Конспект занятия по изобразительной деятельности по теме: «Морское царство»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Герасимова Наталья Владимировна

Программное содержание:

 

  • Учить понимать выразительные средства живопи­си (цвет, линия, колорит, ритм) в передаче состоя­ния моря, использовать цвет, линию, ритм в твор­ческих работах.
  • Учить детей осмысливать и реализовывать соб­ственный художественный замысел, основанный на музыкальных и живописных произведениях.
  • Совершенствовать технические изобразительные навыки использования различных изобразительных ма­териалов (фломастеры, гуашь, акварель, восковые мелки, пластилин). Продолжать учить исполь­зовать: закрученные полоски бумаги, пряжу, нитки, цветные опилки, бисер, пайетки, бумажные салфетки.
  • Воспитывать у детей эмоционально-положительное отноше­ние к природе, средствами художественной литературы и способность видеть красоту моря в разном состоя­нии.
  • Развивать образное мышление, творческое воображение.
  • Закреплять и расширять знания о морских обитателях.
  • Продолжать развивать детское изобразительное творчество, умение самостоятельно задумывать со­держание и настроение рисунков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 54 «Рябинка»

города Димитровграда Ульяновской области»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по изобразительной деятельности

по теме: «Морское царство»

в подготовительной группе

Педагог дополнительного

образования по изобразительной деятельности

высшей квалификационной категории

Герасимова Наталья Владимировна

Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Программное содержание:

  • Учить понимать выразительные средства живописи (цвет, линия, колорит, ритм) в передаче состояния моря, использовать цвет, линию, ритм в творческих работах.
  • Учить детей осмысливать и реализовывать собственный художественный замысел, основанный на музыкальных и живописных произведениях.
  • Совершенствовать технические изобразительные навыки использования различных изобразительных материалов (фломастеры, гуашь, акварель, восковые мелки, пластилин). Продолжать учить использовать: закрученные полоски бумаги, пряжу, нитки, цветные опилки, бисер, пайетки, бумажные салфетки.
  • Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к природе, средствами художественной литературы и способность видеть красоту моря в разном состоянии.
  • Развивать образное мышление, творческое воображение.
  • Закреплять и расширять знания о морских обитателях.
  • Продолжать развивать детское изобразительное творчество, умение самостоятельно задумывать содержание и настроение рисунков.

Словарная работа:

Морской пейзаж, композиция, художник-маринист. Море разнообразное: голубое, изумрудное, глубокое, прекрасное, величавое, загадочное, суровое, страшное, грозное, мрачное, спокойное, тихое, ласковое. Морские обитатели: морской конек, медуза, рыба-клоун, рыба-бабочка, рыба-клоун, рыба-попугай, рыба-черт, рыба-дракон, рыба-острозуб. Расцветка морских жителей – разнообразная, теплых, холодных, контрастных цветов и оттенков.

Зрительный ряд: репродукции картин И. Айвазовского «Девятый вал», «Первый поезд в Феодосии», А.А.Рылова «В голубом пространстве», Винсента Ван Гога «Море в Сент-Мари»

Дидактическая игра «Настроение моря». Объёмные модели морских обитателей: морского конька и медузы.                                                                             Карточки с поэтапным изображением последовательности работы.

Музыкальный ряд: фрагменты музыкальных произведений с медленным и быстрым темпом, фонограмма шума прибоя, волшебная мелодия.

Литературный ряд: Стихи поэтов Ф.Тютчева, А.Фета, А.Пушкина, В.Брюсова. Словесная игра «Представьте, что...»

Оформление изостудии:

Одна стена в изостудии оформлена на морскую тематику, организован стенд для выставки детских работ.

Материал для занятия:

  1. Заготовки, подготовленные детьми на занятиях по изодеятельности и в свободное время
  2. Гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки
  3. Кисти разных размеров, тычки, салфетки
  4. Клей ПВА, кисти для клея, салфетки, подставки для кисточек
  5. Бумага для оригами
  6. Пайетки, бисер, крашенные опилки, ленты, шерстяные нитки, соль, бусинки, рожки разных форм, мелкие ракушки
  7. Бумажные салфетки разных цветов: розовые, желтые, зеленые, пестрые
  8. Пластилин, стеки, салфетка для рук
  9. Гофрированная бумага, цветная бумага, морские камушки, крупные ракушки
  10. Подносы, влажные салфетки для рук

Предварительная работа:

  1. Словесная игра «Представьте, что...»
  2. Дидактические игры «Настроение моря», «Четвертый лишний», «Найди 5 отличий», «Лабиринт – Кто подружился», «Разрезные картинки»
  3. Настольная игра - лото «Жители океана»
  4. Знакомство с творчеством И.Айвазовского, А.Рылова, Винсента Ван Гога
  5. Беседы о разнообразных морских обитателях, о среде обитания, окраске, характерных особенностях передвижения
  6. Создание дидактической игры «Настроение моря»
  7. Слушание музыкальных произведений разных композиторов
  8. Чтение художественных произведений Ф.Тютчева, А.Фета, А.Пушкина, В.Брюсова
  9. Изготовление заготовок для занятия во время работы на занятиях и в свободное время.

Ход НОД:

Звучит фонограмма с шумом прибоя.

 Море представляет удивительное зрелище. Водная стихия простирается до самого горизонта и, кажется, нет ей ни конца, ни края. Море, как живое существо, может менять свое настроение и облик в разное время суток и разной погоде: голубое, изумрудное, глубокое, прекрасное, величавое, загадочное, суровое, страшное. Безграничный простор небес и моря, сливающийся где-то за горизонтом, нашел свое отражение в полотнах художников, в музыке, в поэзии.

Дети читают стихи:                                                                   

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо - темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит и дышит, и блещет оно…

                            Ф. Тютчев

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

                          А. Фет

Прощай же море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

                            А. Пушкин

Волны взбегают упорные,

Мечутся дикие, пленные,

Гибнут в борьбе, непокорные,

Гаснут, разбитые, пенные…

                            В. Брюсов

- Рассмотрите картины и ответьте, что их объединяет? Как их можно назвать, одним словом?

Дети отвечают. (Морские пейзажи)

- Как называют художников, изображающих море? (Художники – маринисты)

- Все эти морские пейзажи разные, чем они отличаются друг от друга?

(разное настроение моря, манера письма, колористика, изобразительные средства).

  • Обобщив, ваши высказывания я, рассматривая картину А.А. Рылова

«В голубом просторе» могу сказать, что такое явление на море называется штилем. На картине царят гармония и тишина. Спокойная гладь моря, легкие волны, светлое небо. Картина пронизана светом и воздухом.

  • На картине «Девятый вал» И. Айвазовского, наоборот, мы  видим                                                                         грозную, ревущую, неуправляемую стихию.                                               Небо темное. Тучи свисают черными клоками. Вода, как и небо, мрачная. Огромная волна надвигается на людей.

Выслушав ваши ответы можно сделать вывод: впечатление от картины зависит от многих причин: настроение художника, выбора натуры, изобразительных средств, цвета…

- Предлагаю поиграть в игру «Настроение моря».

Игра «Настроение моря»                                                                                                                   Ваша задача определить и составить волну четырех оттенков синего цвета и выбрать соответствующую эмблему настроения (веселая, спокойная, грустная, злая) «своей» волны. Приступайте к выполнению задания.

- Взять лист                                                                                                                                    - Разделиться по командам                                                                                                                - Показ эмблемы (педагог)                                                                                                             - Составить волну на стенде                                                                                                                              

По окончании игры дети садятся на ковер.

- Усаживайтесь поудобнее и представьте, что вы сейчас оказались на берегу моря. Игра «Представьте, что...»

1. Что вы видите?

2. Прислушайтесь, что вы слышите?

3. Потрогайте гальку, песок руками. Что вы чувствуете?

4. Вдохните морской воздух. Что вы ощущаете?

  • А теперь ваши руки погружаются в теплые волны и превращаются в плавники…                                                                                                                                                 Вы все дальше и дальше, погружаетесь в морскую пучину (звучит «волшебная» музыка). Волшебное превращение – вы морские обитатели.                                                                                           - В кого ты, Алеша, превратился?                                                                                                                       - А ты, Лиана, кто сейчас?

В морской пучине происходит множество событий. Послушайте, о чем разговаривают морской конек и медуза.

Выходят два ребенка с макетами медузы и морского конька в руках.                    Морской конек: Послушай медуза, почему ты плаваешь только в верхних слоях моря.

Медуза: Потому-что я люблю яркие краски, теплые лучи солнца и веселых разноцветных рыбок, которые окрашены в теплые цвета – желтые, оранжевые, зеленые, красные, золотистые. Они радуют меня своей красотой, словно дивные цветы украшают они подводное царство. А послушай название некоторых рыб: рыба-бабочка, рыба-клоун, рыба-попугай.

Морской конек: Я понял, ты никогда не была около дна. Там тоже интересно, хотя и холодно и расцветка рыб другая: темно-синяя, серая, сиреневая, черно-серебристая. Они имеют угрожающий вид и соответствующие названия: рыба-черт, рыба-дракон, рыба- острозуб.

Медуза: Давай дружить и рассказывать друг другу о том, что мы видим интересного в нашем разноцветном подводном мире.

Морской конек: Да, мы будем дружить так же, как и краски.

  • Спасибо, вам морские обитатели. Нет, не красивых цветов и оттенков, все они хороши по своему. У морских обитателей не только расцветка, но и характер разный, а выражается он в манере передвигаться.

Включается музыкальный отрывок со спокойной мелодией.

  • Вслушайтесь в каждый звук мелодии. Как могут двигаться рыбы под эту музыку?

Звучит музыкальный отрывок с веселой, задорной мелодией.

  • Характер музыки изменился, изменились и движения. Я вижу ваши руки, и ноги сами просятся в пляс, появились рыбки с задорным, веселым характером.

     Звучит музыкальный отрывок с бодрой, резкой мелодией.

 И последний музыкальный отрывок. Слушаем.                                                                   А эти рыбы, как двигаются и передвигаются?

  • Молодцы, вы хорошо вслушивались в музыку, чувствовали и передавали характер самых разнообразных морских обитателей.
  • Мы с вами рассматривали иллюстрации картин художников-маринистов, слушали стихи о море, играли, даже лично познакомились с морскими жителями, а сейчас предлагаю вам перейти в нашу волшебную мастерскую и изобразить понравившихся и полюбившихся вам обитателей подводного мира.

Дети садятся за рабочие столы.

- Напоминаю вам правила поведения в художественной мастерской (схемы – на магнитной доске):                                                                                                                  1. Создай хорошее настроение.

2. Если хочешь спросить, подними руку.

3. Если закончил рисовать, не мешай другим.

 

  • А сейчас вы продолжите работу над созданием морского жителя, обратите внимание на схему с изображением последовательности действий.
  • У кого возникли вопросы?
  • Если, нет вопросов, приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей (под музыкальный фон).

Во время работы детей проводит индивидуальную работу с детьми по  мере необходимости:

  1. Обратить внимание на осанку.
  2. Заострить внимание на отличительных чертах морского обитателя, его расцветку.
  3. Напомнить о способах работы разнообразными изобразительными материалами.
  4. Обратить внимание на алгоритм последовательности работы в определенной технике (показать и исправить ошибку).
  5. Напомнить, что работать необходимо аккуратно.

Дети окончившие работу, выставляют поделки на стенд и совместно педагогом оформляют композицию «Морское царство» (водоросли, камушки, кораллы и д.р.)

  • Полюбуйтесь на морскую композицию, которую мы с вами создали. Какие мысли чувства, ощущения она у вас вызывает? (Удовлетворение от проделанной работе, желание отдохнуть на море, узнать что-то новое).

  • Поднимаем руки вверх, взор к солнцу, ... плавники превращаются в руки (звучит волшебная музыка) волшебное превращение – вы дети.

  • Спасибо за занятие, мне было приятно с вами работать и творить, у вас все отлично получилось! Море в благодарность, прислало вам подарок морские сладкие, разноцветные камушки.
  • А мы с вами на прощанье давайте споем песню о море.

Дети поют песню, затем прощаются с гостями и возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Участники: дошкольники 4-5 лет.Количество: 8 человек.Длительность: 20 мин.Педагогический замысел:Образовательная область СОЦИАЛИЗАЦИЯ:Задачи:·        Совершенствоват...

Конспект по изобразительной деятельности на тему "Подводное царство" (нетрадиционная техника рисования "гратаж")

В конспекте "Подводное царство" дети знакомятся с работой техники гравирования ("гратаж" - процарапывание по воску). Данный способ работы выполняется путем процарапывания пером или острым инструментом...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности на тему: «Русские горки» для детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»Задачи:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности на тему: "Совушка-Сова"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности на тему: "Совушка-Сова"Задачи:Расширить представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, ...

Конспект комплексного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности на тему: Стихотворение А.Барто "КОРАБЛИК". Морские волны

Конспект комплексного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности  в первой младшей группена тему:  Стихотворение А.Барто  "КОРАБЛИК".  Морские волныЦели: Познакомить д...

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Однажды в морском царстве" 09.06.2016

Совместная интегрированная образовательная деятельность по профилактике и коррекции повышенного уровня личностной тревожности и развитию речи. Педагог-психолог МАДОУ д/с № 158 г.Тюмени Е.Я.Батищева, у...