КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «СЕРВИРОВКА СТОЛА»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Алёна Тимофеевна Михайлова

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«СЕРВИРОВКА СТОЛА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_didakticheskoy_igry.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«СЕРВИРОВКА СТОЛА»

Цель для педагога: 

  1. Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.
  2. Обобщить материал по культуре поведения за столом.
  3. Воспитывать общую культуру.
  4. Развивать интерес к культуре приема пищи

Фрагменты мероприятия

Цель проведения для детей

Методы и приемы

Проектирование предметно-пространственной развивающей среды

Способы взаимодействия ребенка со сверстником (по М. И. Лисиной)

Чтение сказки

Слушают сказку, отвечают на вопросы.

Словесный

Наглядный

Детские стулья (по числу участников)

 

Обмен информацией

Разбор ситуаций,

которые могут возникнуть во время приема пищи.

Дети разбирают ситуации, отвечают на вопрос.

Смотрят картинки

Словесный

Интерактивная доска

Конкурентность и соревновательность

Дидактическая игра «Сервировка стола»

ориентировка в пространстве с помощью наречий и предлогов (справа, слева , за, на); умение сервировать стол, применять столовую посуду по назначению.

Сюжет «Сервировка стола»

Методы:

игровой, практический: практические действия с предметами, объектами

Словесный метод

Приемы: обсуждение, ситуативный разговор

Прямые способы руководства игрой – воспитатель - играющий партнер

Детский стол (по числу участников)

Детские стулья (по числу участников)

основа-поле (стол) на каждого ребенка, предметы для сервировки стола, предлагая сервировать (накрыть) стол к обеду.

 

Деловой мотив

- сотрудничество на уровне реальных отношений.

Заключительный этап – рефлексия по всем фрагментам мероприятия

Практическая работа

Высказывание своих личных впечатлений о прошедшей деятельности. Вопросы:

- Удалось ли вам выполнить сервировку стола?

Что получилось, а что нет?

Сервировка стола к обеду

Словесный (ситуативный разговор, обсуждение, вопросы)

-

Ситуативно-деловая форма общения (деловое сотрудничество)

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«СЕРВИРОВКА СТОЛА»

Цели: 

  1. Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.
  2. Обобщить материал по культуре поведения за столом.
  3. Воспитывать общую культуру.
  4. Развивать интерес к культуре приема пищи.

Наглядные пособия: Картинки, предметы сервировки стола.

Метод обучения: Рассказ, беседа, практическая работа.

Тип занятия: Занятие игра.

Практическая работа: «Сервировка стола к обеду».

 

Ход занятия.

Воспитатель: (беседа)

На занятиях мы с вами касались вопросов поведения, т.е. этикета за столом.

Этикет - слово французское, различают дворцовый этикет, дипломатический этикет и столовый этикет.

Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы.

Каждое правило имеет свой смысл.

Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.

Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее - из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей, так что жир стекал до локтей. Рядом валялись кости и объедки. Так выглядел обед.

Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось, не правда ли? Люди отошли от подобных обычаев.

Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на дикарей, не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания:

«Убери локти со стола»!

«Возьми правильно нож»!

«Доешь все, что на тарелке»!

Наверное, в душе вы думали не раз, что взрослые просто к вам придираются.

Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.

         Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте вместе со мной сказку и отметьте себе, что дети делали неправильно.

...Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»          

- Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно. - Я здесь живу с моими внуками.

Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.

-  Фу, как противно! - Подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.

 И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб...

- Как вам не стыдно так некрасиво есть! - в слезах крикнула Даша.

Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.    

- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.

 Плохой конец у сказки! А вы, ребята, подумали: что эти дети делали неправильно? (Ответы детей).

Воспитатель: А сейчас мы с вами разберем ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.

1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несьедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?

Ответ: Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, - поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.

2. Гости сидели за столом, и пили чай с вареньем. Среди них был мальчик, который пришел в этот дом в первый раз и чувствовал себя очень неловко. Ему казалось, что все смотрят только на него, и он не знал, куда деть руки. Краснея под взглядами других гостей, он машинально играл стеклянной ложечкой для варенья. И тут случилось нeпoпpaвимoe. Нечаянно он сильно ударил ложечкой о край вазы, и хрустальная ложечка сломалась пополам.

Ответ: Если гость совершил какую-нибудь неловкость, не подавай виду, что заметил это. Англичане говорят: «Подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, когда их делают другие».

3. Прозвенел звонок и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. - Фу! - вдруг, громко говорит Слава. - Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

Ответ: Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.

4. Можно ли разговаривать за столом?

Ответ: Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую тишину, но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, И лишь после этого принимайся за следующий кусок.    

5. Маша чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.

Ответ: Есть надо абсолютно беззвучно. Жуй и глотай так, чтобы никто ничего не слышал! Никакого чавканья! Никакого сопения! Никаких звуков! Не хлебать! Не тянуть в себя пищу вместе с воздухом! Не шмыгать носом! (Ответы детей комментирую, направляю, добавляю.)

     

Воспитатель: Но на свете бывают непослушные дети, которые любят делать все наоборот. И поэтому таким детям нужно давать не полезный совет, а вредный совет. Такие советы дал, Григорий Остер в своем произведении, которые мы сейчас и послушаем. (Стих дается заранее детям)

«КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ»

(правила)

1.Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.

6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

7. Гарнир - овощи, картошку, макароны - набирай на вилку с помощью хлебной корочки.

8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

9. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.

10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо - их легко разломить вилкой.

11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой.

12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а           вежливо попроси передать.

14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок  получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.

16. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

17. За едой не читай - это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

18. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.

 

Воспитатель: Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды. Теперь можно приступить к сервировке стола.

Великий русский ученый Иван Петрович Павлов говорил, что «нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.

- Что же такое сервировка стола?

Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки  стола - не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью, обеспечить садящим за столом наибольшее удобство.

 

Воспитатель: А как же правильно накрыть стол к обеду? Предлагаю поиграть в игру «Сервировка стола». Раздает раздаточный материал.

  Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.          

1.  Стол рекомендуется застелить цветной скатертью.

2. Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов.

3. На скатерть кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки. Салфетка обязательный предмет.

  • Она предназначена для индивидуального пользования, ее в развернутом виде кладут на колени, чтобы предохранить одежду от случайного попадания пищи.
  • Вытирать губы полотняной салфеткой за столом не положено, можно лишь приложить салфетку к губам до и после питья, после каждого блюда, однако лучше для этой цели использовать бумажные салфетки, которые ставят на стол в специальной подставке.
  • По окончании еды салфеткой слегка касаются губ и кладут справа от тарелки.

4. На салфетку ставят закусочную тарелку.

  • Справа и слева от закусочной тарелки размещают закусочные приборы.
  • Вилку располагают слева от тарелки зубцами вверх, нож - справа лезвием к тарелке, чайную ложку можно положить справа у ножа или перед тарелкой.
  • Справа перед кончиком ножа ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, причем ручка ее должна быть повернута к правому плечу сидящего.

Этикет надо соблюдать не только в гостях, но и дома,

за семейным столом.

 Практическая работа. (Закрепление под руководством младшего воспитателя)

1. Дети выполняют практическую работу «Сервировка стола к завтраку», учатся расставлять приборы, необходимые к завтраку.

 2. Контролировать работу детей, помогать им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека культурно гигиенических навыков в старшей группе

картотека культурно гигиенических навыков в старшей группе...

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май)

ФЕВРАЛЬI неделяТема: «Как умываются животные»Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность. Уметь сопровождать свою деятельность речью...

Презентация на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе"

В данной презентации подробно представлены формы, приемы, этапы, используемые методы и приемы работы по воспитанию КГН. А также ожидаемые результаты от работы с детьми и родителями. В заключении излож...

Конспект занятия «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе

Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей.Задачи: Расширять знания о средствах гигиены.Сформировать представление о том, что человек в силах уберечь себя от болезней.Воспита...

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «СЕРВИРОВКА СТОЛА»

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ«СЕРВИРОВКА СТОЛА»...