписи;- учи...

НОД "Волшебная гжель"

Цель:Формирование чувства гордости за талант своего народа, воспитание интереса к народным художественным промыслам на примере гжельской керамики.Задачи:...

Проект "Волшебная Гжель" с детьми старшего дошкольного возраста.

Проект "Волшебная гжель" был выбран самими детьми, которые побывали в музее и решили ближе познакомиться с художественной росписью гжель. Поделки сделанные руками детей всегда очень ценны и ...