Художественно-эстетическое развитие - рисование "Гжельские узоры"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

В данном конспекте мы знакомим детей с гжельской росписью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhelskie_uzory.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

Рисование

«Гжельские узоры»

                    Подготовила:

                                                                           Илюхина Анастасия Александровна,

г.о. Серпухов, 2023г.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

(рисование)

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».  

Тема: «Гжельские узоры».  

Возрастная группа:старшая группа (5-6 лет)

Цель:расширение знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – гжельской росписи и её особенностях.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить и научить составлять композицию с различными элементами узора гжельской росписи.

Воспитательная:

- Воспитывать аккуратность.

- Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.

Развивающая:

- Развивать внимание, творческое восприятие.

Планируемый результат:дети закрепили и расширили знания о народном художественном промысле русских мастеров – гжельской росписи и её особенностях. Познакомились и научились составлять композицию из различных элементов гжельской росписи.

Подготовительная работа:рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов и книг, посвященных гжельской росписи.

Словарная работа:завитки, орнамент.

Материалы и оборудование:  

Демонстрационный:образцы, иллюстрации.

Раздаточный:гуашь, тряпочки, кисточки, непроливайки, шаблон.

Форма проведения:Фронтальная

№ п/п

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, приёмы, формы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1  

Организационно-мотивационный

этап.

Заинтересовать детей.

- Ребята. Недавно мне подарили набор посуды. Он был сказочный красоты. Сегодня я несла его вам, чтобы вы тоже посмотрели на необыкновенные узоры, которые были изображены на посуде. Но случилась беда.

- Мимо побежал мальчик и случайно задел меня. Вся моя посуда разбилась, остались только осколки.

- Посмотрите, как вы думаете, какая роспись была на моей посуде?

- Почему вы так решили?

- Верно. Моя посуда была расписана гжельской росписью.Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент.

Метод:
словесный
Приём:
рассказ.

Метод:

Игровой

Прием:

Проблемная ситуация

- На посуде была гжельская роспись.

- Только в гжельской росписи все узоры синего или голубого цвета.

Дети заинтересованы в дальнейшую деятельность.

2

Основной этап.

2.1

Этап целеполагания.  

Помочь детям осознать, зачем им нужно рисовать.

- Ребята, посмотрите, какая прекрасная была посуда, пока она не разбилась.

- Какие вы видите узоры на ней?

- Верно, ребята.

Эта посуда была для меня очень важна. У меня есть тарелки и чайники, но на них нет гжельской росписи. Вы поможете мне ее нарисовать?

Метод: словесный

Прием: вопросы

- На ней есть цветы, точки, линии.

- Да,

Дети понимают, зачем нужно рисовать.

2.2

Этап ознакомления

с материалом и обсуждения

плана действий.

Объяснить детям этапы выполнения работы

- Ребята, какую посуду вы видите?

- Давайте внимательно рассмотрим узор. Из каких элементов состоит узор?

- Молодцы. Смотрите, есть еще вот такие необычные узоры.

- Сегодня мы с вами будем расписывать тарелку или чайник, кто что хочет.

- Но перед тем, как приступить, мы с вами немного вспомним, как рисовать узоры.

- Посмотрите, чтобы нарисовать тонкую линию, то мы рисуем кончиком кисти. Вот так. А чтобы толстую линию, то рисуем боковой частью кисти. Вот так.

Запомнили?

- Все элементы рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами.

- Ребята, слушаем меня внимательно. Вы выберете, что вы ходите расписывать – тарелку или чайник. Потом вы подумаете, что вы захотите изобразить на своей посуде. И начнете рисовать.

- Запомнили?

- Перед тем, как приступить давайте с вами немного разомнемся.

Физкультминутка

«Наши синие цветы распустили лепестки, (открывают глаза и потягиваются)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (качают руками)

Наши синие цветы закрывают лепестки, (закрывают глаза руками)

Тихо засыпают, головой качают. (качают головой)

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки (потягиваются)»

- Молодцы, садимся на места.

Метод: наглядный

Прием: рассматривание иллюстрации

Метод: словесный

Прием: вопросы, беседа, объяснение

Метод: практический
Прием: показ

 - Тарелки, чайник.

- Узор состоит из листьев, решеток, линий, травинок.

- Да.

- Да.

Дети понимают, как рисовать.

2.3

Самостоятельная деятельность детей.

Организовать самостоятельную деятельность детей, помочь с выполнением.

Проводится пальчиковая гимнастика «Цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивание кистями рук вправо, влево). Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

(Медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивание кулачков вперед, назад.)

Ребята, рисуем аккуратно, не спешим. Если у вас возникают трудности, то поднимайте руки, я подойду и помогу.

Метод: словесный

Прием: совет, указания

Метод: практический

Прием: помощь в работе

Самостоятельная работа детей. С интересом выполняют работу.

Выполнили работу, опираясь на свои знания, умения и навыки.

3

Заключительный

этап.  

Выявить результаты, провести рефлексию, тог.

-Ребята, спасибо вам за помощь. Какая красивая посуда у вас получилась.

- Вам нравятся ваши работы?

- А работы ваших товарищей?

- Вам понравилось рисовать?

- Трудно вам было?

- С какой росписью мы сегодня познакомились?

- Какие цвета используются в гжельской росписи?

- Какие узоры вы запомнили?

- Вы хорошо справились, молодцы. Теперь убираем за собой свои рабочие места.

Метод: словесный

Прием: беседа

Рассматривают и оценивают работы друг друга.

Познакомились и научились составлять гжельский узор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Конспект НОД в младшей группе по художественно-эстетической деятельности. «Украсим салфетку узором».

Конспект НОД в младшей группе по художественно-эстетической деятельности.«Украсим салфетку  узором».Воспитатель 1 категории Новикова С.ПЗадачи.-Закреплять с детьми умение рисовать гор...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...