Технологическая карта занятия по рисования нетрадиционным способом по картине
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Трунова Марина Сергеевна

Тема: «Мы – маленькие художники.

Рисуем свою копию картины И.И. Левитана «Лес»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта ознакомления с художниками и художественными произведениями

Тема: ««Мы – маленькие художники. Рисуем свою копию картины И.И. Левитана «Лес»

Возрастная группа: старшая группа

Образовательная область, интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие; интегрируются – познавательное и социально-коммуникативное развитие.

Цель: Продолжать знакомить с пейзажем, как жанром изобразительного искусства и самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.

Задачи:

1.        Продолжать рассказывать о творчестве выдающегося русского художника И.И. Левитана

2.        Обобщить впечатления от наблюдений и рассматривания репродукций картин о зиме разных художников. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить видеть красоту природы.

3.        Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.

4.        Учить изображать природу, новому способу(нетрадиционному) рисования деревьев – ели и сосны: с помощью ватных палочек, щетинистой щетки.

5.        Познакомить с новыми способами рисования деревьев, с новым способом изображения снега – «набрызги».

6.        Познакомить с новыми способами рисования фона при помощи фольги

7.        Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

8.        Учить самостоятельно выбирать изобразительные материалы.

9.        Воспитывать любовь к природе родного края.

10.        Воспитывать бережное отношение к своей одежде при работе с гуашью

Оборудование: репродукции картин – И.И. Левитана «Зимний лес», Д.А. Крымов «Зимний вечер», музыка А. Вивальди (концерт «Зима, 1-я часть), П.И. Чайковский «Зима»

Материалы для занятия:

1. Альбомные листы.

2. Набор гуашевых красок, фольга.

3. Кисти (щетина) разного размера.

4. Стаканчики с водой, палитра.

5. Палочка ватная, зубная щетка.

6. Салфетка, фартук.

Методы и приемы (способы): Загадки, показ, беседы, вопросы детям, объяснение, пояснение, подведение итогов, рефлексия. Прием «вхождения в картину» - воспитатель предлагает детям очутиться в лесу на поляне меж сосен, которые изображены на картине. Посмотреть на высоту сосен, рассмотреть их могучие стволы и покупаться в рыхлом снегу.  Метод музыкального сопровождения – звучит музыка П.И. Чайковского «Зима», настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.

Подготовительная (предварительная) работа: наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин и иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему, «Какого цвета зима?»

Форма организации: способу организации детей – фронтальная.

Планируемый результат занятия: дети проявляют интерес к произведениям изобразительного искусства, воспринимают средства художественной выразительности, называют виды художественной живописи, испытывают удовлетворение от достигнутых результатов в самостоятельной художественно- эстетической деятельности, умеют работать сообща.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Ожидаемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап (вводная часть)

Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

-Ребята, сегодня я получила письмо на адрес нашей группы. Прислал его карандаш – это самый главный из веселых человечков.

Он хочет написать картины на тему «Зимушка моя!»

И просит Вас помочь ему в этом, чем же хороша Зимушка - зима. Поможем ему?

- картина

-Да!

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Подготовить детей к восприятию предстоящей информации

У зимы три месяца. Дни зимой короче, а ночи длиннее. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем идут снегопады.  Снег укрывает землю пушистым покрывалом. Снег лежит на ветках деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.

Белеют тропинки, дороги, крыши домов. Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги. Зимой реки, озера пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Деревья и кусты стоят без листьев. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало.

стихотворение Ф. Тютчева

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

- Какая картина природы предстает перед глазами, когда слушаешь это стихотворение?

Дети внимательно

слушают

Зимняя картина.

(Дети подбирают подходящую к тексту картину и объясняют, в чем сходство описанного и нарисованного).

Дети

подготовлены

к восприятию

предстоящей

информации,

2.2

Этап восприятия материала

Развивать у детей интерес к искусству;

Расширять знания детей об изобразительном искусстве;

Совершенствовать умение составлять рассказы по произведениям изобразительного искусства

А теперь я вас приглашаю в музыкальную гостиную

Воспитатель читает под музыку А. Вивальди (концерт «Зима, 1-я часть) отрывок из рассказа «Четыре художника» писателя Г. Скребицкого о зиме.

«… Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

 Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит…

  Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!»

 Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела…

 А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

 И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются…

 Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!».

- Вот какую замечательную картину нарисовала Зимушка – Зима. Увидев такую красоту, художник тут же возьмется за кисти и краски и постарается запечатлеть ее.

- Предлагаю, ребята, как настоящим художникам отправиться в лес

Физкультминутка.    «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес.           

Сколько здесь вокруг чудес!       

Справа березка в шубке стоит,   

Слева елка на нас глядит.            

Снежинки в небе кружатся,         

На землю красиво ложатся.         

Вот  и зайка проскакал,                

От лисы он убежал.                     

Это серый волк рыщет,               

Он себе добычу ищет!

Не найдет тогда он нас!               

Лишь медведь в берлоге спит,    

Так всю зиму он проспит.

Пролетают снегири,                     

Как красивы они!

В лесу красота и покой,              

А нам пора уже домой.               

-

Дети слушают рассказ

 (Дети рассматривают репродукции картин).

Ходьба на месте.

Руки разводят в стороны.

Руку отводят в указанную сторону и смотрят.

Отводят руку и прослеживают взглядом.     

Движение фонарики и смотрят вверх.

Кружась, приседают.

Прыжки.

Имитируют «волчью» походку.

Приседают , прячась.

Имитируют сон.

Имитируют полет птиц.

Разводят руки в стороны.

Садятся на свои места

У детей развивается интерес к искусству, Расширяются знания об искусстве, Совершенствуется умение составлять рассказы по произведениям искусства

2.3

Этап практического решения проблемы

Рисование нетрадиционной техникой фольгой с изображением снега – «набрызгами» зубной щёткой.

Сейчас мы с вами нарисуем зимнюю картину – зимний пейзаж, вдохновляясь картинами русского пейзажиста И.И. Левитана.

Художники – пейзажисты очень наблюдательны, они внимательно рассматривают деревья, их расположение, строение и высоту. Подмечают много ли снега лежит на ветках, или они только припорошены легким снежком. Обращают внимание на цвет неба – будет ли это морозный, солнечный, ясный день или разгуляется метель, повалит густой снег, потемнеет небо. По сравнению со снегом небо на картине всегда выглядит темнее.

 Художники не просто срисовывают то, что им понравилось, а делают сначала наброски своего рисунка, продумывают, какой будет картина, чтобы не было ничего лишнего.

 Необходимо рисовать зимний пейзаж, используя все пространство листа. Заранее продумать, какие деревья будут находиться в зимнем лесу, как они будут размещаться на рисунке. Сначала надо нарисовать деревья на переднем плане листа. Они будут более крупными и высокими, с четко прорисованными ветками, а затем разместить на дальнем плане остальные объекты.

 Начинать работу нужно с фона. В зависимости от того, какой будет день, выбрать краски. Если солнечный и морозный день – берем голубую, розовую, желтую краски и смешиваем их свободно на листе, добавив белил при помощи размазывания фольгой. Если день будет пасмурным и снежным, для фона лучше взять краски синих холодных оттенков (голубую, синюю, фиолетовую) и смешать их с белилами.

 После того как фон будет готов, приступить к выполнению самого рисунка. Выбрав нужный цвет, приступить к прорисовке самих деревьев, не забывая передавать сходство с оригиналом. Для того чтобы нарисовать обнаженное зимнее дерево, нужно хорошо продумать форму его ствола и узор ветвей. Толстые ветви дерева сужаются к концу. Чтобы показать это, начинайте рисовать ветку от ствола и постепенно приподнимайте кончик кисти. При этом нарисованная вами линия будет сужаться к концу. Тонкие мелкие ветки следует писать самым кончиком кисти. Для изображения деревьев разных пород можно использовать гуашь (дубы и клены). А вот сосны и ели мы с вами сегодня научимся рисовать ватными палочками, прорисовывая крону с иголочками. Набираем совсем немного нужной краски (смешиваем на палитре зеленую и немного синей краски). В рисунок можно внести дополнение (птицы, животные, ягоды рябины на ветках).

 Обращаем внимание на окраску снега, он не всегда бывает белого цвета. Художник профессионал хорошо знает, что снег белым в природе не бывает: он принимает на себя и отражает краски всех окружающих предметов и даже неба. Тени от деревьев оставляют на снегу темные пятна (на палитре смешиваем нужный оттенок – в белила добавляем немного синей, красной краски), а вот в лучах холодного зимнего солнца снег искрится  и переливается разными красками и кажется розовым, голубым и сиреневым.

 Падающий снег рисуем приемом «набрызга», при помощи зубной щетки: направив щетку на лист бумаги, резко провести по ней палочкой по направлению к себе, снежные шапки на кроны деревьев нанести приемом тычка.

 

Во время рисования звучит музыкальное произведение Чайковского «Зима».

Дети внимательно слушают и достают баночки с красками

Дети рисуют.

Дети озвучивают этапы деятельности. Готовят свои рабочие места

Активно участвуют в беседе.

Дети рисуют фон фольгой

Дети рисуют деревья

Дети рисуют падающий снег «набрызгами» при помощи зубной щетки

Параллельно слушают музыку для вдохновения

3.

Заключительный этап

Анализ и самоанализ деятельности.

Ребята, посмотрите, нам пришло еще одно письмо, Веселый карандаш пишет: «Большое спасибо за ваш рассказ, вы мне очень помогли. У вас, ребята, получились чудесные зимние пейзажи. Глядя, на ваши работы, мне сразу вспоминаются стихи русских поэтов о зиме, которые очень точно отражают, то что вы нарисовали. Теперь и я смогу также рисовать».

- Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна…

(С. Есенин )

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов…

(А. Пушкин)

-Итак, какое время года мы сегодня изображали?

-Скажите ребята, кому какой понравился рисунок и почему?

-Какой необычный инструмент мы использовали сегодня для изображения падающего снега?

-Какую технику нетрадиционного рисования мы сегодня применили?

 - дети показывают свои рисунки, слушают стихи русских поэтов

- Дети отвечают на поставленные вопросы

У детей воспитывается интерес, любовь и уважение к русским поэтам


Дети анализируют свою деятельность.

Дети убирают свои рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по рисованию нетрадиционным способом (рисование тычком + проступающий рисунок) средняя группа "Путешествие в зоопарк"

Конспект открытого занятия по рисованиюнетрадиционным способом(рисование тычком + проступающий рисунок)средняя группа«Животные нашего зоопарка». составила Кузнецова Светлана Владимировна Пут...

Технологическая карта занятия по рисованию Тема "Огоньки на елочке весело горят"

Цель: развитие художественного вкуса, творческого воображения, мелкой моторики рук. Задачи: - ОЗ: учить рисовать мелкие детали (желтые огоньки) «мазком» кисти равномерно располагая на елке, проводит...

Технологическая карта занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Быстроногий конь» в технике мезенской росписи.

Мне очень нравится Мезенская роспись (Палащельская). Нравится каким-то необыкновенным волшебством в своей простоте. Какое многообразие образов: и птиц, и животных, и природы. Иногда мне кажется, что к...

Технологическая карта занятия по рисованию в средней группе «Ёж и его друзья»

Освоить новый нетрадиционный способ рисования вилкой....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по рисованию «Чебурашка»

Возрастная адресованность: старшая группа детского сада.                Длительность мероприятия: 25Цель: научить детей ...

Технологическая карта занятия по рисованию в старшей группе.

Конспект в технологической карте рисование в старшей группе "Чебурашка"...