План- конспект педагогического мероприятия
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Дубовикова Наталия Николаевна

Рисование сувениров с элементами хохломской росписи.

Цель: Формирование умения выполнения декоративных узоров хохломской росписи в изобразительной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект педагогического мероприятия

Ф.И.О. педагога

Дубовикова Наталия Николаевна

Дата проведения:

18.05.2022

Возрастная группа:

Подготовительная группа

Тема ОС:

Рисование сувениров с элементами хохломской росписи.

Методика

Т.С.Комарова

Культурная практика:

Изобразительная деятельность.

Культурно-смысловой контекст:

Создание игровой атрибутики для сувенирной лавки в рамках сюжетно-ролевой  игры «Зоопарк».

Цель:

Формирование умения выполнения декоративных узоров хохломской росписи  в изобразительной  деятельности.

Задачи:

-выяснить способы верхового письма и фонового письма;

- освоить умение применять цветовую гамму в соответствии с узором;

-отрабатывать навыки мыслительных операций: анализа, сравнения и уподобления;

-проявлять  аккуратность в работе;

-воспитывать интерес к культурному наследию своей страны.

Оборудование:

 Фотография министра культуры Иркутской области,  письмо из министерства культуры.

 Схема проекта иркутского зоопарка.

Стилизованные трафареты (ложка, тарелка, блюдо, чашка) для сувениров трех цветов: золотой фон, черный фон, красный фон.

Эмблемы с абривиатурой «ВП» и «ФП»

 Посуда с хохломской росписью, акварельные краски, кисти, альбомы, емкость под воду.

Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Хохлома. Изделия народных мастеров».

Фонограмма «Круговая пляска», русская народная мелодия, обр. С. Разоренова.

Предварительная работа:

 Рассматривание иллюстраций из серии наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках. Хохлома. Изделия народных мастеров», виртуальная экскурсия «Золотая Хохлома». Рассматривание атрибутов из мини-музея «Народные промыслы». Рассматривание расписной мебели в музыкальном зале.

 Создание проекта Иркутского зоопарка.

Разучивание текста и движений пальчиковой гимнастики «Мои пальчики». (Сайкина Е., Фирилеева Ж.

Физкульт-привет минуткам и паузам.- СПб: Детсво-ПРЕСС)

Этапы занятия:

Деятельность педагога. Приемы работы

Деятельность детей

Планируемые результаты

 1.Этап. Вводный.

Организационный.

Сюрпризный момент.

Дидактическая задача: мотивировать детей

Педагог показывает письмо.

Педагог читает  письмо сам или просит прочитать ребят:

«Дорогие ребята!

Мне очень понравился ваш проект нового зоопарка в нашем городе. Но в проекте не предусмотрен  магазин сувениров.

Большим спросом у иностранных туристов пользуются изделия хохломских мастеров. Нашему городу нужна ваша помощь.

 Необходимо  подготовить сувениры с хохломской росписью.

С уважением – министр культуры».

Ребята, нужна  наша помощь. Вы хотите помочь? А сможете? А что мы можем сделать?

Дети слушают письмо, принимают условия. Проявляют заинтересованность, включаются в процесс.

Обсуждают варианты помощи. Самостоятельно выбирают, что именно будут делать.

 Дети проявляют интерес , видят проблему и формулируют цель.

Учатся организовывать и планировать свои действия в соответствии с предлагаемыми условиями.

2. Этап. Основной.

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания детей;

2)тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память.

Дидактическая игра: «Узнай узор»

Педагог располагает  иллюстрации с различными видами росписи и предлагает ребятам выбрать те, на которых изображены предметы с хохломской росписью.

Дидактические задачи:

1) создать мотивацию  для  творческого замысла;

2) формировать под руководством педагога опыт использования новых элементов

Педагог обращает внимание детей на то, что хохломские  сувениры могут выполняться двумя способами с использованием верхового письма и фонового письма, поэтому необходимо придерживаться этого правила.

Узнают элементы, объясняют свой выбор.

Активно обсуждают, высказывают предположения.

Дети слушают  педагога, знакомятся с новыми  правилами.

Продолжают овладевать универсальными предпосылками

учебной деятельности

В процессе деятельности дети получают возможность выяснить способы верхового письма и фонового письма;

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с новым знанием;

2)сформировать опыт использования.

Педагог демонстрирует иллюстрации и зачитывает  поясняющий текст.

 Уточняющие вопросы  педагога.

Дидактическое упражнение.

Педагог предлагает подумать и разделить выставленные образцы сувениров на две группы:

1- сувениры, выполненные с помощью фонового письма. Эти сувениры необходимо разместить на столе с эмблемой «В.П.»

2-сувениры выполненные с помощью верхового письма. Эти сувениры расположить на столе с эмблемой «Ф.П.»

Пальчиковая гимнастика.

Педагог предлагает выполнить пальчиковую гимнастику «Мои пальчики».

Создание продукта.

Дидактические задачи:

1) освоить новые способы верхового и фонового

Письма;

2) закрепить навыки в изобразительной деятельности.

Воспитатель предлагает приступить к изготовлению сувениров, выбрав для работы трафарет по своему желанию.

Педагог включает фоновую музыку.

Фонограмма «Круговая пляска», русская народная мелодия, обр. С. Разоренова.

Дети знакомятся с новым знанием, обсуждают услышанное вместе с педагогом  и друг с другом

Дети рассматривают предложенные образцы и выполняют задание на разделение на группы в соответствии с условием.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Дети приступают к работе, выбирают трафареты для работы по своему желанию.

Выполняют задание, опираясь на приобретенные знания.

Дети получают возможность отработать навыки мыслительных операций: анализа, сравнения и уподобления;

Происходит координирование общей и тонкой моторики, вызываются положительные эмоции.

В процессе изобразительной деятельности дети могут освоить умение применять цветовую гамму в соответствии с узором;

проявляя аккуратность в работе.

Получают позитивный настрой от процесса рисования.

3. Этап. Заключительный.

Рефлексия познавательной деятельности

Дидактические задачи:

1)провести рефлексию деятельности на занятии;

2)акцентировать внимание на приобретенном навыке

Вопросы педагога:

-Смогли мы помочь нашему зоопарку? Что вам больше понравилось? Что было трудным?

Где нам смогут пригодиться наши сувениры и поделки?

Переход в другую деятельность.

Дети делятся впечатлениями. Рассказывают о своем выборе объекта деятельности.

Проговаривают  способ, который помог  выполнить задание.

Предлагают использовать поделки в игре.

Дети  справились с заданием и получили позитивный опыт творческой деятельности с применением новых знаний .

Комментарии к сценарию.Литература:

1. От рождения и до школы. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 5-6 лет/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.

2.Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками.2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2015.- 128 с.

3. Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе  группа. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 Г.-112 С.

5. Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.( с.60-61).

Анализ педагогического мероприятия

Конспект занятия подготовлен для детей подготовительной группы по тематической неделе «Зоопарк».

        Занятие разработано в рамках методики Т.С. Комаровой.

Игровая мотивация, осуществленная в начале занятия, обеспечила активное включение детей в творческий процесс. Удачной находкой послужили варианты помощи при открытии зоопарка. Дети получили возможность выбора «детской цели», которая оказалась приемлемой для реализации в процессе изобразительной деятельности. Педагогом использовались репродуктивные методы, которые помогли уточнить и актуализировать знания об особенностях внешнего вида хохломских сувениров.

В соответствии с методикой дети подводятся к знакомству с новыми знаниями, используя информационно-рецептивный метод.

В ходе занятия педагогом используется репродуктивный метод, который позволяет закрепить полученный опыт и знания. Во время изготовления сувениров дети получили возможность творческой  импровизации  в оформлении трафаретов.

Рефлексия, проведенная в конце занятия, обеспечила формирование первичного опыта осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к творческой деятельности. Дети получили возможность прикоснуться к народной культуре своей страны, расширили свои знания, реализовали свои устремления на оказание действенной помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект педагогического мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста "Забавные снеговики"

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие (аппликация).Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развити...

План - конспект педагогического мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста «Друзья зайчика»

Форма работы: интегрированное занятие. Тема: «Друзья зайчика» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие (аппликация)Интеграция образовательных обл...

План-конспект педагогического мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с городом»

Форма работы: интегрированное занятие.Тема: «Знакомство с городом» по ПДДОбразовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие, художественно-эст...

План-конспект педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет. Квест "Музыка Осени"

Данное педагогическое мероприятие насыщенно разнообразными методами и приемами, разными видами музыкальной деятельности....