Мастер-класс для воспитателей "Правополушарное рисование. Некоторые приемы рисования с дошкольниками"
консультация по рисованию

Павлючик Марина Владимировна

Техника правополушарного рисования отличается от традиционного изобразительного искусства тем, что задачей для человека она ставит наблюдение и зрительное восприятие конкретного объекта, а не его изображение на листе бумаги. Художники, практикующие этот метод работы, абстрагируются от логического мышления, ориентируясь при этом исключительно на свои эмоции и интуицию.

В работе с дошкольниками можно использовать некоторые приемы правополушарного рисования. Совершать какие-то специальные упражнения для подавления работы левого полушария еще не требуется, т.к. у дошкольников оно еще не играет доминирующей роли в силу недостаточного опыта, несовершенства абстрактно-логического мышления.

 

Ссылки на видео-зарисовки МК

https://www.youtube.com/watch?v=F0nEDWgY4m0&list=P...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopolusharnoe_risovanie.docx18.37 КБ
Файл podsnezhniki.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ «ЦРР – детский сад «Родничок»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Правополушарное рисование.

Некоторые приемы рисования с дошкольниками»

Педагог дополнительного образования

Павлючик М.В.

Г.п. Пойковский

2023 г

Цель: формировать представления о некоторых приемах правополушарного рисования и практические навыки рисования.

Оборудования и материалы:

  1. ПК, ТВ, слайды
  2. Бумага А4
  3. Гуашь
  4. Кисти № 8, 5, 2
  5. Палитры
  6. Стаканчики с водой
  7. Салфетки
  8. Бумажные полотенца
  9. Ватные палочки
  10.  Зубные щетки

Ход мастер-класса:

Слайд 1

Титульный

Слайд 2

Информационная справка

Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.

Слайд 3

Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподавательница искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого — «П-режимом».

Необычным правополушарным рисованием называют методику изобразительного искусства, при которой художник стимулирует работу правого полушария, искусственным образом подавляя при этом активность левого.

Изменять направленность мышления рекомендуется поэтапно, регулярно выполняя специальные упражнения. В противном случае организм будет испытывать стресс, что негативно скажется не только на творчестве человека, но и на его физическом состоянии.

Слайды 4-5

Техника правополушарного рисования отличается от традиционного изобразительного искусства тем, что задачей для человека она ставит наблюдение и зрительное восприятие конкретного объекта, а не его изображение на листе бумаги. Художники, практикующие этот метод работы, абстрагируются от логического мышления, ориентируясь при этом исключительно на свои эмоции и интуицию.

Результат правополушарного рисования обычно представляет собой необычные изображения, глядя на которые невозможно однозначно сказать, что на них нарисовано. Одним из преимуществ занятий таким видом изобразительного искусства является то, что интерпретации визуального восприятия переносятся на бумагу за непродолжительное время.

Слайд 6

В работе с дошкольниками можно использовать некоторые приемы правополушарного рисования. Совершать какие-то специальные упражнения для подавления работы левого полушария еще не требуется, т.к. у дошкольников оно еще не играет доминирующей роли в силу недостаточного опыта, несовершенства абстрактно-логического мышления. Ребенка вовсе не удивят синие стволы деревьев или оранжево-желтые зайцы, ребенок легко принимает фантазийно-игровую ситуации, с интересом погружается в процесс смешивания красок, находит новые для себя средства выразительности.

Слайд 7

Большое значение в технике правополушарного рисования уделяется фону, с него и начинается работа. Фон получают, используя прием смешивания красок прямо на холсте или листе бумаги. На холст наносят пятна краски выбранных цветов, располагая их в соответствии с замыслом: вертикально, горизонтально, по-диагонали, по-кругу. А затем смешивают в определенном направлении. Таким образом сам фон задает композицию и движение в будущей картине. В

Слайд 8

Практическая часть

  1. Показ техники рисования фона: на бумагу наносится слой белой гуаши, затем наносятся пятна светлой желтой и темной голубой в соответствии со схемой на слайде; далее, набирая белую гуашь на кисть, краски размазываются по всей поверхности бумаги вертикальными или диагональными мазками от желтого к голубому.
  2. Обсуждение последовательности рисования подснежников, приемов смешивания гуаши на палитре, рисования пальцами, ватными палочками, набрызга.
  3. Практическая деятельность участников мастер-класса.

Слайд 9

Польза правополушарного рисования:

  1. Развивает когнитивные функции. У художника улучшается зрительное восприятие, тренируется память, развивается мелкая и крупная моторика.
  2. Раскрывает творческий потенциал. Регулярные занятия правополушарным рисованием развивают воображение, отвлекают от насущных проблем, а также дают возможность увидеть привычные вещи под новым углом, обучая человека искать выход из самых непростых жизненных ситуаций.
  3. Укрепление уверенности в себе. Художнику удается увеличить свою самооценку, выведя ее на «здоровый уровень» за счет того, что в процессе переноса зрительных образов на рабочую плоскость, он демонстрирует свой внутренний мир и психическое состояние. Видя результат своего творчества или слыша похвалу окружающих, он убеждается в своих способностях, обретая уверенность в собственных внутренних силах.
  4. Избавление от нервного напряжения. Рисование, по мнению психологов, способствует отвлечению от рутинных дел, а также временное абстрагирование от имеющихся проблем, что в совокупности снижает уровень тревожности и стресса у художника, вне зависимости от его возраста и особенностей текущего состояния.

Слайд 10

Ссылки на источники:

https://handsmake.ru/pravopolusharnoe-risovanie-metodika.html 

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/pravopolusharnoe-risovanie 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НРМ ДОБУ « ЦРР – детский сад « Родничок » МАСТЕР-КЛАСС ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ. Некоторые приемы рисования с дошкольниками Часть I Педагог дополнительного образования Павлючик М.В. г .п. Пойковский 2023 г

Слайд 2

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ - математические вычисления, логика, рационализм. ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.

Слайд 3

«Л-РЕЖИМ» - работа левого полушария «П-РЕЖИМ» - работа правого полушария

Слайд 6

Детские работы

Слайд 7

ВАРИАНТЫ фоновой композиции Вертикальная Горизонтальная Радиальная Диагональная

Слайд 8

№ Что рисуем Какие краски используем Где смешиваем краски 1 ФОН БЕЛАЯ базовая Желтая светлая Голубая темная На листе бумаги 2 СУГРОБ Белая - 3 СТЕБЛИ и ЛИСТЬЯ Желтая светлая Изумрудная На палитре 4 БУТОНЫ Белая На листе бумаги 5 Снежинки Белая - Пыльца Белая + желтая св На палитре ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ рисования: СХЕМЫ рисования фона 1. вертикальная; 2. диагональная

Слайд 9

Развивает когнитивные функции. Раскрывает творческий потенциал. Укрепление уверенности в себе. Избавление от нервного напряжения. Польза правополушарного рисования:

Слайд 10

https://handsmake.ru/pravopolusharnoe-risovanie-metodika.html https://externat.foxford.ru/polezno-znat/pravopolusharnoe-risovanie Источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по ПДД, для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования. Рисование морской солью».

Цель: Знакомство педагогов с техникой рисования морской солью на занятиях по программе «Азбука дорожного движения».Материал: морская соль, бумага с изображением светофора, клей ПВА, гуашь (красный, же...

Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования. Рисование манкой».

Данный вид рисования завораживает своей простотой выполнения и своей уникальностью, но самое главное то, что доступный материал и технология исполнения помогает в подготовке мелкой моторики руки ребён...

Мастер-класс на городском методическом объединении «Нетрадиционные техники рисования как средство художественно - эстетического развития дошкольников»

Рисование штампами способствует развитию у ребёнка:• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;• В...

Мастер - класс для педагогов ДОУ Тема: «Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования пластилином (пластилинография)».

Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов деятельности детей дошкольного возраста является лепка. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берё...

Мастер-класс для детей и родителей по нетрадиционному рисованию «Счастье – это…» Рисование методом тычка с использованием ватной палочки

Цель: познакомить родителей с рисованием методом тычка с использованием ватной палочки;развить творческие способности детей через знакомство с техникой рисования ватными палочками....

Мастер-класс и консультация для родителей: "Нетрадиционные техники рисования" Подарок папе. Рисование манной крупой

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. Использование нетрадиционных форм изодеятел...