Рисование мастихином. Конспект мастер-класса для педагогов
консультация по рисованию

Анисова Елена Сергеевна
Добрый день, коллеги. Сегодня я познакомлю Вас с одним из нетрадиционных способов рисования, нанесение мазков мастихином. Творческий подход к решению любой задачи возникает у ребёнка только в том случае, если педагог познакомит его с множеством способов и вариантов её решения. Выбор того или иного приёма при создании изображения, обусловлен умением наблюдать, всматриваться в окружающее, замечая не только яркие, бросающиеся в глаза детали, но и нюансы. Мало научить детей ремесленным навыкам, приёмам работы различными художественными материалами, главное – пробудить в них чувства, личностное отношение к задуманному произведению.
Мастихин, как никакой другой инструмент, позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрывать цвета и их сочетания. Создать красивую и сложную фактуру краски на поверхности картины, что позволяет моделировать и объём изображаемых образов и предметов. Даёт большие возможности для импровизации в ходе творческой работы.
Вот некоторые работы, в которых мы с использовали эту технику (показать).
Мастихин представляет собой стальную, упругую пластину в виде «лопаточки», которая соединяется с рукоятью посредством изогнутого металлического стержня. Эта «лопатка» может иметь самую разнообразную форму. От классической клиновидной, до нестандартной.
Его можно изготовить и из подручного материала: например из просроченной пластиковой карты, разрезая поперек на полоски разной ширины. Дело в том, что от ширины и формы мастихина зависит и ширина мазка. Мы же сегодня будем использовать готовый мастихин. И начнем мы знакомство с этой техникой рисования с отработки приемов использования.
Сегодня мы разберем пять основных приемов работы с мастихином: заполнение, смешивание, фактура, создание линий и создание неоднородных мазков. Но сначала научимся держать мастихин правильно: держать нужно сверху за рукоятку, лежать он должен свободно, то есть мы его не сжимаем.
1) Заполнение используется для создания однотонного фона. Набираем краску на нижнюю часть мастихина и кладем ее на холст и разносим мягкими движениями. Стараемся не собрать краску ребром, а положить ее нижней частью. Работать можно во всех направлениях.
2) Смешивание. В этом приеме рассмотрим несколько вариантов:
можно набрать один цвет, положить его на палитру, затем набрать второй, положить рядом с первым, а затем смешать. Для этого нужно взять мастихин, поставить на ребро и плавными движениями из стороны в сторону постепенно смешиваем цвета. Так мы можем получить плавный градиент;
можно набрать один цвет, затем второй, и начинаем смешивать неоднородными мазками. У нас получаются неровные замесы, которые тоже можно использовать в работах.
Важно: после каждого нанесения краски на холст необходимо протирать мастихин, чтобы не испачкать работу.
Фактура. Самое частое применение мастихина. Для создания фактур, нам необходимо приемом «заполнение» создать фон, затем вытереть мастихин, набрать другой цвет и легким, кратким движением, еле прикасаясь к холсту, наносим краску. Работать можно во всех направлениях. Фактурные мазки создаются за счет того, что краска ложится неравномерно, оставляя красивую фактуру. Следует понимать, что если на холсте уже есть фон, как в нашем случае, то прикасаться нужно очень легко, чтобы не перекрыть основной цвет. Таким же способом можно наслоить третий цвет и получить очень красивую, интересную, неоднородную текстуру.
Создание линий.  Если в предыдущих примерах мы использовали большое количество краски, то для создания линий мы будем набирать краску тонкой полоской, буквально на край мастихина. Для удобства можно на палитре распределить краску тонким слоем, который позволит набрать небольшое количество краски. В таком случае мы прикасаемся мастихином к палитре, немного протягиваем мастихин, и у нас образовывается небольшая полоска краски на нижней части инструмента.
После того, как мы набрали тонкую полоску краски на нижнюю часть мастихина, подносим мастихин к холсту под углом 90 градусов, немного наклоняем на нижнюю сторону и проводим линию. Наклон мастихина очень важен для рисования линий, так как краска находится не на ребре, а на нижней поверхности. Соответственно, если не будет наклона, то не получится провести линию. Если на холсте уже есть фон, то двигаться будет уже легче. После каждого нанесения краски на холст не забываем вытирать мастихин.
Еще один способ писать линии – это вырезание.  Для этого необходимо создать фон на холсте и процарапываем мастихином линии тонкой частью мастихина, тем самым убирая лишнюю краску. Для такого способа создания линий нужно выбирать мастихин с пологим концом, в противном случае можно повредить холст.
Создание неоднородных мазков. Для этого на мастихин набираем сразу несколько цветов и в хаотичном порядке наносим на холст. Получаются очень живые мазки, с помощью которых можно создавать различные текстуры.
Это далеко не единственные приемы использования мастерка. Их существует великое множество. Многие художники придумываю свои собственные методы работы. Мастихиновая живописная техника завоевала популярность у художников всего мира. И это не удивительно, ведь она дает большие возможности для импровизации и открытия новых возможностей в живописи, позволяет шире и глубже раскрыть цветовую гамму, создать изысканные фактурные эффекты, к тому же ближе к реальности показать яркие световые акценты 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk.odt17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение комбинированного вида

Детский сад № 12 "Рябинушка" города Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Мастер-класс для педагогов

«Рисование мастихином».

Подготовил: Анисова Е.С.

Бирск 2024.

Добрый день, коллеги. Сегодня я познакомлю Вас с одним из нетрадиционных способов рисования, нанесение мазков мастихином. Творческий подход к решению любой задачи возникает у ребёнка только в том случае, если педагог познакомит его с множеством способов и вариантов её решения. Выбор того или иного приёма при создании изображения, обусловлен умением наблюдать, всматриваться в окружающее, замечая не только яркие, бросающиеся в глаза детали, но и нюансы. Мало научить детей ремесленным навыкам, приёмам работы различными художественными материалами, главное – пробудить в них чувства, личностное отношение к задуманному произведению.

Мастихин, как никакой другой инструмент, позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрывать цвета и их сочетания. Создать красивую и сложную фактуру краски на поверхности картины, что позволяет моделировать и объём изображаемых образов и предметов. Даёт большие возможности для импровизации в ходе творческой работы.

Вот некоторые работы, в которых мы с использовали эту технику (показать).

Мастихин представляет собой стальную, упругую пластину в виде «лопаточки», которая соединяется с рукоятью посредством изогнутого металлического стержня. Эта «лопатка» может иметь самую разнообразную форму. От классической клиновидной, до нестандартной.

Его можно изготовить и из подручного материала: например из просроченной пластиковой карты, разрезая поперек на полоски разной ширины. Дело в том, что от ширины и формы мастихина зависит и ширина мазка. Мы же сегодня будем использовать готовый мастихин. И начнем мы знакомство с этой техникой рисования с отработки приемов использования.

Сегодня мы разберем пять основных приемов работы с мастихином: заполнение, смешивание, фактура, создание линий и создание неоднородных мазков. Но сначала научимся держать мастихин правильно: держать нужно сверху за рукоятку, лежать он должен свободно, то есть мы его не сжимаем.

1) Заполнение используется для создания однотонного фона. Набираем краску на нижнюю часть мастихина и кладем ее на холст и разносим мягкими движениями. Стараемся не собрать краску ребром, а положить ее нижней частью. Работать можно во всех направлениях.

2) Смешивание. В этом приеме рассмотрим несколько вариантов:

  • можно набрать один цвет, положить его на палитру, затем набрать второй, положить рядом с первым, а затем смешать. Для этого нужно взять мастихин, поставить на ребро и плавными движениями из стороны в сторону постепенно смешиваем цвета. Так мы можем получить плавный градиент;
  • можно набрать один цвет, затем второй, и начинаем смешивать неоднородными мазками. У нас получаются неровные замесы, которые тоже можно использовать в работах.

Важно: после каждого нанесения краски на холст необходимо протирать мастихин, чтобы не испачкать работу.

  1. Фактура. Самое частое применение мастихина. Для создания фактур, нам необходимо приемом «заполнение» создать фон, затем вытереть мастихин, набрать другой цвет и легким, кратким движением, еле прикасаясь к холсту, наносим краску. Работать можно во всех направлениях. Фактурные мазки создаются за счет того, что краска ложится неравномерно, оставляя красивую фактуру. Следует понимать, что если на холсте уже есть фон, как в нашем случае, то прикасаться нужно очень легко, чтобы не перекрыть основной цвет. Таким же способом можно наслоить третий цвет и получить очень красивую, интересную, неоднородную текстуру.
  2. Создание линий.  Если в предыдущих примерах мы использовали большое количество краски, то для создания линий мы будем набирать краску тонкой полоской, буквально на край мастихина. Для удобства можно на палитре распределить краску тонким слоем, который позволит набрать небольшое количество краски. В таком случае мы прикасаемся мастихином к палитре, немного протягиваем мастихин, и у нас образовывается небольшая полоска краски на нижней части инструмента.

После того, как мы набрали тонкую полоску краски на нижнюю часть мастихина, подносим мастихин к холсту под углом 90 градусов, немного наклоняем на нижнюю сторону и проводим линию. Наклон мастихина очень важен для рисования линий, так как краска находится не на ребре, а на нижней поверхности. Соответственно, если не будет наклона, то не получится провести линию. Если на холсте уже есть фон, то двигаться будет уже легче. После каждого нанесения краски на холст не забываем вытирать мастихин.

Еще один способ писать линии – это вырезание.  Для этого необходимо создать фон на холсте и процарапываем мастихином линии тонкой частью мастихина, тем самым убирая лишнюю краску. Для такого способа создания линий нужно выбирать мастихин с пологим концом, в противном случае можно повредить холст.

  1. Создание неоднородных мазков. Для этого на мастихин набираем сразу несколько цветов и в хаотичном порядке наносим на холст. Получаются очень живые мазки, с помощью которых можно создавать различные текстуры.

Это далеко не единственные приемы использования мастерка. Их существует великое множество. Многие художники придумываю свои собственные методы работы. Мастихиновая живописная техника завоевала популярность у художников всего мира. И это не удивительно, ведь она дает большие возможности для импровизации и открытия новых возможностей в живописи, позволяет шире и глубже раскрыть цветовую гамму, создать изысканные фактурные эффекты, к тому же ближе к реальности показать яркие световые акценты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для педагогов (рисование нетрадиционными техниками) Тема: «Удивительное рядом»

Мастер-класс для педагогов по рисованию нетрадиционными техниками "Удивительное рядом"...

Конспект мастер-класса для педагогов «Необычное в обычном» (рисование пеной для бритья)

Мастер-класс знакомит педагогов  с техникой получения изображения при помощи пены для бритья....

Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования»

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, с целью формирование у детей дошкольного возраста худ...

Конспект Мастер-класса для педагогов «Рисование с использованием технологии нетрадиционного рисования на стеклянном мольберте»

Демонстрация приемов педагогического руководства в области применения нетрадиционных форм обучения детей дошкольного возраста....

Конспект мастер-класса для педагогов и родителей: «Нетрадиционные техники рисования. Рисование мыльными пузырями корзина сирени»

Мастер-класс для педагогов и рдителей , для того чтобы познакомить с нетрадиционными видами рисования , и показать огромные возможности данных техник....

Конспект мастер-класса по нетрадиционному рисованию для педагогов ДОУ - «Рисование по фольге".

laquo;Рисование по фольге".Тема: "Подарки для ёлочки".Цель: познакомить с новой нетрадиционной техникой- рисование по фольге.Задачи:1. Сформировать устойчивый интерес к художественной ...

Конспект мастер- класса по рисованию не традиционным способом рисование на пищевой пленке для педагогов доо «Начало жизни дерева».

Так как моя педагогическая находка это «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей», то и мастер- класс по этой же теме.Наблюдая за детьми, заметила такую особенность, что...