Конспект НОД «Экскурсия в художественную галерею»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Хоменюк Виктория Витальевна

В наше время – время богатой компьютерной технологии, дети не замечают красоту вокруг себя, становятся эмоционально бедны, не могут показать своё отношение к чему-либо, выразить чувства. Поэтому просто необходимо знакомить детей с произведениями искусства  с детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_kartinam_russkih_hudozhnikov.docx702.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 п.Волома

                                          Конспект НОД «Экскурсия в художественную галерею»

        (Подготовительная группа)

Выполнила: воспитатель Хоменюк В.В.

Цель: Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о пейзаже, натюрморте, портрете как жанре живописи.

Задачи:

- Продолжать знакомство с творчеством русских художников, развивать желание рассматривать картины, видеть мелкие, незначительные детали.

-Закрепить знание жанров изобразительных произведений(портрет, пейзаж, натюрморт),

- Учить детей рисовать с натуры различные фрукты подбирая нужные цвета, совершенствовать навыки работы гуашью, развивать самостоятельность и художественно- творческие способности

-Развивать творческое воображение желание высказываться по поводу увиденного; умение отвечать на вопросы воспитателя- обогащать словарный запас.

-Приобщать детей к русской национальной культуре; способствовать развитию эстетического вкуса.

- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание доводить начатое дело до конца

Материал и оборудование :

1. Репродукции картин:В.А. Серова «Девочка с персиками»,, А.К. Саврасова «Грачи прилетели»,И.И Шишкин «На севере диком», И.И. Машков «Синие сливы», И.Е Репин «Портрет Пушкина», И.Т. Хруцкий «Натюрморт»,

2. бумага для рисования, гуашь, ластик, простой карандаш, кисти, стаканчики  с водой, палитра, свежие фрукты, большое блюдо.

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей.

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Мотивационная технология.

Ребята, сегодня в группе  я увидела одну интересную афишу. А вы знаете что такое афиша?  Ведь афиши вывешивают, когда проходит какое - то мероприятие. И вот что здесь написано: «14 декабря приглашаем на выставку картин русских художников, которая будет проходить по адресу: п.Волома, улица 23-го Съезда, дом 7. Все желающие могут прочитать и посетить эту выставку. Выставка картин русских художников уже начала свою работу, посмотрите, сколько уже желающих посетить картинную галерею. А вы хотите посетить картинную галерею?

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Создание положительного эмоционального фона.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Коммуникативная технология. Я вас сегодня хочу пригласить в картинную галерею и предлагаю приобрести билеты в кассе.  Прежде чем отправиться на выставку, давайте с вами вспомним правила поведения.

Закрепление детьми знаний.

Дети показывают схемы и называют: не шуметь; громко не разговаривать; не толкаться; не бегать; руками не трогать, только смотреть.

Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей.

Развитие артикуляционной речи.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Проблемно – поисковая технология.                                                 Ребята, как вы думаете, а для чего нужны выставки?

Ответы детей.

Развитие логического мышления.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Исследовательская технология.                                                          Приглашаю Вас в картинную галерею, сегодня я буду вашим  экскурсоводом. Здесь выставлены картины знаменитых русских художников. . Репродукции картин: В.А. Серова «Девочка с персиками»,, А.К. Саврасова «Грачи прилетели»,И.И Шишкин «На севере диком», И.И. Машков «Синие сливы», И.Е Репин «Портрет Пушкина», И.Т. Хруцкий  «Натюрморт».  Рассматривание и рассуждения об увиденном    ( Приложение 1).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется портрет.

 

Если видишь на картине —

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

 Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

 Знай, что это — натюрморт

Если видишь на картине — Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Мы побывали с вами в художественной галерее, узнали и увидели много интересных картин. Вы хотели бы еще раз посетить галерею, познакомиться с другими полотнами, может быть, самим выступить в роли экскурсоводов?

У  вас появилась любимая картина?  Назовите ее.

Дети обсуждают наиболее понравившиеся картины.

Ответы детей.

Отгадывают загадки, высказывают свое мнение.

Активизировать познавательную  деятельность  детей через рассматривание и обсуждение репродукций картин русских художников

5. Включение нового знания в систему знаний и умений

Коммуникативная   технология.    

Слякоть. Лужи. Непогода.

Дождевое время года. Тучи небо бороздят,

В парке пёстрый листопад. Ветер песни завывает,

В кучи листики сметает. Дождик льёт как из ведра.

Что за дивная пора?! (Осень)

Осень чудесное время года, а чем люди занимаются осенью?

Сейчас мы все превратимся в художников и нарисуем натюрморт

Карандаш  в  руке  катаю, Между  пальчиков  кручу.

Непременно  каждый  пальчик  Быть  послушным  научу                             (Приложение 2)

Рассматривают натюрморт,

Отвечают на вопросы.

Активизировать познавательную деятельность, через беседу.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Рефлексивная технология. У вас осталось много впечатлений от увиденного: кому-то было весело, радостно. Что- то понравилось, кому-то грустно,а может кого-то из вас что-то удивило. Что мы сегодня рисовали? (натюрморт  ). Каждый придумайте название своей картине, что в вашей картине нравится больше всего?

Индивидуальные высказывания детей.

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.

Приложение 1                                                                    

А теперь мы подошли  к  картине  Алексея Кондратьевича  Саврасова «Грачи прилетели». А в каком жанре написана эта картина , вы узнаете из стихотворения:

Если видишь на картине

Нарисована река.

Или ель  и белый иней,

 Или лес и облака,

Или снежная  равнина,

 Или поле и шалаш,

То подобная картина называется…. (Пейзаж)

Что такое , дети, пейзаж. Да, это когда художник пишет про природу в разное время года. Вот эту картину «Грачи прилетели» можно назвать пейзажем? Какое настроение у прилетевших грачей? Чему радуются вестники весны? Какие деревья выбрали грачи? Есть ли на картине солнышко ? Какое небо? Какой снег? Какие чувства вызывает у вас эта картина?

А теперь встречи с нами ждет следующая картина. Но вначале послушаем стихотворение:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас.

Или принц в плаще старинном.

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина.

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется……. (Портрет)

И так, перед нами знаменитая картина художника Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками»

О чем вы думаете, когда смотрите на портрет девочки?

Что вам нравится в девочке? Что можно сказать о ее характере, настроении. А чтобы вы сказали бы этой девочке? Как вы думаете, что она будет делать дальше?

Ребята, а может быть так, что художник захотел нарисовать самого себя?

Как вы думаете, как будет называться такая картина.

Да, это будет автопортрет.

Внимательно посмотрите на эту картину, вам знаком человек который изображен? Да, Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт. Репин Илья Ефимович так его изобразил как будто сам Пушкин смотрит на нас с картины и спрашивает: А ты читал мои произведения? Ребята, а давайте вспомним, какие произведения Александра Сергеевича вам знакомы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.      

Вот такое красивое стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин об осени (Отрывок из поэмы Евгений Онегин.)

А сейчас я вам прочту стихотворение об одном жанре живописи. Назовите его правильно:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу.

Или грушу. Или торт.

Или все предметы сразу –

Знайте, что это …(натюрморт)

Правильно,  картины где нарисован окружающий быт, предметы обстановки

Называются  - натюрморт.

 И в нашей галерее знаменитый натюрморт Ильи Ивановича Машкова «Синие сливы»

Какая необычная композиция натюрморта! Тарелка с яркими синими сливами стоит в самом центре картины, на столе, она здесь самая главная. Сливы лежат по кругу тарелки, как бусы.

- Синий цвет – это какой цвет теплый или холодный? (Холодный)

- А в центре слив, сверху лежит ярко-оранжево-красный крупный персик. Вокруг тарелки тоже красуются красные, желтые, оранжевые персики. Картина очень нарядная.

- А какой цвет фона и стола? (Серовато-белый).

- Он не мешает видеть фрукты, а наоборот, подчеркивает их красоту. Фрукты как бы ведут дружный хоровод, любуются друг другом. 

Картина И.И.Шишкина названа по первой строчке стихотворения М.Ю.Лермонтова

Ребята, нравится вам эта картина?

- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа? (Синие, голубые, серые, чёрные, коричневые, белые и т.д.) - Что изображено на переднем плане? (Сосна.)

- Какими словами можно сказать о сосне? Какая она? (Тихая, спокойная, красивая, усталая, задумчивая, высокая, стройная, лохматая, могучая, величественная, старая, мудрая, одинокая, грустная, печальная и т.д.) - Что изображено на заднем плане? (Небо.)

- Какими словами можно сказать о небе? Какое оно? (Хмурое, тёмное, холодное, вечернее и т.д.) Послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Риза – устар. платье, одеяние.

- Поэт изобразил заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и коричневато-жёлтый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.

- Как вы думаете, с каким настроением писал картину художник? (С грустью, тоской, печалью и т.д.)

- Как вы догадались об этом? Какие краски указывают на это? ( Тёмно-голубая, чёрная, серая, коричневая.)

- Какие детали говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжёлые облака и т.д.) А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны? (Лунный свет.)

- Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у неё были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь?

- С кем она могла общаться? (С ветром, солнцем, луной, снегом и т.д.)

- Как вы считаете, о чём думает сосна? Что она видела в своей жизни?

Какие картины Ивана Ивановича Шишкина вы знаете?

Картина «:Натюрморт» автор  Иван Трофимович Хруцкий

Как вы думаете, дети, какое настроение было у художника, когда он решил нарисовать эту

картину? Чему он был рад? Да, обилию овощей, фруктов, грибов! Как их много, какие они все

красивые, нарядные!

Давайте рассмотрим картину подробно. Какие овощи лежат близко к нам — на переднем плане? Справа — большая тыква. Она зеленовато-желтая, ее гладкие бока поблескивают на солнышке. А слева что лежит? Горка зеленых огурцов. Между ними красуются красный помидор и гриб-боровик, упавший из корзинки. Как вы думаете, откуда принесли сюда все эти плоды и грибы? Посмотрите, что лежит рядом с ними? Стопка монет. Ну конечно же, хозяйка принесла все это великолепие с базара. Овощи плотные, крепкие, зрелые. Художник как будто сравнивает их с изящной стеклянной бутылкой и

стаканом — такими хрупкими, тонкими; сквозь прозрачную чистую воду просвечивает стол.

А что мы видим еще? В трех корзинках красуются грибы, яблоки, морковь, зелень. Обратите

внимание: все корзинки сплетены по-разному. Посмотрите на корзину с грибами. Какие грибы вы узнали? Да, плотные, с толстыми белыми ножками и коричневыми шляпками боровики. А как красивы сыроежки и моховички! Вы их узнали? Расскажите о них. Какие они по форме, цвету? Посмотрите на эту нарядную корзинку с яблоками. Расскажите об этих яблоках. Какие они? Да, спелые, бело-розовые, с блестящими тугими бочками — соку спелого полны, так румяны и душисты, так нарядно-золотисты! Кажется, что от них исходит тонкий аромат.

А что лежит около корзинки? Три золотисто-спелых луковицы. Правда ведь, и они тоже очень нарядные

А что это возвышается над всеми фруктами, овощами и грибами, на дальнем плане? Большая,

высокая коричневая корзина с разной зеленью, а наверху — оранжево-красная морковь и петрушка с длинными зелеными хвостиками.

Приложение 2

Ребята, отгадайте загадку

Слякоть. Лужи. Непогода.

Дождевое время года.

Тучи небо бороздят,

В парке пёстрый листопад.

Ветер песни завывает,

В кучи листики сметает.

Дождик льёт как из ведра.

Что за дивная пора?! (Осень)

Осень чудесное время года, а чем люди занимаются осенью(сбор урожая, заготовки к зиме)

Сейчас мы все превратимся в художников и нарисуем натюрморт.

Предлагаю вам составить натюрморт, который мы потом нарисуем. В начале, мы расположим все предметы на картине простым карандашом, это называется эскизом будущего произведения. А затем, переходим основных предметов натюрморта. Какой фрукт вы видете целиком – на переднем плане, какой спрятался за яблоком, на какую геометрическую фигуру похоже яблоко, апельсин? Как  получить оранжевый цвет(смешать красный и желтый). Как вы назовете свои картины? Можем ли мы сделать выставку ваших картин?

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото картинная галерея\IMG_8435.JPG

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото картинная галерея\IMG_8437.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с жанрами живописи "Экскурсия в картинную галерею"

Полный конспект занятия по ознакомлению детей с пейзажем, натюрмортом, портретом. Занятие было показано на областных курсах при ИППК и получило оценку "отлично"....

Конспект экскурсии в художественную галерею.

Продолжать знакомить детей с творчеством  русских художников, расширять представления о жанрах живописи, способствовать формированию эстетических чувств...

Конспект занятия "Экскурсия в картинную галерею"

Цель: Расширить представления детей о живописи.Задачи:1. Закрепить знания детей о разных видах живописи: натюрморт, портрет, пейзаж.2. Создать условия для экспериментирования с различными материалами ...

Конспект НОД Экскурсия в картинную галерею

Автором представлен конспект НОД по познавательному развитию....

КОНСПЕКТ Совместная интегрированная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в картинную галерею» (образовательная область художественн

Цель:           Продолжать  знакомить  детей с произведениями русских художников.         Образовательные...