Тайны хантыйского узора.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Зубрейчук Тамара Петровна

Цель: развивать и поддерживать интерес детей к декоративно-прикладному творчеству народов ханты и манси.

Задачи НОД:

 Образовательная область «Художественное творчество»:

  • продолжать учить детей изображать элементы хантыйского орнамента, передавая его особенности (ритм, цвет, пропорции);
  • совершенствовать у дошкольников технику трафаретного рисования, использования штампов для прорисовки сложных по форме зооморфных элементов;
  • развивать воображение и ассоциативное мышление при восприятии стилизации реальных природных форм в декоративные.

Образовательная область «Познание»:

  • закреплять знания детей об особенностях культуры и быта народов ханты и манси;
  • развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия;
  • формировать умение ориентироваться в ограниченном пространстве (слева – справа, вверху – внизу, в середине) при создании образа декоративной вещи (оберега).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_tayny_hantyyskogo_uzora.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Тайна хантыйского узора»

Цель: развивать и поддерживать интерес детей к декоративно-прикладному творчеству народов ханты и манси.

Задачи НОД:

 Образовательная область «Художественное творчество»:

  • продолжать учить детей изображать элементы хантыйского орнамента, передавая его особенности (ритм, цвет, пропорции);
  • совершенствовать у дошкольников технику трафаретного рисования, использования штампов для прорисовки сложных по форме зооморфных элементов;
  • развивать воображение и ассоциативное мышление при восприятии стилизации реальных природных форм в декоративные.

Образовательная область «Познание»:

  • закреплять знания детей об особенностях культуры и быта народов ханты и манси;
  • развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия;
  • формировать умение ориентироваться в ограниченном пространстве (слева – справа, вверху – внизу, в середине) при создании образа декоративной вещи (оберега).

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Образовательная область «Коммуникация» 

  • побуждать дошкольников участвовать в беседе, высказывая свои мысли и чувства;
  • совершенствовать диалогическую речь детей.

Образовательная область «Социализация» 

  • приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым.

Словарная работа: закрепить название хантыйских узоров («заячьи уши», «рога большого оленя», «ворона», «глухарка», «щучьи зубы»)

Виды деятельности: изобразительная деятельность, коммуникативная, игровая, познавательная.

Формы организации совместной деятельности:

Решение проблемной ситуаций, рассматривание музейной экспозиции, ситуативная беседа, дидактическое упражнение «Угадай и назови?», использование схематических карт при выполнении  творческого задания.

Материал к НОД:

Предметы экспозиции мини-музея, отражающие быт и декоративно-прикладное творчество народов ханты и манси; магнитная доска, магниты, картинки с изображением реальных животных (заяц, олень, ворона, чайка, глухарь, щука) и их стилизованные изображения в хантыйском орнаменте; вариативные карты-схемы расположения орнаментального узора на декоративном изделии, художественные материалы (гуашь, кисти № 2,3, поролоновые тампончики, салфетки, емкости с водой, формы для создания оберегов из бархатной бумаги, штампы в форме миниатюрных квадратов и треугольников, трафареты сложных зооморфных элементов хантыйского орнамента); магнитофон, диск с музыкальной записью хантыйских напевов.

Предварительная работа: чтение хантыйских сказок, изготовление хантыйских кукол «акань», знакомство с орнаментальной символикой народов ханты и её смысловым значением; изображение хантыйских орнаментов с использованием трафаретов, штампов, кисточек; изготовление экспонатов для музейной выставки « Декоративные традиции народов ханты и манси», дидактическая игра «Подбери пару».

Конечный результат на ребёнка: проявляет и поддерживает интерес к декоративно-прикладному творчеству народов ханты и манси, умеет изображать элементы хантыйского орнамента, используя штампы и трафаретную технику рисования; планирует свою деятельность и реализует предварительный замысел, свободно ориентируется на ограниченной поверхности, доброжелательно относится к товарищам.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

         Дети входят в экспозиционный зал мини-музея, где представлены предметы декоративного искусства и быта народа ханты (украшения из бисера и кожи, куклы «акань», берестяные «набирушки» и кузовки, игольницы и др.).

Педагог приветствует детей и сообщает, что музей пора открывать для посетителей, но еще не все экспонаты представлены.

  • Дети, что называют экспонатами?
  • А что уже имеется в нашем музее? (Дети осматривают экспозицию и называют знакомые им предметы).

Воспитатель обращает внимание детей на стоящее у стены дерево, просит вспомнить, чем и почему ханты иногда украшают деревья (березу). Затем предлагает украсить дерево оберегами, изготовлением которых сейчас займутся.

  • Но для этого нам нужно вспомнить уже знакомые орнаментальные символы.

(педагог предлагает детям выбрать карточки со знаками-символами).

  • Ребята, я сейчас буду выставлять на мольберте карточки с изображением реальных  животных, растений или предметов - глухарь, рыба, оленьи рога, ворона, медведь, летящая птица, ветка берёзы, уши большого зайца и др. Вам известно, что в хантыйском орнаменте эти предметы изображаются по-другому - символами. Найдите, в какие символы превратились изображённые предметы?

В результате, обнаруживаются два символа, которые детям не знакомы. Чтобы разгадать их тайну, педагог предлагает детям погостить у хантов на стойбище.

  • Отправиться в гости к хантам нам будет не трудно. Все внимание на экран! Кто будет наблюдательным, для того тайна загадочных символов откроется прямо сейчас.

Просмотр на проекционном экране видеофильма «Хантыйские орнаментальные символы» (продолжительность 5 минуты)

 После просмотра дети делают вывод, что один из незнакомых орнаментальных знаков изображает летящую в небе птицу, а другой - медведя, хозяина тайги. Воспитатель объясняет смысловое значение увиденных орнаментальных знаков.

  • В хантыйских орнаментах очень часто встречается знак, обозначающий летящую птицу. Ханты верят, что птица хранит сон и здоровье человека, отпугивает от него злых духов?
  • А почему же ханты так почитают медведя? (воспитатель выслушивает варианты ответов детей) Да, ребята, медведь – очень почитаемое животное у хантов. Украшая одежду и предметы быта его изображением, эти люди верят, что медведь их охраняет и приносит удачу на охоте.

       Педагог предлагает детям приступить к изображению орнаментальных символов на оберегах. Чтобы упростить стоящую перед детьми задачу, им предлагаются вариативные схемы расположения орнаментальных символов на оберегах, трафареты знакомых и новых орнаментальных символов.

По мере выполнения работы дети развешивают готовые обереги на веточки дерева, любуются, определяют, чей понравился больше и почему.

  • Ребята, так зачем  людям нужны обереги?

 Воспитатель дает позитивную оценку детским работам. В заключении, все вместе приходят к выводу, что музей готов к приему посетителей. Воспитатель предлагает повесить у входа уже готовое объявление.

Список использованных источников:

  1. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М., 1999 г.
  1. Гемуев И. Н. Знакомтесь - ханты. -Ханты-Мансийск, 1999 г.
  1. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. - М., 1997 г.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. - М., 2007 г.
  3. Молданова Т. Орнаментальное искусство народов ханты и манси. - Югра, 1992 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Аппликация."Узор для платка матрёшки""

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Аппликация."Узор для платка матрёшки""...

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Презентация "Шенкурские узоры" (приложение к НОД "Шенкурские узоры")

Данная презентация содержит наглядный материал по теме Шенкурской росписи. В него включены примеры растительного, геометрического и зооморфного орнамента, а также образцы композиций и изделий, расписа...

Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".

Знакомство с национальным саамским узором.Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».Подготовительная  группа Задачи:расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коре...

Конспект НОД "Ух! Узор. Мой! Узор!"

Автором представлен материал по декоротивному рисованию....

Игра "Повтори узор", "Симметрия или повтори узор"

Цель игры - повторить рисунок, изображённый слева.Игра способствует развитию пространственного мышления, внимательности и усидчивости, учит ориентироваться на листе бумаги....