Статья "Полихудожественный подход в организации совестной деятельности по музыкальному воспитанию"
статья (старшая, подготовительная группа)

Столетова Наталья Викторовна

"Полихдожественный подход в организации совместной деятельности по музыкальному воспитанию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stoletova_n.v._303_sad_statya_polihud_podhod.docx18.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Н.В. Столетова, музыкальный руководитель МКДОУ д/с № 303 первой квалификационной категории

Полихудожественный подход в организации совместной деятельности по музыкальному воспитанию

Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними.Приобщить ребенка к красоте и гармонии, к миру искусства, пробудить его творческие силы и желание заниматься различными видами художественной деятельности - важнейшая задача воспитания.

Одним из эффективных направлений современной педагогики, которое позволяет решать эти сложные педагогические задачи, является полихудожественный подход к организации образовательного процесса. 

«Поли» – много, «художеств» – искусств, т.е. много искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа.

Актуальность полихудожественного подхода к системе образования обусловлена ​​требованиями общества на современном этапе его развития:

-развитие способности ребенка к самостоятельному  активному освоению мира;

- стимулирование  у него стремления к самореализации;

- формирование творческой активности во всех сферах деятельности.

Идею полихудожественного подхода к воспитанию впервые обосновал доктор педагогических наук, профессор Б. Юсов, определяя его как «интегрированное взаимодействие различных форм и видов художественной деятельности и художественного творчества».

Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга. Совершенствуются приемы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы художественной сферы.Главная задача музыкального руководителя - развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольников и совершенствование предоставляемых им природой умений (слышать, видеть, чувствовать, двигаться, общаться), формирование художественно-эстетической компетенции, творческой индивидуальности ребенка. 

Для этого в своей работе я использую полихудожественный подход как интеграцию видов искусства и детской деятельности.

На каждом музыкальном занятии использую слушание классической музыки. Во время восприятия предлагаю рассмотреть картины, и дополняем увиденное и услышанное художественным словом. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре произведения, сравнивает музыку с текстом стихотворения, сопоставляет с картиной.

Организация занятий с использованием полихудожественного подходаосновывается на программе Самолдиной К.А., Марковой Е.П. «Полихудожественный подход квоспитанию дошкольников» в следующих формах: непосредственно образовательная деятельность (подгрупповая, фронтальная) и совместная деятельность (подгрупповая, индивидуальная).

Приемы и методы:

искусствоведческая беседа;

анализ картин;

«оживление» картины, «вхождение, погружение в картину»;

восприятие любого вида искусства всеми органами чувств(слышит музыку, стихи, видит образ и т.д.);

метод оживления детских эмоций;

экскурсии и наблюдения;

чтение художественной литературы;

дидактические игры;

игры-ассоциации;

этюды;

продуктивная деятельность;

организация выставок детского творчества, праздники.

При выборе музыкального, художественного произведений и изобразительного искусства необходимо помнить, что все они должны соответствовать данной тематике, характеру, образу. Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Для полного создания образа мне помогают: танцевальное творчество, музицирование, ритмопластика, изобразительная деятельность. Например, мы прослушали «Концерт №1 для фортепьяно с оркестром» Э. Грига, полюбовались на красоту природы в картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода», насладились поэзией И. А. Бунина «Бушует полая вода…», и всё это отразили в ритмопластике «Пробуждение природы», танцевальной композиции «Вешние воды», изобразили капель на детских музыкальных инструментах, спели песни о весне. Применяемые элементы ритмопластики раскрепощают детей, дают почувствовать мышечную свободу, что позволяет более точно передать образ. При этом ребёнок получает такой багаж знаний, умений, положительных эмоций, которые затем позволяют, с помощью различных материалов, изобразить свою картину. Для этого мы с ребятами используем не только краски, бумагу, но и ткани (рисование на ткани, выкладывание на ткани образов различными материалами). Таким образом, в конце занятия дети создают индивидуальный или совместный продукт своей деятельности.

Такая интеграция видов художественной и детской деятельности положительно влияет на становление духовных потребностей ребёнка, на формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку, природе, Родине сразу несколькими средствами искусства одновременно и в комплексе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: Инновационные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Светлячок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

Образовательный проект «Мой край родной» для детей младшего дошкольного возраста. Инновационные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила  перед педагогами...

Систематический подход к организации работы по нравственно–патриотическому воспитанию дошкольников

Обобщён и представлен педагогический опыт по систематическому подходу к организации нравственно-пвтриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ, с учетом трёх направлений: Среда, непосредственно образов...

Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в формировании духовно-нравственного воспитания старших дошкольников

В современном обществе духовно-нравственное воспитание имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия в стране многонациональной, с множеством р...

Из опыта работы. "Инновационный подход к организации здоровьесберегающей среды в дошкольном воспитании" (Публикация в сборнике)

Выступление на конференции по теме : "Инновационный подход к организации здоровьесберегающей среды в дошкольном воспитании"...

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- как форма организации совместной деятельности»

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- ...

Проблемы развития и поддержки детской инициативы в процессе организации образовательной деятельности по музыкальному воспитанию

Проблема развития и поддержки детской инициативы все чаще обозначается в документах, отражающих современные направления развития отечественного образования. Доклад и презентация по теме....