Статья РАЗВИТИЕ ИДЕИ «ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА» В ПЕДАГОГИКЕ
статья по рисованию

В статье раскрывается идея «полихудожественного подхода» в отечественной педагогике. особенности использования интегрированного подхода и взаимодействия разных видов искусств, полихудожественных технологий в педагогическом процессе, интегрированного подхода в организации предметно-развивающей среды дошкольной ступени образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_idei_polihudozhestvennogo_podhoda_v_pedagogike.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мальцева Мария Валентиновна, воспитатель ГБДОУ детский сад №69 "Марина" Красногвардейского района СПб

РГПУ им. А.И. Герцена

РАЗВИТИЕ ИДЕИ «ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА» В ПЕДАГОГИКЕ

Идея «полихудожественного подхода» в отечественной педагогике сформировалась достаточно недавно. Популярность ее постоянно растет, что связано с особенностями современной культуры, необходимостью использования интегрированного подхода и взаимодействия разных видов искусств, полихудожественных технологий в педагогическом процессе, интегрированного подхода в организации предметно-развивающей среды дошкольной ступени образования.

Изначально происхождение данной идеи связано с синкретизмом (синтез, слияние), что подразумевает нераздельную слитность всех видов художественного проявления — слова, пения, танцев, движений в ритуалах, в которых участвовало племя, соединяя это с игрой, языческими верованиями в едином художественном действе.

Понятие интеграции тождественно определению синестезии, синкретизму. Интеграция в современной науке рассматривается, как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Наибольшее развитие термин синкретизм получил в начале XX века. Интерес к нему проявили ученые из разных научных областей: Н.К. Рерих, П.П. Блонский, развивая идею «эстетического комплекса», «музейно-эстетические» экскурсии А.В. Бакушинского, синтез искусств П.А. Флоренского, синкретизм детского художественного творчества Л.С. Выготского.

Проявились 2 типа представлений о взаимодействии разных видов искусств: синкретизм и представление об искусстве и культуре, как продукте возвышенной человеческой духовности.

Высшим в развитии каждого искусства, по П.А. Флоренскому, является их слияние в единое Искусство с Большой буквы.

В противовес тезису П.А. Флоренского выступает тезис Бакушинского-Выготского. Теория синкретизма раннего детского художественного развития предполагает, что сначала все виды искусства у ребёнка нераздельны, а затем в ходе раздельного предметного преподавания каждое из них обретает собственную специфику.

Дальнейшее развитие эти идеи получили в трудах М.С. Кагана в 70-е годы XX века. Художественная культура — сложное, многомерное явление, в ней могут быть выделены три «измерения»: «всеобщее пространство» художественной деятельности, синтезирующее те или иные способы нехудожественной деятельности; общее для всего «мира искусства» духовное содержание; организационно-функциональное измерение, т.к. представляет собой исторически изменчивый способ социальной организации всей художественной деятельности.

        Поэтому художественное воспитание включает в себя полихудожественное образование, формирование художественного вкуса (способности понимать языки различных искусств, потребности в общении с произведениями искусства, любви к нему как источнику высоких духовных радостей). Достижение этой цели зависит от опоры на механизмы общения, обеспечивающие передачу всех видов ценностей (нравственных, политических, эстетических). В общем значении общение характеризует связь воспитуемого с воспитателем: В специфическом — общение с произведением искусства, развёртывающееся в воображении.

К концу XX все острее стала проявляться необходимость интегрированного подхода к изучению художественной культуры, взаимодействие разных видов искусства, памятников культуры, соединяющие в себе архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, костюмы, интерьер, театрально-драматургическую режиссуру, и природно-ландшафтное окружение, парки и т.д. Все это делает непременным использование интегрированного подхода и комплексных полихудожественных технологий. Интегрированный подход к искусству и художественной культуре можно воспринимать как синтез самых разнородных (художественных и «внехудожественных» М.С.Каган) факторов.

Продолжая идею интеграции разных видов искусств, Б.П. Юсов выдвигает идею полихудожественного подхода. Суть его, заключается в интегрированном взаимодействии разных форм и видов художественной деятельности и художественного творчества дошкольников; привлечение ко всем видам и формам деятельности собственных сил и возможностей ребёнка, актуализация детского художественного творчества.

Б.П. Юсовым и Л.Г. Савенковой были разработаны интегрированные программы, выявлены критерии уровня художественной развитости, педагогические условия интегрированного освоения искусства, определены принципы интегрированного подхода. Акцент они ставили на творческое развитие ребенка в разных формах и видах художественной деятельности.

Л.Г. Савенкова, продолжая идею Б.П. Юсова, разработала подход преподавания детям разных видов искусств с позиций предметно-пространственного, полихудожественного развития. Она развивала идею П.А. Флоренского о том, что «каждое искусство есть средство организации пространства». Под пространством понимается возможность про-странство-вать или прожить, изучить, освоить, осознать с разных позиций образ искусства.

Прежде детей знакомили с внешней стороной искусства, опираясь на память, умение и способность запомнить, воспроизвести, исполнить, рассказать о чужом, возможно, и высоком творчестве. Теперь главным выступает развитие творческих возможностей самого ребёнка — разнообразное детское художественное творчество. Поэтому художественное воспитание включает в себя не только формирование художественного вкуса, способности понимать «языки» различных искусств, потребности в общении с произведениями искусства, любви к нему как источнику высоких духовных радостей, но и полихудожественное образование.

На данный момент Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой, Л.В. Пантелеевой, Г.Н. Пантелеевым апробированы различные варианты интеграции занятий художественно-эстетического цикла: использование одного образа в разных видах изобразительной деятельности; объединение двух или более видов искусств на одном занятии; переживают художественный образ одного вида искусства, а воплощают его в другом.

И на современном этапе полихудожественный подход не теряет своей значимости: необходимость его дальнейшей разработки перед учеными и педагогами-практиками выдвигают новые нормативные документы.

Таким образом, использование полихудожественного подхода дает возможность помимо общего психического развития (воображения, образного мышления, речи, творчества), интегрированного взаимодействия разных форм и видов художественной деятельности и художественного творчества дошкольников за счет привлечения ко всем видам и формам деятельности собственных сил и возможностей ребёнка, актуализации разнообразного детского художественного творчества.

Литература:

  1. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. - Л., 1984.
  2. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». — М.: «Спутник», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полихудожественный подход в системе художествено-эстетического образования

Применение  полихудожественного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...

Статья "Развитие речи дошкольников через музейную педагогику"

Использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.Теория и практика....

Статья "Полихудожественный подход в организации совестной деятельности по музыкальному воспитанию"

quot;Полихдожественный подход в организации совместной деятельности по музыкальному воспитанию"...

Статья «Полихудожественный подход в формировании творческих способностей младших дошкольников»

Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Полихудожественный подход в формирова...

Занятие в старшей группе с использованием полихудожественного подхода в развитии на тему "Колыбельная для Машеньки"

Занятие в старшей группе с использованием полихудожественного подхода в развитии на тему "Колыбельная для Машеньки"...

Развитие речи на основе полихудожественного подхода у детей старшего дошкольного возраста

Применение полихудожественного подхода в условиях дошкольного учреждения эффективно для реализации задач речевого развития как детей с речевой патологией, так и для детей с нормальной речью....