Творческое занятие с детьми 5-6 лет с применением техники «Монотипия». Из опыта работы педагога-психолога
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Пастор Нина Николаевна

Монотипия - одна из наиболее эффективных техник арт-терапевтического направления. Она легко исполнима, хорошо интегрируется в  образовательный процесс. Также при выборе этого вида арт-терапевтической деятельности можно легко подстраивать прямо по ходу занятия весь творческий процесс и его наполнение, акцентировать внимание на том, что важно в данный момент жизни. ребёнка или взрослого человека. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческое занятие с детьми 5-6 лет с применением техники «Монотипия» Из опыта работы Пастор Н. Н педагога-психолога ГБДОУ № 31

Слайд 2

Что такое монотипия? В живописи очень много техник: мозаика, по-сырому (на мокрой бумаге), лессировка (плавный переход цвета), монотипия и другие. Монотипия – это оттиск со стекла, на которое нанесены краски. «Моно» - один, «типия» - отпечаток. Монотипия произошла от гравюры. Данную технику можно использовать в изображении животных, портретов, натюрмортов, в иллюстрации к сказкам.

Слайд 3

Необходимые материалы для выполнения рисунка в технике «монотипия» Гуашевые краски, толстое стекло с закругленными краями (для безопасности), можно также использовать лист пластика или бумаги, кисти, воду.

Слайд 4

Этапы работы в технике «монотипия» I этап. Исполнить живописное изображение на стекле, пластике или бумаге гуашью. II этап. Увлажнить бумагу.

Слайд 5

Этапы работы в технике «монотипия» III этап. Наложить сверху влажный лист бумаги и прогладить ладонью или комком тряпки.

Слайд 6

Разновидности монотипии Зеркальная монотипия.

Слайд 7

Фактурная монотипия (эстамп) Приготовить аппликацию на картоне из крупных четких силуэтов и покрасить черной гуашью. Наложить сверху влажный лист бумаги и плотно прижать руками.

Слайд 8

Монотипия ручная Эстамп

Слайд 9

Примеры готовых работ

Слайд 10

Монотипия и другие приемы

Слайд 11

Работы художников

Слайд 12

Обобщая, Техника монотипия способствует развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Данная технология развивает свободу и спонтанность взаимодействия с художественными материалами. А также у детей развивается устойчивая мотивация к художественным изобразительным занятиям. Возможно, кто-то из них вскоре сам изобретет новую технологию. Ведь нет границ творческой фантазии и полету воображения.

Слайд 13

Специфика группового занятия в ДОУ Я решила попробовать адаптировать эту технику для группового занятия в подготовительной группе ДОУ, где есть определённая специфика. Это и возрастные особенности детей, и разный уровень умения в изобразительной деятельности, развитости работы кистей; особенности взаимоотношений в каждой группе, особенности режима дня и требования к продолжительности занятий. Попробовала всё это примирить и при этом подумать о творческой арт-терапевтической составляющей – чтобы ожидание по качеству произведения от педагога к детям было минимальным, не было бы привязки к правилам изображения образов .

Слайд 14

Цель и задачи Ознакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования Предоставить возможности для самовыражения и поддержать в этом Способствовать развитию творческих способностей детей Способствовать развитию наблюдательности и воображения Способствовать развитию внимания и образного мышления Способствовать закреплению навыков доброжелательного и уважительного общения в группе Способствовать развитию адекватной самооценки Закрепить правила аккуратной работы с гуашью

Слайд 15

Необходимые материалы Гуашевые краски – не густые, тягучие. Либо заранее разбавленные в палитрах или мелких ёмкостях Бумага формата А4 – по количеству участников Бумага размера примерно 10х10см – по 3 листка для каждого участника Музыкальное сопровождение – по желанию Пособия для проведения задуманных игр Простые карандаши Вода в устойчивых ёмкостях Влажные салфетки Занятие удобно проводить за одним большим столом. Комфортной будет работа в группе до 12 детей

Слайд 16

Этапы занятия I Вступление Приветствие. При необходимости – игра на знакомство Сказка про кляксу «Хитрая клякса» автора Ивиса Ревю (см. последние слайды) Краткое предваряющее пояснение «Мы сегодня попробуем делать кляксы специально – посмотрим, можно ли их во что-то превратить» - Выбор цвета краски («у кого какой цвет любимый»), распределение по группам за столом II Инструкция

Слайд 17

Этапы занятия II Инструкция – обязательно с демонстрацией: «Наберите на кисть воды. Потом много краски. Проверьте на большом листе: краска должна легко стекать с кисти, на листе должна оставаться лужица краски. Затем накройте эту лужицу маленьким листком, прижмите. Можно немного повернуть листок или сдвинуть в какую-то сторону – так наше пятно может получиться интереснее. Затем таким же способом сделайте ещё 2 пятна. Использованные маленькие листки убирайте к середине стола. Когда всё будет готово – рассмотрите ваши пятна со всех сторон, неспеша поворачивая лист. Подумайте – на что они похожи?» III Работа с красками. Далее ждём когда все завершат этот этап работы и даём детям ещё пару минут на разглядывание пятен – можно для большего погружения включить 1 музыкальную композицию

Слайд 18

Этапы занятия IV Игра на объединение (чтобы подождать когда гуашь на бумаге подсохнет) У нас – волшебный камушек собирал по кругу пожелания для всех друзей на предстоящий день V Дорисовка образов. «Сейчас я раздам карандаши – добавьте к вашим пятнам то, что сделает ваши картинки видными для всех. Скажите, пожалуйста, мне, если нужна помощь» Можно вновь включить 1-3 музыкальные композиции, обозначив для детей, что мы работаем, пока играет музыка VI Презентация работ. Все желающие по очереди описывают, что они увидели в пятнах. Похвала и благодарности детям

Слайд 19

Сказка «Хитрая клякса» Автор: Ирис Ревю Жила-была Клякса. Она часто пробиралась в альбомы и тетрадки ребят просто затем, чтобы на нее обратили внимание. Дети злились на Кляксу, но ей до их недовольства не было никакого дела. Она-то считала себя просто красавицей! Вы спросите, где Клякса родилась? Кто-то говорил, что в чернильнице, кто-то — в красках. Долгое время она никак не проявляла себя, и об её существовании никто не знал. Но вот однажды Коля Кляксин решил нарисовать домик. Он нашёл подходящую кисточку, намочил её в воде, а потом окунул в краску. Краски было с избытком. Во что это вылилось? В кляксу. А дело было так. С кисточки стекла капля и плюхнулась на альбомный лист. !

Слайд 20

Сказка «Хитрая клякса» — Не ждали? – спросила Клякса у Коли. — Нет, — искренне ответил мальчик. Было видно, что он расстроился. Что делать? Оставалось только взять новый лист и начать рисовать снова. Но, увидев действия мальчика, Клякса сказала: — Не торопись. Взять новый лист ты всегда успеешь. Давай превратим меня во что-то полезное. — Во что можно тебя превратить? – удивился Коля Кляксин. — А ты подумай. Если человек захочет, то он может многое осуществить. Коля почесал в затылке. Он решил превратить Кляксу в маленькое озеро. А на берегу озера будет стоять давно задуманный мальчиком домик. Коля взял голубую краску и превратил бесформенную кляксу в маленькое прекрасное озерцо, рядом с которым летали бабочки, стрекозы. Недалеко цвели цветочки.

Слайд 21

Сказка «Хитрая клякса» Следом Коля нарисовал домик. Аккуратным, красивым он получился. На крыльце дома стояла девочка и любовалась водной гладью озера. Хороший получился рисунок. Давно Коле хотелось нарисовать нечто подобное. Именно такой Коля представлял и планету Земля – доброй, радостной, со множеством светлых домиков. Впредь, когда Коля пользовался красками и кисточкой, он делал это аккуратно. Но иногда Коле Кляксину, а ведь на то он и Кляксин, хотелось пошалить. И тогда он начинал свой рисунок с Кляксы. А потом совершал разные превращения. Клякса становилась тучкой, облаком, медвежонком…Так интересно совершать превращения! А когда Коля делал перерыв в рисовании, например, читал книги или играл в мяч, Клякса, чтобы не заскучать, пробиралась в альбомы и тетрадки других ребят. Скучать она не любила!

Слайд 22

Примеры работы с пятнами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с тревожными детьми.

Детский  сад  посещают  дети  с  различными  психологическими  особенностями.  Одни  с  самого  начала  требуют  постоянного...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.Важнейшей целью дошкольного образовани...

Применение инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы педагога-психолога ДОУ)

Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образова...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не...

Из опыта работы педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения

Современные дети растут в сложное время быстрых изменений. Повышенная агрессивность детей является одной из проблем в детском коллективе. Почти в каждой группе  детского сада встречается хотя бы ...