Пескография в ДОУ
статья по рисованию

Котомова Елена Геннадьевна

Пескография как способ снятия эмоционального напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пескография как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста

https://files2.vospitatelds.ru/images/fc75d2e05c66cfef06421881a41d1b32d75f4375.jpeg

Пескография - (рисование при помощи песка или, как его еще называют, песочная анимация) появилась в 1970-х годах XX-го века. Успешный опыт Кэролайн Лиф, Ференца Цако и др. положил начало новому виду искусства – рисованию песком.

Пескограф – это световой стол или планшет, на котором рисуют тонким слоем песка на подсвеченном снизу стекле. Обычно используют очищенный песок. Все действия выполняются руками, хотя в качестве приспособлений могут использоваться кисточки, песочные карандаши, палочки, валики, трафареты и др.

Пескография – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе. Такая форма работы очень востребована и эффективна в обучении и развитии дошкольников с ОВЗ, поскольку в этот период у детей преобладает наглядно-образное мышление, то материал воспринимается и усваивается детьми лучше. Эта особенность детского мышления целенаправленно и результативно используется в коррекционно-развивающем процессе.

Применение ресурсов пескографии даёт возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Управление развитием ребёнка при этом осуществляется косвенным путем.

Детям очень полезно «общаться» с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка, развитие коммуникативных навыков.

Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно-логического мышления ребенка.

Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка.  

Рисование песком на стекле доступно детям самого разного возраста.Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою.Притом, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и широкие возможности для применения этого вида детской деятельности в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).

 Техника рисования – пескография дает возможность развития:

• индивидуальности;

• мелкой моторики ( повышение тактильной чувствительности);

• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

• речи;

Идет подготовка руки к письму; повышается самооценка ребенка.

Занятия пескографией способствуют:

• коррекции нарушений внимания и поведения;

• коррекции эмоциональных  нарушений;

•развитию психических процессов у детей;

• развитию двух полушарий головного мозга, гармоничному развитию личности;

• снятию стресса и гармонизации внутреннего состояния;

• более глубокому пониманию и принятию себя. 

Способы рисования:

1. кулаком,

2. ладонью,

3. ребром большого пальца,

4. щепотью,

5. мизинцами,

6. одновременное использование нескольких пальцев,

7. симметрично двумя руками,

8. отсечение лишнего,

9. насыпание из кулачка.

 

Приёмы рисования песком.

Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».

Существует несколько способов рисования на песочном столе.

- Самый простой: светлым по тёмному.

Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка.

- Техника «засыпания» - используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте;

- Техника «насыпания»: взяв песок в кулак, рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти, они напоминают штрихование карандашом;

- Техника «отпечатка»: помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки всей ладони, пальцев, ребра ладони (например: прыгают зайчики, идут медвежата, бегут жуки).

Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, формочки для пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи с шипами и т. д.

Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают по фону. Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.

- Способ « тёмным по светлому» (насыпание): он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными.

 

Начинать ознакомление деток с песком можно с несложных приёмов:

поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой, согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет). Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся.

Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя пальцами - машина.

Простые графические упражнения:

- выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик;

- выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик, бусы;

- перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы;

- несложные сюжеты: молния, радуга, высокие горы;

- элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки - разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать - это их успокаивает и уравновешивает.

Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами.

-Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом уже цыплёнок, овал и круг - цапля).

- Линия.

Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая пальца от стола).

- Пятна (различаются по плотности, составу и объёму, из них создаётся образ).

Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько таких пятен - в образ дерева (добавить несколько линий).

Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.

 

Материал: световой стол, магнитофон, проектор, мультимедийный экран, СD – диски с записями песен ( мультимедийные презентации), песок, палочки, кисточки, камушки, гребешки, пластиковые вилки, ложки, формочками для пластилина, выпечки, наборы для песочницы с целью создания всевозможных отпечатков, плоскостные шаблоны, трафареты, ракушки, мелкие игрушки, цветные камушки и другой бросовый материал.

 

Для рисования песком на световом столе необходимы условия:

- занятия проводятся в отдельном кабинете, который оборудован индивидуальными столами-планшетами со стеклянной поверхностью и подсветкой.

Для рисования используется мелкий песок (кварцевый, который хранится в специальном отделении в коробке на столе - планшете).

Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и строится на следующих принципах.

1. Направлять образовательную деятельность на развитие ребенка.

2. Создавать доброжелательную, творческую атмосферу, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.

3. Образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

Структура занятия.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

В водной части предусматривается использование художественного слова, просмотр видеороликов, презентаций; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме.

Фантазируем с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом отводится музыкальному сопровождению, которое используется на протяжении всей деятельности. Музыка подбирается с учетом тематики занятий.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. Можно монтировать краткометражные мультипликационные фильмы по несложным сюжетам, придуманные детьми.

Ресурсы пескографии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать педагог в целях оптимизации и обеспечения эффективности воспитательно-образовательного процесса, для повышения уровня познавательной активности детей, увеличения периода работоспособности, стимуляции дошкольников к мыслительной деятельности и формирования у детей произвольной деятельности, а также для развития коммуникативной активности, систематизации накопленных знаний, совершенствования навыков, полученных в непосредственно образовательной деятельности.

Основные преимущества метода пескографии заключаются в том, что создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Перенос обычных обучающих и развивающих заданий на световой стол существенно повышает заинтересованность детей, развивает коммуникативные функции, стабилизируют эмоциональный фон: ребенок раскрепощается, чувства и положительные эмоции нормализуют его психическое состояние, и ребенок легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми.

 Использование техники рисования песком в работе с дошкольниками дает возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние детей, успешно подготовить их к школе, развить психические процессы (восприятие, внимание, память, воображение), образно-логическое мышление, процессы саморегуляции, развить сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки, тренировать мелкую моторику рук.

Гармоничное сочетание традиционных методов и приемов воспитания с применением ресурсов пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ позволяет существенно повысить мотивацию детей, эффективно решать задачи формирования социального опыта у дошкольников, развивать творческую самостоятельность личности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ. ] – М.: ИНТ, 2010 -94с. Редактор русского издания И.А. Качанова.
  2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и педколледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256с.
  3. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2014-64с.
  4. Толстикова О.В., Савельева О.В. Разработка основной общеобразовательной программы–образовательной программы дошкольного образования: методические рекомендации [Текст] / О. В. Толстикова, О. В. Савельева; ГАОУ ДПО СО «ИРО», каф. педагогики и психологии. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.-224с.
  5. Федосеева М.А. Занятие по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии. Волгоград: Учитель 2014-122с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект -сценарий "осень" с использованием пескографии

итоговое занятие   ОСЕНЬ  с детьми ЗПР...

Конспект занятия по пескографии "Веселый Дед Мороз" + работы детей.

ПЕСКОГРАФИЯРабота с песком-развивает мелкую моторику, координацию движений, устойчивость внимания, аккуратность и эстетический вкус.  Учить намазывать клеем ПВА участки силуэта (Деда Мороза)...

Занятие по пластилинографии с элементами пескографии « Рыжая лисица»

Цели занятия:1.Познакомить детей с характерными особенностями рыжей лисицы: местом обитания. Строением тела, образом жизни, с привычками.2.Продолжить расширять кругозор детей. Рассказать о разнообразн...

Пескография для детей 2-3 лет

Комплексно- тематическое планирование....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПЕСКОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пескография как средство обучения и развития детей,  имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса....

«Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л.С. Выго...