Открытый показа занятия по Художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в старшей группе Тема: «Сказочная Гжель».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цели:

- закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gzhel.docx178.76 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый показа занятия по

Художественно-эстетическому развитию

(декоративное рисование)

в старшей группе

Тема: «Сказочная Гжель».

https://free-png.ru/wp-content/uploads/2022/08/free-png.ru-19.png https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-0/6210874356.jpg

Воспитатель:

 Швайковская А.С.

2023 год

Цели:

- закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;

Задачи:

Обучающие:

- продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;

- закрепить приемы рисования в технике «капельки» концом кисти, травинки, завитков, волнистых линий;

- учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);

- закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);

- учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;

- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

Развивающие:

- развивать чувство цвета при составлении узора;

- развивать память, мышление, творческое воображение.

- развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

- расширять  словарный  запас  (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы)

- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, усиливая их восприятие через народный фольклор;

- эмоциональную отзывчивость;

Материалы:

 Гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки),  палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: блюдца.

Предварительная работа.

- Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.

- Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.

- Знакомство с декоративными приемами рисования.

- Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.

- рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Вводная часть

Дети заходят в группу

Группа украшена предметами народных промыслов (павло-посадскими платками, матрёшки, филимоновские игрушки, самовары и т.д.)

Детей встречает хозяйка.

Ребята, проходите. Давайте с вами поздороваемся! 

ПРИВЕТСТВИЕ(встаём в круг)

Встанем рядышком по кругу

Скажем здравствуйте друг другу

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся!

ДЕТИ ПОВОРЕРНУЛИСЬ К ГОСТЯМ

С добрым утром!!!

Основная часть

-Ребята, а вы любите путешествовать?

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений умельцев народных промыслов.

-А каких промыслов, вы сейчас расскажете сами. Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. 

Здесь написан адрес: г. Сергиев Посад, детский сад “Катюша», детям старшей группы №3. Посмотрите, какая она необычная. (на посылке наклеены предметы разных промыслов)

-Кто же нам её прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)

-Это вам ребята подарки от мастеров народных промыслов.

-Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

-Здесь игрушки. Какие они весёлые, яркие, нарядные.

1. Как хороша эта девица-душа:

Щёчки алые горят, удивительный наряд!

-Это игрушка каких умельцев? –(дымковская игрушка)

2. Вот ложки расписные, деревянные. Как называется эта роспись? (хохломская роспись)

3. Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нём говорится.

Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –быль или небыль?

Изделия рук золотых!

(дети находят в посылке предметы Гжели)

Предлагаю детям вспомнить стихи

Дети читают стихи: Саша

Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука Дима П

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины

Синяя сказка – глазам загляденье, Вика К

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

-Вот молодцы

Воспитатель:

-Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку Гжель. А почему она так называется, вы поймёте сами.

-Ребята, посмотрите тут картинки предметов народного промысла, но почему что у них нет узора, давайте подберём к каждому предмету свой узор.

Д/и. «Составь узор»

Ребята на столе лежат элементы росписи народных промыслов. Какие тут лишние? (картинки с предметами и элементами росписи, дети убирают и называют их)

А сейчас пришло время отправиться в сказку. (садимся на стульчики) – показ картинок.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой фигурку необыкновенную (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.

Воспитатель:

-Понравилась вам сине-голубая сказка?

(ответы детей)

Беседа по сказке.

-О каком промысле эта сказка?

-Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

(из глины)

-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)

- Каким узором украшают мастера свои изделия? -показ демонстрационных изображений элементов Гжели

(широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)

-Какие изделия делали мастера из глины?

(посуда, различные фигурки)

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «Матушка Гжель»

(Музыка, пение птиц. Дети выбирают ведущего – Матушка Гжель. Она стоит в центре круга, в руках лента синяя. По музыку внутри круга идет ведущий, дети идут по кругу в противоположную сторону и поют:

«Матушка Гжель по полю ходила

Ленточку синюю обронила

Кто ленту найдет, тот талант обретёт».

Бросает ленту на пол, между детьми. Дети бегут по кругу и кто быстрее возьмёт ленту.

(Играем несколько раз).

Воспитатель:

-А сейчас я приглашаю вас посетить выставку «Сказочная гжель». Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.

(рассматривание изделий народного промысла)

Воспитатель:

-Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Посмотрите на него, только чайник и чашки украшены гжельским цветком, а блюдца сервиза белые. Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить блюдца гжельским узором. Расписывать посуду мы будем красками.

(дети выбирают посуду и садятся за столы)

- Рассмотрим узор на чайнике.

-Каким узором украшен чайник? (цветком и бордюром)

-Где расположен цветок? (в середине, на одной стороне посуды)

-Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)

-На что похожи лепестки цветка? (на капельку)

-Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками.

-Капелька – один из любимых элементов Гжели.

Разбор этапов выполнения работы

• Серединка цветка.

• Лепестки-капельки.

-Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? (равномерно)

• Бордюр. (волнистая линия с точками)

Воспитатель

-С чего вы начнёте работу?

-Приступаем к работе.

(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям)

В конце НОД дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Подведение итогов

Воспитатель:

-Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».

-О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета»)

-Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?

-Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное-вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия НОД в старшей группе тема: «Сказочная гжель».

Работа предназначена для педагогов ДОО, в которой представлен план - конспект открытого занятия с презентацией для  художественно- эстетического развития дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по изодеятельности, для детей старшей группы.Тема: «Сказочная Гжель»

    Программное содержание:Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов.Учить детей различать изделия, видеть характерные особенности.Продолжать знакомить дет...

Конспект ООД ОО «Художественно-эстетическое развитие» изобразительная деятельность (рисование) в старшей группе на тему: «Радуга» с использованием ИКТ

Конспект ООД ОО «Художественно-эстетическое развитие» изобразительная деятельность (рисование) в старшей группе на тему: «Радуга» с использованием ИКТ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ»

Необычное занятие для детей среднего возраста, которое в увлекательной форме перенесет дошкольников в "мир космоса" и художественного творчества....

Конспект НОД «Художественно-эстетическое развитие» изобразительная деятельность (рисование) в старшей группе на тему: «Как краски друг к другу в гости ходили»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование) составлен на основе обязательного минимума содержания федерального ком...

Открытый показ занятия по художественно-эстетическому развитию ТРИЗ

Рисование в средней группе "Красивый осенний парк" рисование деревянными половинками катушек от ниток....